Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:59, контрольная работа
Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.
Территориальные основы местного самоуправления
§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
Вопросы
организации власти в государстве
неразрывно связаны с его территориальным
устройством, ибо функционирование
местных органов власти осуществляется
в границах определенных территориальных
единиц, на которые делится территория
государства. Такое подразделение территории
государства именуется административно-
В
соответствии с административно-
В
советский период развития российской
государственности
Местное
самоуправление — это специфический
уровень власти, особая форма ее
осуществления, которая предполагает
иные принципы организации и взаимодействия
муниципальных органов власти, нежели
те, что характеризуют построение
государственной системы
Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Закон
Российской Федерации о местном
самоуправлении (1991 г.) так же, как
и Закон СССР “Об общих началах
местного самоуправления и местного хозяйства
в СССР” (1990 г.), определяя территориальные
основы местного самоуправления, исходил
из существовавшего административно-
Таким
образом, принципы административно-
На следующем этапе развития местного самоуправления в Российской федерации, который начался в октябре 1993 г. (когда были изданы указы Президента Российской федерации о реформировании системы местного самоуправления) и продолжался до принятия в 1995 г. Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”, предпринимаются попытки по-новому подойти к решению вопроса о территориальных основах местного самоуправления.
В Положении об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г.', нашел свое отражение так называемый “поселенческий” принцип территориальной организации местного самоуправления. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления, прежде всего выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения. Организация местного самоуправления на других территориях возможна на основе объединения отдельных городских и сельских поселений. “Поселенческий” принцип организации местного самоуправления ставит, таким образом, под сомнение существование района в качестве самостоятельной территориальной единицы местного самоуправления. Так, в соответствии с названным выше Положением об основах организации местного самоуправления в Российской федерации органы местного самоуправления должны были образовываться в “городах, сельских поселениях, других населенных пунктах” (пункт 1 Положения). Что же касается района, сельского округа (территории сельсовета), то согласно указанному Положению на территориях, включающих несколько городских или сельских поселений (под это определение попадают и территория района, и территория сельского округа), совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий (пункт 1 Положения).
Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., не дает однозначного
ответа на вопрос о территориальных основах
местного самоуправления. Согласно статье
131 Конституции Российской Федерации “местное
самоуправление осуществляется в городских,
сельских поселениях и на других территориях
с учетом исторических и иных местных
традиций”. Конституция Российской Федерации,
таким образом, не связывает напрямую
территориальную организацию местного
самоуправления с административно-
Федеральный
закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации” вслед за
Гражданским кодексом Российской федерации
(часть первая) ввел новое понятие в
наше законодательство: “муниципальное
образование”. Поэтому осуществление
местного самоуправления, его территориальную
организацию новый Закон в отличие от
прежнего связывает не с административно-
Закон не содержит исчерпывающего (в отличие от ранее действовавшего закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление. Статья 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, во-первых, устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях. Ограничение права граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускается Федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Во-вторых, новый Закон называет основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это прежде всего отдельные поселения: города, поселки, станицы. Далее в Законе перечисляются территориальные образования, в границах которых могут находиться несколько отдельных поселений, другие муниципальные образования: это район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет).
Федеральный
закон “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” от 28 августа 1995 г. оставляет
за субъектами Российской Федерации право
устанавливать конкретные наименования
территориальных единиц, в границах которых
осуществляется местное самоуправление.
Закон допускает возможность реализации
местного самоуправления на территории
других муниципальных образований, которые
могут образовываться в соответствии
с законами субъектов Российской Федерации
с учетом исторических и иных местных
традиций. Закон, давая определение муниципального
образования в статье 1, относит к муниципальным
образованиям часть поселения. Речь идет
прежде всего о внутригородских муниципальных
образованиях, которые упоминаются в пункте
3 статьи 12 Федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации”. Таким образом,
данный Федеральный закон, по существу,
закрепляет те же территориальные единицы,
которые назывались и прежним законом
в качестве территориальной основы местного
самоуправления. Однако новый Закон оставляет
этот перечень открытым и не связывает
его жестко с административно-
Вслед за Конституцией Российской Федерации Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” гарантирует каждому городскому и сельскому поселению право на самоуправление. Статья 12 Закона гласит: “Население городского, сельского поселения не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления”. Это право может быть реализовано путем: а) создания самостоятельного муниципального образования; б) присоединения к какому-либо муниципальному образованию; в) организации территориального общественного самоуправления. Статья 27 Закона предполагает возможность организации и функционирования территориального общественного самоуправления на территории поселения, не являющегося муниципальным образованием.
Установление
и изменение порядка
Таким образом, территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.
§ 2. Границы и состав территории муниципального образования
Границы и состав территории муниципального образования указывается в его уставе.
Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5).
Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляется по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления;
б)
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. При
этом учитываются исторические и
местные традиции, а также мнение
населения соответствующих
Порядок
установления и изменения границ
муниципальных образований
Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом. При этом учитывается мнение населения соответствующей территории.
В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения.
Территория муниципального образования охватывает земли, находящиеся в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности. По своему целевому назначению земли, входящие в состав территории муниципального образования, подразделяются на следующие виды: а) земли городских, сельских поселений; б) прилегающие к ним земли общего пользования; в) земли сельскохозяйственного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами, и т.д.
В
состав территории городских и сельских
поселений согласно статье 12 Федерального
закона “Об общих принципах
Права человека
§
1. Конституционная природа
Осуществление реформы местного самоуправления, глубокие экономические и политические преобразования в обществе и формирование на этой основе новой российской государственности самым непосредственным образом связаны с выработкой и практической реализацией принципиально новых для нас подходов к правам человека, к решению как общегосударственных, так и региональных, а также местных проблем в данной сфере. В этом находит свое практическое воплощение тот факт, что права и свободы человека и гражданина имеют всеобщий, универсальный характер как в международном, так и внутригосударственном плане, что особенно важно для нашего многонационального федеративного государства с его огромными территориальными масштабами.
Коренное
изменение политико-
Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления