Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что анализу местного самоуправления как правового института посвящено значительное число вышедших в последние годы научных работ. Однако их авторы обычно рассматривают вопросы организационных, правовых, финансово-экономических основ местного самоуправления и крайне редко затрагивают проблемы, связанные с территориальными основами местного самоуправления. Вместе с тем, недостатки территориальной организации местного самоуправления нередко являются препятствием для целостного и эффективного решения задач местного самоуправления, комплексной реализации государственной политики. Помимо возможности найти решения указанных проблем, особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 2003 г.), в соответствии с которым было осуществлено их реформирование.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Территориальное устройство местного самоуправления современной России 6
1.2 Принципы территориальной организации местного самоуправления 10
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 19
2.1 Установление и изменение границ муниципальных образований 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Территориальное
устройство местного
1.2 Принципы
территориальной организации
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 19
2.1 Установление
и изменение границ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Актуальность темы заключается в том, что анализу местного самоуправления как правового института посвящено значительное число вышедших в последние годы научных работ. Однако их авторы обычно рассматривают вопросы организационных, правовых, финансово-экономических основ местного самоуправления и крайне редко затрагивают проблемы, связанные с территориальными основами местного самоуправления. Вместе с тем, недостатки территориальной организации местного самоуправления нередко являются препятствием для целостного и эффективного решения задач местного самоуправления, комплексной реализации государственной политики. Помимо возможности найти решения указанных проблем, особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 2003 г.), в соответствии с которым было осуществлено их реформирование.
Анализ предпосылок принятия
указанного Федерального закона и проблем
его реализации необходим не только
для идентификации проводимого
реформирования в качестве процесса,
результатом которого может стать
решение обозначенных глобальных проблем,
но и для определения предложений,
позволяющих преодолеть сложности,
возникающие в ходе реформы, а
также для осуществления
Коренное изменение
Предметом исследования являются органы местного самоуправления в Российской Федерации.
Объектом исследования является процесс территориального разделения органов местного самоуправления.
Целью данной работы является изучение территориальных основ местного самоуправления, выявление возникающих теоретических и практических проблем, а также выработка предложений по их решению. Исходя из поставленной цели автор выделил следующие задачи:
Методологической основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования.
В сфере территориальной
организации местного самоуправления
следует также четче
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальное образование определяет как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения. Такое определение не раскрывает существенные признаки муниципального образования. Представляется, что «муниципальное образование» можно определить как территорию, в границах которой населением самостоятельно осуществляется местное самоуправление в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, в целях решения вопросов местного значения непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления исходя из интересов населения.2
В то же время термин «муниципальное
образование» не очень понятен большинству
граждан, а соответственно не воспринимаемый
ими привнесен в российскую действительность
без должных оснований. Никогда
раньше в России подобное понятие
в сфере местного самоуправления
не употреблялось. В Конституции
РФ «муниципальное образование» как
юридическая категория не применяется.
В Европейской хартии местного самоуправления
слово «муниципальный» и
Муниципальные образования
поддаются классификации по ряду
оснований. Различие муниципалитетов
находится в зависимости от географической
зоны расположения, размеров территории,
численности населения, электоральных
предпочтений граждан и других аналогичных
обстоятельств, которые не оказывают
какого-либо влияния на правовое положение
данных субъектов муниципального права.
С другой стороны, существует классификация
муниципальных образований в
зависимости от их публично-правового
статуса, которая, напротив, обусловливает
дифференциацию предметов ведения
муниципальных образований, а также
структуры, полномочий и функций
соответствующих органов
Следует заметить, что в основу данной классификации положены критерии наличия или отсутствия общей с другими муниципальными образованиями территории, соотношения с территориями населенных пунктов, а также особенностей полномочий и функций, осуществляемых соответствующими муниципальными органами власти. Однако в законодательных дефинициях эти критерии прослеживаются не всегда четко, что дает почву для многозначного толкования соответствующих правовых норм.
Существование внутригородских территорий городов федерального значения обусловлено спецификой отечественного федеративного устройства, при котором города Москва и Санкт-Петербург являются не муниципальными образованиями, а субъектами Федерации.
Понятие городского округа отождествляется в Законе 2003 г. с городским поселением, что представляется не совсем точным. Строго говоря, особенностью городского поселения должно признаваться вхождение в состав муниципального района, а городские округа как раз и отличаются тем, что в их состав не входят.4 Более логичным, на наш взгляд, было бы определение городских округов как населенных пунктов, не входящих в состав муниципальных районов и, следовательно, не имеющих с ними общей территории, конкурирующей компетенции и нуждающихся в разграничении объектов собственности и бюджетных доходов. Теоретически допустим и такой подход, при котором территория городского округа не обусловливается границами населенного пункта и может охватывать определенную его часть (к слову, это в большей мере соответствует наименованию «городской округ»).
Наделение территориальных
образований статусом городского округа
находится в ведении субъектов
Федерации, поэтому региональные органы
власти свободны в выборе разнообразных
схем их организации. Весьма распространенным
в отечественной практике оказался подход,
при котором статус городского округа
приобретают административно-
Для того чтобы уяснить
сущность понятий муниципального района,
городского и сельского поселения,
необходимо видеть их логическую взаимосвязь,
обусловленную муниципальным
Унифицированный подход к
территориальной организации
Принципы территориальной организации местного самоуправления - это законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образований, а также порядок установления и изменения их границ.6
Данные требования основываются
на конституционных положениях, нормах
Европейской хартии местного самоуправления
и закреплены в Федеральном законе.
Необходимо отметить, что Федеральный
закон 1995 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» отнес в
свое время установление порядка
образования, преобразования муниципальных
образований, установления и изменения
их границ в основном к компетенции
субъектов Федерации. Сегодня принципы
территориальной организации
К ним относятся принципы, определяющие: во-первых, порядок образования и преобразования муниципальных образований; во-вторых, порядок установления и изменения границ муниципальных образований; в-третьих, состав территории муниципальных образований.
1. Принципы, определяющие
порядок образования и
1) местное самоуправление
осуществляется на всей
Новеллой в правовом закреплении
данного принципа территориальной
организации местного самоуправления
является то, что Федеральный закон
2003 г. «Об общих принципах
Федеральный закон
2003 г. не содержит такого
Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления