Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что анализу местного самоуправления как правового института посвящено значительное число вышедших в последние годы научных работ. Однако их авторы обычно рассматривают вопросы организационных, правовых, финансово-экономических основ местного самоуправления и крайне редко затрагивают проблемы, связанные с территориальными основами местного самоуправления. Вместе с тем, недостатки территориальной организации местного самоуправления нередко являются препятствием для целостного и эффективного решения задач местного самоуправления, комплексной реализации государственной политики. Помимо возможности найти решения указанных проблем, особую актуальность изучению территориальных основ местного самоуправления придает принятый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 2003 г.), в соответствии с которым было осуществлено их реформирование.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Территориальное устройство местного самоуправления современной России 6
1.2 Принципы территориальной организации местного самоуправления 10
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ И ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 19
2.1 Установление и изменение границ муниципальных образований 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
2) сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципальных образований.
Согласно Конституции
РФ (ст. 131) местное самоуправление осуществляется
в городских и сельских поселениях,
а также на других территориях. Закон
2003 г. определяет содержание поселенческого
принципа, устанавливая требования к
городским (включая и городской
округ) и сельским поселениям как
муниципальным образованиям, а также
конкретизирует конституционное положение
о «других территориях», в границах
которых осуществляется местное
самоуправление, относя к ним прежде
всего территории муниципальных районов.
Кроме того, надо учитывать, что сельское
поселение как вид муниципального образования
может создаваться на основе как поселенческого
принципа (представляя собой один населенный
пункт), так и территориального принципа
(представляя собой несколько населенных
пунктов, объединенных общей территорией).
В особую категорию муниципальных образований
Закон выделяет внутригородские муниципальные
образования, создаваемые в городах федерального
значения. Особенности территориальной
основы имеют также закрытые административно-
3) двухуровневая территориальная
организация местного
Если Федеральный закон
1995 г. допускал возможность двухуровневой
территориальной организации
Возможность двухуровневой организации местного самоуправления в городах новый Закон уже не предусматривает;
4) участие население в принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований.
Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, выступить с инициативой преобразования муниципального образования и, во-вторых, выражать свое мнение по вопросу преобразования муниципального образования путем голосования (в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума) либо на сходах граждан;
5) учет численности населения при образовании сельского поселения.
Федеральный закон 1995 г. закрепил
принцип: население городского, сельского
поселения независимо от его численности
не может быть лишено права на местное
самоуправление, допуская тем самым
возможность формирования небольших
по численности муниципальных
Вместе с тем Закон допускает, что в соответствии с законом субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не надеяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающем в соответствующем населенном пункте. В этом случае, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют в данном населенном пункте все полномочия органов местного самоуправления поселения;
6) наделение субъектов
Федерации соответствующих
Федеральный закон 2003 г. устанавливает
требования и критерии, которыми должны
руководствоваться субъекты Федерации,
решая вопросы образования и
преобразования муниципальных образований.
До 1 марта 2005 г. они должны были наделить
соответствующим статусом муниципальные
образования, сформированные на их территории.
Вопрос о наделении статусом муниципального
образования внутригородские
Закон 1995 г. относил установление
порядка образования и
2. Принципы, определяющие
порядок установления и
1) территория субъекта
Федерации разграничивается
а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные территории) могут не включаться в состав территорий поселений;
б) территории всех поселений,
за исключением территорий городских
округов, а также возникающие
на территориях с низкой плотностью
населения межселенные
2) установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а также муниципального района, как правило, с учетом пешеходной (транспортной) доступности.
Этот принцип означает,
что границы, как правило, должны
устанавливаться с таким
3) целостность территории муниципального образования.
Этот принцип предполагает, что:
а) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
б) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
в) территория поселения
должна полностью входить в состав
территории муниципального района. Это
обусловлено двухуровневой
4) учет мнения населения
при решении вопроса об
Согласно Конституции РФ (ст. 131) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.13 Федеральный закон 2003 г., развивая данный принцип, предусматривает, что в одном случае изменение границ осуществляется с учетом мнения населения, а в другом - только с согласия населения (например, согласие населения требуется при изменении границ муниципального района, влекущем отнесение территорий отдельных населенных пунктов к территориям других муниципальных районов);
5) учет исторических, местных
традиций, необходимости создания
условий для решения
Этот принцип обусловлен прежде всего спецификой местного самоуправления как формы власти народа, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Кроме того, при установлении и изменении границ должны учитываться и иные факторы: характер и объем отнесенных к ведению муниципального образования данного вида вопросов местного значения, план развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования и др.;
6) установление и изменение
границ муниципальных
Федеральный закон 1995 г. также
признавал за субъектами Федерации
право устанавливать и изменять
границы муниципальных
3. Принципы, определяющие
состав территории
1) обеспечение устойчивого
и комплексного развития
Реализация данного принципа обеспечивается следующими требованиями Закона:
а) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
б) в состав территории поселений должны включаться не только земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, но и рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования;
в) состав земель территории муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий;
2) учет исторических и
иных местных традиций при
определении состава
Федеральный закон 2003 г. предусматривает
включение в состав территории поселения
исторически сложившихся земель
населенных пунктов. В состав территории
поселения должны также входить
земли традиционного
Установление территории
и границ - необходимый этап процесса
образования и преобразования муниципальных
образований. Он может быть составным
элементом процедуры
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.
Муниципальная территория -
это всегда и избирательная территория,
и территория проведения местных
референдумов, собраний, сходов. Не все
земли, входящие в территорию муниципального
образования, являются его муниципальными
землями. В состав территории муниципального
образования помимо его собственных
земель могут входить земли
Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить опорой на три основных правила:
1) в случае, если муниципальное
образование наделяется
2) в случае, если муниципальное
образование наделяется
3) в случае, если муниципальное
образование наделяется
Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления