Современная типология должностей государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать особенности государственной службы РФ. Ее место и роль в современной типологии должностей гос.службы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;
2. изучить виды гражданской службы;
3. выделить действующие принципы гражданской службы в РФ;
4. рассмотреть особенности и проблемы прохождения гражданской службы в РФ.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5-11
1.1 Понятие и классификация должностей государственной службы 12-21
Глава 2. Должности государственной гражданской службы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы. 22-36
2.1 Программа (пилотный проект) разработанный «федеральным порталом по управленческим кадрам» о квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам предъявляемым к госслужащему. 36-41
2.2 Анализ характеристик кадрового состава государственных органов Самарской области…………………………………………………………...42-50
Заключение 51-52
Список использованной литературы…………………………...................53-54

Файлы: 1 файл

Современая типология должностей госсударственной службы.docx

— 662.42 Кб (Скачать файл)

- подготовлены предложения  по совершенствованию работы  кадровых служб в части установления  квалификационных требований к  должностям гражданской службы;

- подготовлен проект справочника квалификационных требований к должностям гражданской службы (далее – справочник), содержащий  базовые и функциональные квалификационные требования. В проекте справочника определены базовые квалификационные                                требования: требования к знанию государственного языка Российской Федерации – русского языка, знанию основ права, знанию основ делопроизводства и документооборота, знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий;

- выработан подход к  определению профиля должности  гражданской службы;

- разработана структура  проекта методических рекомендаций  к должностям гражданской службы  и подготовлены проекты отдельных  его разделов;

- разработан проект федерального  закона о внесении изменений  в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время (август 2013 г.) осуществляется апробация разработанных  специальных квалификационных требований (квалификационные требования к конкретной должности гражданской службы) к  должностям гражданской службы, которая  заключается в согласовании их, а  также профилей должностей гражданской  службы с федеральными государственными органами – участниками пилотных проектов.

 

Планируемые мероприятия  по реализации пилотного проекта

 

После окончания этапа  апробации в сентябре – октябре 2013 года планируется:

- доработка проекта справочника  квалификационных требований, включая  проведение рабочих встреч с  федеральными государственными  органами-участниками пилотного проекта в целях определения функциональных квалификационных требований по охваченным проведенным исследованием направлениям профессиональной деятельности и специализациям по направлениям профессиональной служебной деятельности;

- разработка программы  обучения представителей кадровых служб федеральных государственных органов – участников пилотного проекта разработанным новым подходам к установлению и применению квалификационных требований и проведение указанного обучения;

- разработка программы  мероприятий по внедрению комплексной оценки в рамках программы мероприятий для гражданских служащих по вопросам внедрения современных кадровых технологий в деятельность федеральных государственных органов на 2013 г. и проведение указанных мероприятий. 

2.1. Анализ характеристик кадрового состава государственных органов Самарской области

Система государственной  гражданской службы Российской Федерации включает федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В Самарской области установлены  правовые основы государственной гражданской  службы Самарской области. На основе Федерального закона  «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» принят Закон Самарской области  «О государственной гражданской  службе Самарской области», изменены и дополнены законы Самарской  области, регулирующие вопросы организации  и прохождения государственной  гражданской службы.

В приложении к Закону Самарской  области «О государственной гражданской  службе Самарской области» закреплен  реестр должностей  государственной  гражданской службы Самарской области, позволивший дифференцировать должности  государственной гражданской службы по видам государственных органов, категориям и группам должностей.На протяжении 2005-2009 годов был сформирован механизм правового регулирования государственной гражданской службы Самарской области, включающий в себя законы Самарской области, правовые акты Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, нормативные правовые акты государственных органов Самарской области, посредством которых регламентированы важные аспекты государственной гражданской службы Самарской области: порядок подготовки должностных регламентов государственных гражданских служащих Самарской области, показатели эффективности и результативности их деятельности, порядок командирования гражданских служащих Самарской области, порядок

предоставления дополнительного  оплачиваемого отпуска и поощрений  государственных гражданских служащих и др.

 

Данные включают в себя государственных служащих администрации  области, областной Думы, исполнительных органов государственной  власти области, областной избирательной  комиссии, аппарата Уполномоченного  по правам ребенка в области, Контрольно-счетной  палаты области, а также  государственных  служащих, осуществляющих обеспечение  деятельности мировых судей на территории Самарской области.

 

 

 

В целях  объективной оценки кадрового потенциала государственной службы области  анализу подвергнуты наиболее важные характеристики кадрового состава: возраст служащих; уровень образования и опыт работы. Данные характеристики позволяют интегрально оценить перспективы эффективного функционирования государственных органов по исполнению государственных функций и предоставлению населению государственных услуг.

Средний возраст (определено как центральное среднее арифметическое) государственного служащего области составляет 42,2 года (для сравнения:             в 2008 году – 42,9 года).

При этом, вклад соответствующей возрастной категории в общую численность государственных служащих представлен на диаграммах:

 

 

 

 

 



Следует отметить, что в  период с 2001 по 2004 г.г. возрастная структура государственных служащих области практически оставалась неизменной: общее число служащих в возрасте от 31 до 54 лет составляло порядка 73%. В течение 2005-2008 г.г. доля данной возрастной категории возросла до 78%, а в 2012 году она составила – 79,3%. При этом наблюдается тенденция к снижению числа служащих в возрасте свыше 60 лет (относительное снижение численности составило за три предыдущих года - 1,18%, ), с одновременным приростом числа «зрелых специалистов» в возрасте от 31 года до 40 лет (относительный прирост по данной категории за три прошедших года составил +3,1%). Также в качестве положительного момента следует отметить наличие тенденции к увеличению доли «молодых специалистов» в возрасте до 31 года (относительный прирост за три года по данной категории составляет  +0,67%)

Следующей важной характеристикой кадрового  состава является образовательный уровень государственных служащих области, который характеризуется следующими параметрами. За период с 2002 года  по 2012 год число служащих, имеющих высшее образование, увеличилось с   85,6 % до 95,6 %. Снижена численность служащих, имеющих среднее, среднее - профессиональное  образование, с 12,8 % в 2002 году до 6,0 % по итогам 2009 года и до 4,4 %  к 2012 году. Положительные тенденции по изменению уровня образования служащих наиболее ярко выражены, начиная с 2005 года.

Следует отметить, что 54 государственным служащим присуждены ученые степени кандидата и доктора наук.

Распределение общей численности  государственных служащих области  по уровню образования представлено на следующей диаграмме:

 

Учитывая, что плановая «ротация кадров» и  преемственность государственной  службы путем передачи опыта и  практических знаний служащим, впервые  поступившим на государственную  службу, невозможны без наличия в  коллективе наиболее опытных сотрудников, было проанализировано распределение общей численности государственных служащих области по стажу (опыту) работы в целом по всем государственным органам области, которое выглядит следующим образом:



 

С целью  оценки таких показателей как текучесть и сменяемость кадров на государственной службе области, так и престиж поступления на государственную службу, «стабильность» кадров государственной службы изучена динамика количества назначений и увольнений с гражданской службы. Результаты представлены на следующих диаграммах:


 

Таким образом, можно сделать вывод, что  основное число служащих в системе  исполнительных органов государственной  власти области составляют лица в  возрасте от 18 до 54 лет, или  82,7% от общего числа служащих.

Соотношение мужчин и женщин, замещающих должности  в государственных органах области, составляет  1:2,28 (1:1,98 по данным за 2008 год). Таким образом, наблюдается ощутимый прирост относительного количества женщин, занятых на гражданской службе.

По результатам проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

 

1. Численность  государственных гражданских служащих  в области близка к оптимальному  значению. Проводимые в соответствии с  постановлением главы администрации области от 28.01.2011 №3 «Об оптимизации штатной численности администрации области, исполнительных органов государственной власти области» организационно-штатные мероприятия позволили приблизиться к середине 2012 года к показателю соотношения численности гражданских служащих на 1000 населения области к уровню конца 2007 года (до передачи с федерального уровня полномочий в сфере управления лесами и занятости населения области, с образованием соответствующих исполнительных органов власти).

2. Общий  образовательный уровень и возрастной  состав гражданских служащих  достаточен для исполнения служебных  обязанностей на высоком профессиональном  уровне.

3. Тенденции,  которые можно наблюдать в  динамике кадрового состава государственных  гражданских служащих области,  в целом имеют положительную  направленность и обеспечивают  стабильность кадрового состава  и преемственность на государственной  службе.

 

 

Заключение

 

В заключении курсовой работы подведем итоги проведенного исследования. Прежде всего подчеркнем, что служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий. На основе этого сформулировано понятие государственной службы: государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной  службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Как важная сфера  государственно-управленческой деятельности государственная служба организуется на определенных началах, основах, этим придается четкий ориентир ее правовому  регулированию и деятельности государственных  служащих. Социально-правовые основы государственной  службы образуют официально провозглашаемые  приоритеты и направления общественного  развития, соответствующие им установки  и цели государственного строительства, а также нормативно установленные  принципы и основы организации и  функционирования государственной  службы. Эффективность государственной  службы при этом определяется тем, как, каким образом, насколько качественно  она обслуживает потребности  человека и помогает ему в обычной  жизни. Рассматривая государственную службу как вид деятельности, необходимо отметить, что, с одной стороны, службами называются многие органы государственной исполнительной власти, а с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. В данном случае понятие "государственная служба" неразрывно связано с понятием "государственный служащий", причем под государственными служащими подразумеваются лица, работающие в любой государственной организации. 

Список использованной литературы.

Научная литература:

1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993 в // Российская газета, N 7, 21.01.2009.

2. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. «Курс Лекций – М. РАГС, 1997»

4. Атаманчук Г.В. Государственной управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. – М.: Экономика 2009.

5. Государственное  управление история и современность.  – М., 1998.

6. Овечкина А.В.Административное право РФ. Курс лекций.- М.: Норма, 2012.

7. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2010.

8. Российский Б.В. Административное право: Учебное пособие. – М.: Норма, 2008

9. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002.

10. Государственная гражданская служба в России: опыт и проблемы становления / под ред. А.И. Турчинова. М., 2005.

11. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. Учебник. М., 2009.

12. Старилов Ю.Н. Государственная служба в РФ: теоретико-правовые исследования. Воронеж. 1996.

13. Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996.

Информация о работе Современная типология должностей государственной службы