Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как «медиа-политика» и «медиа-политическая система». При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса 5
1.2. СМИ и органы власти в условиях политической системы современной России 22
1.3. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 34
2.1 Общая характеристика Республики Башкортостан 34
2.2. Средства массовой информации Башкортостана 38
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов власти РБ со СМИ и общественностью 40
3. Пути совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

709_Munitsipalnoe_upravlenie.docx

— 103.30 Кб (Скачать файл)

- определяет форму и  периодичность подачи материалов  в средства массовой информации  Администрацией РБ и другими исполнительными органами государственной власти РБ;

- взаимодействует с аналогичными  службами Администрации Президента  Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и других  органов государственной власти  Российской Федерации;

- формирует рекомендации  по представлению государственных  органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  РБ в глобальной сети Интернет;

- разрабатывает проекты  информационного сопровождения  основных направлений деятельности  Администрации РБ и других исполнительных органов государственной власти РБ.

Технология взаимоотношений  муниципальной власти со СМИ и  общественностью проходит путем  взаимодействия со структурными подразделениями  Администрации города Уфы, которые в свою очередь работают на основании исполнения служебных записок, которые являются регламентирующими и отчетными внутренними документами. Вся работа муниципального образования города Серпухова осуществляется через документооборот. Служебные записки составляются заявителем, утверждаются ответственными лицами и исполняются ответственным компетентным лицом. Поручение является разновидностью служебной записки и составляется соответствующим руководителем (начальником).

Проанализировав все этапы  технологии взаимодействия органов  местного самоуправления со СМИ на уровне целевой коммуникации можно  сделать вывод, что практически  все процессы этого взаимодействия, в обычном его варианте, осуществляются только внутри органов власти и никаким  образом не зависят от внешних  факторов. Это означает, что скорость и качество обработки обращения  зависит от внутренних процессов  Администрации республики, таких как: время доставки документов, время их обработки на каждом уровне, и время выполнения поручения по обращению.

Что касается пересылки документов на каждом уровне управления, то этот процесс  является строго регламентированным и  производится посредством внутренней корреспонденции ежедневно в 12 часов  дня. Организованная таким образом  доставка документов снижает оперативность  рассмотрения обращений граждан. В  частности любое обращение рассматривается  как минимум три дня, так как  проходит не менее трех инстанций  местной власти, пересылка между  которыми осуществляется 1 раз в  день. В Администрации весь документооборот происходит на бумажных носителях посредством внутренней корреспонденции, что также увеличивает время обработки информации во властных структурах.

Все отчетные документы об обращениях граждан хранятся как  в электронном виде, так и на бумажных носителях, причем нет общего формата данных или общей системы  управления этим процессом, поэтому  многие документы хранятся в стандартных  офисных форматах (Word и Excel), что также затрудняет процесс доставки и обработки документов.

Массовая коммуникация в  системе информационного взаимодействия власти и населения играет важную роль, так как охватывает массовую аудиторию и способна донести  информацию до широкой общественности. Основными средствами массовой коммуникации являются: телевидение, газеты, радио  и Интернет сайты, но только Интернет сайты относятся к программным  средствам автоматизации и являются единственным видом информационных технологий из всех перечисленных СМИ.

Информационное взаимодействие осуществляется только в одном направлении, от органов власти к населению. Общественность снабжается какой-либо информацией  от органов местного самоуправления, но ответное информационное взаимодействие (от населения к органам власти) не реализовано. Сайт представляет собой  информационно-справочное поле, в котором  нет средств ведения диалога  между населением и органами местного самоуправления, а размещать информацию на сайте могут только структурные подразделения органов местного самоуправления в одностороннем порядке.

На уровне массовой коммуникации информационный канал от населения  к органам власти рассматривается  как важнейшее средство донесения  информации от населения до органов  местного самоуправления. Таким средством  может быть наличие на сайте города информационного поля (рубрики или  раздела), редакция которого осуществлялась бы самим населением, а получателем  информации, в этом случае, выступали  бы структурные подразделения органов  местного самоуправления. Отсутствие информационного канала массовой коммуникации от населения к органам местного самоуправления города на уровне информационных технологий ведет к невозможности  получения актуальной информации от наиболее молодой и целеустремленной части населения, которое активно  пользуется Интернетом.

Использование информационных технологий для связи с общественностью  и СМИ на уровне массовой коммуникации региона можно охарактеризовать как недостаточное. Информационное взаимодействие налажено только в одностороннем порядке в виде информационного портала, хотя с технической и программной точек зрения установление обратного информационного канала от населения к органам муниципального управления не составит особых затрат.

Рассматривая технологические  аспекты взаимодействия власти и  СМИ, нельзя не остановиться на проблеме «закрытости» органов власти, что  вызывает у работников СМИ трудности  с получением информации.

 

3. Пути совершенствование  взаимодействия региональных институтов  власти и СМИ

 

По утверждению исследователей, регион является открытой системой, «вплетенной» в вертикальные и горизонтальные отношения с Центром и другими  регионами. По характеру этих взаимосвязей можно судить о типе властных отношений, сложившихся в данном обществе. Свое видение системы взаимоотношений  между регионом и центром можно  представить в виде трёх моделей  взаимодействия Центра и региона.

В первой модели взаимоотношения  Центра и регионов носят вертикальный, однонаправленный характер. В Центре сосредоточены все виды капитала, что обеспечивает контроль центра за регионами.

В рамках второй модели во взаимоотношениях Центра и регионов присутствует обратная связь, за регионами признается право  влияния на процесс принятия решений.

Для третьей модели характерен плюрализм и равноправные взаимоотношения  регионов не только с Центром, но и  между собой. Характер взаимоотношений  между Центром и регионами  определяет объем полномочий, которым  обладает региональная система, ее самостоятельное  или зависимое от Центра положение. Основные характеристики и условия  существования регионального медийного пространства могут задаваться извне или определяться самими регионами. От этого зависит положение, статус, цели и задачи региональных СМИ в данном обществе, а также степень регулятивного государственного вмешательства в деятельность регионального медийного поля.

Сегодня российское законодательство жестко и детально регламентирует региональное медийное поле. Особое внимание уделяется взаимоотношениям институтов власти и СМИ, особенно по вопросам экономической поддержки масс-медиа, необходимость которой уже несколько лет вызывает споры и дискуссии.

Анализ деятельности пресс-службы Администрации РБ позволяет отметить в ее работе как положительные стороны, так и определенные моменты, характеризующиеся недостаточным использованием имеющегося в распоряжении пресс-службы потенциала с точки зрения рассматриваемой в данной работе проблематики.

Работа со средствами массовой информации, а именно: ведение списков  журналистов, индивидуальная работа с  ними, отслеживание выходящих в СМИ  материалов, их систематизация, анализ, доведение этой информации до депутатов, проведение пресс-конференций, пресс-релизов,  создание собственных телевизионных  и радиопрограмм, наличие в краевых  и районных изданиях полос, подготавливаемых пресс-службой, и другая деятельность пресс-службы может быть признана хорошей, если принять во внимание ряд замечаний  и рекомендаций:

1) не осуществляется и мониторинг общественного мнения, не выявляются общественно-важные вопросы, считающиеся населением первоочередными для решения их Администрацией в рамках своей компетенции;

2) не производится анализ эффективности производства выпускаемых радио и телепередач, газетных полос. В связи с немалой себестоимостью производства теле- и радиопрограмм, осуществляемых региональными органами власти и ограниченностью ее бюджета, предлагается периодически выяснять рейтинги этих программ, определять, является ли время их выхода в эфир наиболее удобным для телезрителей и радиослушателей, являются ли рассматриваемые в программах проблемы действительно актуальными среди широкой общественности, так как это позволит своевременно реагировать на проблемы населения, вовремя изменять тематику программ в целях освещения «нужных» обществу и руководству Думы вопросов и повышения общего уровня популярности и доверия к законодательной власти, росту ее престижа в обществе. Данные рекомендации применимы и к материалам, выходящим в печатных СМИ;

3) весьма полезно было бы пресс-службе, совместно с руководством Администрации, выработать общую концепцию информационного освещения ее деятельности в СМИ с тем, чтобы выходящие в них материалы не представляли собой разрозненные элементы лишь информативного характера, а являлись стройными звеньями единой и четкой стратегии освещения деятельности органов власти и формирования у широкой общественности имиджа Администрации РБ как государственно-властного органа, радеющего за процветание экономики и населения республики, стоящего на защите их интересов;

4) следует проводить компании в поддержку принимаемых Администрации законов и решений, особенно если они непопулярны и могут вызвать неодобрение населения республики;

5) необходимо также предостеречь от слишком явного и настойчивого манипулирования политическим сознанием, поскольку этот процесс должен происходить скрыто, как бы исподволь, незаметно для населения и не допускать ни малейших подозрений в свой адрес в применении приемов манипуляции, так как это может нанести существенный ущерб и нейтрализовать всю проделанную работу. Следует постоянно помнить о необходимости разумного баланса в использовании политического манипулирования. В случае же широкого обнародования использования таких приемов следует в кротчайшие сроки и с минимальной оглаской «свернуть» данный вид деятельности.

Выстраивание гармоничной  системы взаимоотношений законодательной  власти со СМИ – пресс долгий и довольно сложный. Его развитие прямо связано с общим ходом  и направленностью становления  российского общества, государственности  и всех ее властных и гражданских  институтов (в том числе «четвертой власти») в новых политических условиях. Можно сказать, что первые шаги в  этом направлении уже сделаны, однако о достижении конечного результата пока говорить рано.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В последние годы в условиях глобальных политических преобразований взаимоотношения между государственной  властью и СМИ перешли на качественно  новый уровень и носят довольно разносторонний и противоречивый характер. Для государства его информационная политика выступает одним из центральных  рычагов управления, наиболее весомым  инструментом власти. Для средств  массовой информации государственная  власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом  на информационном поле.

В этом случае масс-медиа являются незаменимым источником, как получения информации, так и её распространения. Для государства крайне важен и тот и другой аспект деятельности СМИ. В то время как для самих средств массовой информации на первый план выступает распространение информации. При этом они исходят из возможности воздействовать на массовое сознание, формируя тем самым общественное мнение. Именно на этом этапе (формирования общественного мнения) возникает необходимость взаимодействия государственной власти и СМИ. В этом в равной степени заинтересованы оба участника политического процесса.

С начала нового тысячелетия  в силу ряда объективных причин произошло  усиление влияния государства на деятельность СМИ, и при этом у  органов власти увеличились возможности  в информационном обеспечении своей  деятельности.

Анализ взаимодействия органов  государственной власти и СМИ  проведен на примере республики Башкортостан.

В соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми  актами РБ право граждан на получение информации - законодательно закрепленная обязанность органов государственной власти республики и органов местного самоуправления на создание условий для развития системы всестороннего информирования населения о деятельности органов государственной власти, удовлетворение потребности населения в информации о социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни республики, Российской Федерации, зарубежных стран через средства массовой информации.

До 2010 года в целях повышения  уровня информированности жителей  РБ, в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» Правительство республики Башкортостан утвердило долгосрочную целевую программу Развития государственных печатных средств  массовой информации и газетного комплекса полиграфической промышленности республики Башкортостан на 2007 - 2010 годы.

Информация о работе Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ