Современная типология должностей государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать особенности государственной службы РФ. Ее место и роль в современной типологии должностей гос.службы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;
2. изучить виды гражданской службы;
3. выделить действующие принципы гражданской службы в РФ;
4. рассмотреть особенности и проблемы прохождения гражданской службы в РФ.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5-11
1.1 Понятие и классификация должностей государственной службы 12-21
Глава 2. Должности государственной гражданской службы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы. 22-36
2.1 Программа (пилотный проект) разработанный «федеральным порталом по управленческим кадрам» о квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам предъявляемым к госслужащему. 36-41
2.2 Анализ характеристик кадрового состава государственных органов Самарской области…………………………………………………………...42-50
Заключение 51-52
Список использованной литературы…………………………...................53-54

Файлы: 1 файл

Современая типология должностей госсударственной службы.docx

— 662.42 Кб (Скачать файл)

Федеральная государственная  гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях федеральной государственной  гражданской службы по обеспечению  исполнения полномочий федеральных  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная  деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных  органов субъекта Российской Федерации  и лиц, замещающих государственные  должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в  Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная  служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Установленное деление  государственной службы Российской Федерации по видам и уровням  имеет основополагающее значение, так  как в соответствии с ним принимаются  федеральное законодательство, касающееся видов государственной службы, а  также законодательство субъектов  Федерации о государственной  гражданской службе.

Федеральным законодательством  регулируются не только общие правила  государственной службы России, касающиеся всех её видов, но и особенности каждого  из них. Ведь совершенно очевидно, что  военная и правоохранительная служба существенным образом отличаются от государственной гражданской службы по своему функционально-целевому назначению и условиям несения службы. Поэтому  в федеральных законах и иных нормативных правовых актах определяются различия в формировании кадрового  состава, организации гражданской, военной, правоохранительной службы, порядке  поступления на службу и её прохождении, правовом положении гражданских  служащих, военнослужащих, сотрудников  правоохранительной службы, а также  порядке оплаты их труда и видах  предоставляемых им социальных гарантий и компенсаций.

Наряду с федеральной  государственной службой в России складывается государственная гражданская  служба субъектов Федерации, которая  в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин правовых и организационных  основ, но с учётом местных условий. Таким образом, современная система государственной службы с её видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и различия в функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, а также их правовом положении. 

1.1 Понятие и классификация должностей государственной службы

 

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных  государственных органах могут  быть учреждены должности, имеющие  следующий правовой статус:

1. Государственные должности  Российской Федерации, которые  устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов. Эти  должности не относятся к должностям  государственной службы, а замещающие  их лица не являются государственными  служащими (например, в федеральном  министерстве таким лицом является  только федеральный министр).

2. Должности государственной  службы, которые учреждаются федеральными  законами или иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации и предназначены для  замещения государственными служащими.  К их числу относятся:

а) должности федеральной  государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном  органе могут быть предусмотрены  также должности, не относящиеся  к должностям государственной  службы. На лиц, замещающих такие  должности, т.е. «негосударственных  служащих», действие Федерального  закона «О системе государственной  службы Российской Федерации»  и других нормативных правовых  актов о государственной службе  не распространяется. Их трудовая  деятельность регулируется законодательством  Российской Федерации о труде.  К их числу относятся, например, дежурный по этажу, сторож.

Под должностью государственной  службы понимается учрежденная в  установленном порядке первичная  структурная (организационная) единица  государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего  ее лица, а также расходы его  нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий  для выполнения им должностных обязанностей. В штатном расписании государственного органа (учреждения) указываются наименование, место и роль должности, перечень должностей, кому они подчинены, кто  им подчинен. Внутренняя структура  любого государственного органа (учреждения) рассматривается как определенная система различных по своему назначению и уровню должностей.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся некоторые  признаки должности государственной  службы, по которым ее можно отличить от должностей, имеющих иной правовой статус: должностей, не относящихся  к должностям государственной службы; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления, в органах профессионального  союза.

Первый отличительный  признак должности государственной  службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной  службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной  государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной  гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ.

Реестр должностей государственной  гражданской службы субъекта Федерации  утверждается законом или иным нормативным  правовым актом.

Реестр должностей федеральной  государственной службы и реестры  должностей государственной гражданской  службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной  службы РФ.

Важность данного признака определяется тем, что в зависимости  от функционального предназначения должностей, выраженного в их наименованиях, различаются виды государственной  службы. Необходимость такого разделения связана с тем, что в одном  федеральном государственном органе могут быть учреждены должности  различных видов государственной  службы. Например, в МЧС России имеются  должности федеральной государственной  гражданской службы, воинские должности  и должности правоохранительной службы; в ФСО России - воинские должности  и должности федеральной государственной  гражданской службы.

Законом установлено, что  федеральная государственная гражданская  служба - это профессиональная служебная  деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской  службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов  и лиц, замещающих государственные  должности РФ (ст. 5).

Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны  и безопасности государства (ст. 6).

Правоохранительная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина (ст. 7). Перечень таких федеральных  государственных органов определяет Президент. Правоохранительные функции  осуществляют: МВД России и его Федеральная миграционная служба, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Минюст России и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов и некоторые др.

Второй отличительный  признак должности государственной  службы состоит в том, что объем  полномочий по конкретной должности, включённой в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен  тем кругом обязанностей, которые  вытекают из полномочий того или иного  федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения  объема полномочий используется деление  должностей государственной службы на категории и (или) группы: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В  соответствии с категорией и группой  должностей устанавливаются различные  квалификационные требования к гражданам  для замещения этих должностей, порядок  назначения на должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также  порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

В число квалификационных входят требования к уровню профессионального  образования, стажу государственной  службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и  навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Другие требования, а также деление должностей государственной  службы на категории и группы устанавливаются  федеральными законами о видах государственной  службы.

Так, Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. вместо ранее существовавшего  деления на две категории («Б»  и «В») установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

К категории «руководители» относятся должности руководителей  и заместителей руководителей государственных  органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и их структурных  подразделений, должности руководителей  и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или  без ограничения срока полномочий.

К категории «помощники (советники)»  относятся должности, учреждаемые  для содействия лицам, замещающим государственные  должности, руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочии указанных  лиц или руководителей.

К категории «специалисты»  относятся должности, учреждаемые  для профессионального обеспечения  выполнения государственными органами установленных задач и функций  и замещаемые без ограничения  срока полномочий.

К категории «обеспечивающие  специалисты» относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Ранее применявшийся принцип  деления должностей государственной  службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован  и при делении должностей федеральной  государственной гражданской службы.

Наименование воинских должностей, объем полномочий по ним и характер квалификационных требований к военнослужащим, замещающим эти должности, вытекают из предназначения и организационно-штатной  структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и  органов, сущности военно-служебных  отношений, выполняемых должностных  обязанностей, применяемых средств  и способов ведения вооруженной  борьбы и т.д.

Воинские должности в  зависимости от их ранга (по своей  значимости) делятся на составы применительно  к делению системы воинских званий, установленной Федеральным законом  «О воинской обязанности и военной  службе» от 28 марта 1998 г.: 1) солдаты, матросы, сержанты, старшины; 2) прапорщики и мичманы; 3) офицеры (младшие, старшие, высшие). Законом определено, что  единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами  в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и  органах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению  полковниками, капитанами I ранга, утверждаются Президентом. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ или руководителем  соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором  предусмотрена военная служба. В  перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут  замещаться военнослужащими женского пола, гражданского персонала или  замещаться на конкурсной основе. Каждой должности должно соответствовать  одно воинское звание, которое указывается  в штате соответствующей военной  структуры. Это означает, что не допускается  утверждение перечней воинских должностей и штатов с так называемыми  вилочными званиями (например, подполковник - полковник).

В зависимости от установленного деления воинских должностей на составы  различается порядок назначения на них, присвоения воинских званий и  решения других вопросов военной  службы.

Информация о работе Современная типология должностей государственной службы