Управление недвижимым муниципальным имуществом на примере муниципального образования город Рубцовск Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ………………………………………5
1.1 Состав и общая характеристика муниципального имущества……………..5
1.2 Операции с муниципальным имуществом…………………………………10
1.3 Экономические проблемы управления муниципальным имуществом…..13
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД РУБЦОВСК АЛТАЙСКОГО КРАЯ………………………………………………………….17
2.1 Характеристика деятельности комитета по управлению имуществом администрации города Рубцовска Алтайского края………………………..17
2.2 Характеристика недвижимого имущества муниципального образования Город Рубцовск Алтайского края……………………………………………..20
2.3 Анализ использования недвижимого имущества муниципального образования Город Рубцовск Алтайского края за 2011-2013 гг………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Управление имущественными земельными отношениями.docx

— 93.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ………………………………………5

    1. Состав и общая характеристика муниципального имущества……………..5
    2. Операции с муниципальным имуществом…………………………………10
    3. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом…..13

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД РУБЦОВСК АЛТАЙСКОГО КРАЯ………………………………………………………….17

2.1 Характеристика деятельности  комитета по управлению имуществом  администрации города Рубцовска  Алтайского края………………………..17

2.2 Характеристика недвижимого  имущества муниципального образования  Город Рубцовск Алтайского края……………………………………………..20

2.3 Анализ использования  недвижимого имущества муниципального  образования Город Рубцовск Алтайского  края за 2011-2013 гг………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Однако самостоятельность местного самоуправления невозможна без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы,

3

реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.

Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

 

1.1 Состав и общая характеристика муниципального имущества.

 

Таблица 1 – Состав движимого и недвижимого муниципального имущества

Виды имущества

Поселения

Муниципальные районы

Имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц (для муниципального района только для межпоселенческого электро- и газоснабжения)

+

+

Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения (за исключением объектов федерального и регионального значения), а также имущество, предназначенное для их обслуживания

В границах населенных пунктов

Между населенными пунктами

Жилищный фонд социального обслуживания для малообеспеченных граждан, а также имущество, необходимое для его содержания

+

-

Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения

В границах поселения

Между поселениями

Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации

+

+

Объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров

+

-

Библиотеки (для муниципального района – межпоселенческие библиотеки и коллекторы)

+

+

Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры

+

-

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения

+

-

Имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта

+

-

Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории, в т. ч. для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения

+

-

Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (для муниципальных районов — для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов)

+

+

Имущество, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (для муниципального района — только межпоселенческих мест захоронения)

+

+

Имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации

+

+

Имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля

-

+

Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка силами муниципальной полиции

-

+

Имущество, предназначенное для обеспечения дошкольного и школьного образования, дополнительного образования, организации отдыха детей в каникулярное время

-

+

Имущество для оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов

-

+

Архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов

-

+


 

 

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в таблице. Городские округа и муниципальные районы могут также иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, переданное органами государственной власти для исполнения отдельных государственных полномочий (например, объекты социального обслуживания населения, транспортные средства и т. п.).

Как отмечалось, современные изменения в законодательстве направлены на ограничение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, на исключение из этого перечня объектов, используемых в коммерческих целях (для пополнения доходов бюджета). В частности, не предусматривается существование муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений, упоминавшихся в Федеральном законе 2003г. Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны. Согласно Гражданскому кодексу РФ муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Эффективное управление муниципальным имуществом обеспечивает качественное оказание муниципальных услуг.

Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные акты (положения). Наиболее типичные из них приведены на рис. 1.

8

Рис. 1. Наиболее типичные муниципальные правовые акты по вопросам управления муниципальным имуществом.

Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой по всей стране классификации, методологической основе и программной базе. Для организации учета и управления муниципальным имуществом в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (далее – Комитет) или иной по названию орган. [19. c 256-261].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1.2 Операции с муниципальным имуществом.

 

Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования. Ниже рассматриваются особенности отдельных операций с муниципальным имуществом.

Купля-продажа. Неэффективная муниципальная собственность может быть приватизирована. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», принятом в 1997 г. С точки зрения условий приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:

  1. объекты, приватизация которых запрещается;
  2. объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа местного самоуправления;
  3. объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.

Представительный орган местного самоуправления утверждает перечни объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации и запрещенных для приватизации. Способы приватизации муниципального имущества муниципальное образование выбирает самостоятельно. Чаще всего это аукцион или коммерческий конкурс. Аукцион проводится в форме открытых торгов, в которых выигрывает назвавший максимальную цену. Победителем коммерческого конкурса объявляется предложивший не только наиболее высокую цену, но и лучшие условия. При равенстве предложений

        10

победителем признается участник, чья заявка была подана раньше. Для муниципального образования коммерческий конкурс имеет преимущества, так как оно может выдвигать такие условия приватизации, как сохранение профиля предприятия в течение определенного времени, сохранение рабочих мест и т. п . [21, c 369-371]

Муниципалитет может приобретать в муниципальную собственность необходимое ему имущество. Продавцами выступают физические и юридические лица, а также органы государственной власти. Государственную регистрацию прав собственности осуществляют специальные учреждения юстиции.

Мена. Муниципальное движимое и недвижимое имущество может быть обменено на другое имущество.

Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и другое имущество, не теряющее натуральных свойств в процессе использования.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают заявку в Комитет. Заявка должна быть рассмотрена в течение определенного времени со дня ее регистрации. При поступлении нескольких заявок проводятся коммерческие торги, которые выигрывает тот, кто предоставляет наилучшие условия аренды.

Администрация может выставить обязательные условия аренды (например, инвестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и т. П.). Если все условия согласованы, заключается договор аренды между

        11

Комитетом и арендатором. Последний берет на себя коммерческий риск, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на базе арендованного имущества, получает прибыль. Срок аренды определяет Комитет с учетом интересов муниципального образования. Арендная плата служит одним из источников доходов местного бюджета. В отдельных случаях на сдачу муниципального имущества в аренду может проводиться некоммерческий конкурс, когда от арендатора требуют выполнения определенных условий. Целевым назначением, без проведения конкурса, муниципальное имущество может передаваться в аренду в исключительных случаях – конкретному арендатору под определенный вид деятельности. [23, c. 59]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   12

1.3 Экономические проблемы управления муниципальным имуществом.

 

При формировании муниципальной собственности, управлении муниципальным имуществом и его приватизации возникают сложные экономические проблемы.

Ниже рассматриваются некоторые из них.

1. Передача объектов в  муниципальную собственность.

Основная доля ведомственного жилья, объектов инженерной инфраструктуры городов и объектов социального назначения уже передана в муниципальную собственность. При передаче в муниципальную собственность объектов, остающихся в собственности предприятий, возникают серьезные проблемы.

Проблема финансирования. При существующей практике, подписывая акт приемки объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления далеко не всегда получает дополнительные доходы в бюджет для финансирования их содержания. Отказ от приема тоже опасен, поскольку многие предприятия в условиях финансового кризиса не в состоянии содержать жилые дома, детские сады, другие объекты, которыми пользуются жители муниципального образования. Нередки случаи, когда предприятия просто «бросают» социальные объекты, имущество которых разворовывается. Здесь не может быть общего рецепта, и в каждом конкретном случае орган местного самоуправления обязан принимать решение с учетом всех экономических и социальных факторов.

Информация о работе Управление недвижимым муниципальным имуществом на примере муниципального образования город Рубцовск Алтайского края