Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:30, курсовая работа
Цель исследования – охарактеризовать Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения.
Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.
Предмет исследования – Устав муниципального образования.
Введение 2
Глава 1
1. Понятие и классификация правовых актов местного значения 4
2. Создание, реорганизация и упразднение муниципальных образований 16
Глава 2
2.1. Характеристика устава муниципального образования как основного правового акта местного самоуправления 20
2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
6.
Порядок подготовки и
Таким образом, правовой акт местного самоуправления — это официальный письменный акт, принятый непосредственно населением муниципального образования либо органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных полномочий и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с российским законодательством и уставом муниципального образования.
Правовые
акты местного самоуправления многообразны.
Для их изучения используется классификация
правовых актов. Необходимо отметить,
что их полная классификация возможна
только с учетом уставов и иных
актов муниципальных
1)
по нормативной природе
• нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц: уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов местного самоуправления, постановления представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и др.;
• правовые акты индивидуального содержания, адресованные конкретному лицу или органу и рассчитанные на однократное применение: ордер — договор найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования, распоряжение мэра города о выделении дополнительных средств на ремонт объекта социально-культурного назначения, приказ заместителя главы районной администрации об увольнении муниципального служащего и др.;
2)
по порядку принятия среди
правовых актов местного
3) по содержанию правовые акты местного самоуправления можно сгруппировать в зависимости от предметов ведения местного самоуправления следующим образом:
• правовые акты по вопросам хозяйственной деятельности;
• правовые акты по вопросам социальной политики;
• правовые акты по вопросам деятельности местного самоуправления в культурной сфере;
• правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и др.
4)
по порядку вступления
• правовые акты, требующие обязательной публикации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);
• правовые акты, не требующие официального опубликования (обнародования), как правило, акты для служебного пользования. Классифицировать можно и отдельные виды актов местного самоуправления. Так, например, акты применения муниципального права в зависимости от функций, выполняемых ими в правовом регулировании, можно разделить на: (1) исполнительные акты, с помощью которых организуется исполнение предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и (2) правоохранительные акты, с помощью которых нормы права ограждаются от нарушений. Среди исполнительных и правоохранительных актов, в свою очередь, выделяют: (а) основные, которые решают вопрос по существу или содержат итоговую оценку дела о правонарушении и завершают правоохранительные действия, являются окончательным решением, и (б) вспомогательные, которые подготавливают издание основных актов, обеспечивают правильное рассмотрение дела, а также реализацию принятых решений.
Устав муниципального образования — основной нормативный правовой акт, определяющий статус муниципального образования; акт нормативно-учредительного характера.
В Уставе муниципального образования подробно указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; система местного самоуправления; регулируются территориальная, финансово-экономическая и организационная основы местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; разграничиваются полномочия отдельных муниципальных органов и их должностных лиц; отмечаются гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Регламент представительного органа местного самоуправления — правовой процессуальный акт, регулирующий общие принципы работы представительного органа местного самоуправления, в том числе порядок внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования и деятельности комитетов и комиссий, созыва очередных и внеочередных сессий, голосования по отдельным вопросам и др.
Постановление — нормативный акт или акт, имеющий общее значение; акт, затрагивающий, как правило, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанный с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности, финансовых ресурсов и т.п. Как правило, только в виде постановлений могут издаваться акты представительного органа местного самоуправления, которыми: (а) принимается или изменяется структура организации местного самоуправления, образуется, реорганизуется структурное подразделение или орган местного самоуправления; (б) вводится штраф или иное взыскание, устанавливается правило или положение, за нарушение которого налагается штраф или, другое взыскание; (в) устанавливаются местные налоги или сборы; (г) предоставляются, возобновляются или продлеваются льготы; (д) регулируется размер платы за коммунальные услуги; (е) санкционируется получение кредита; (ж) устанавливаются правила передачи или сдачи в аренду или санкционируется передача или сдача в аренду собственности, находящейся в ведении органов местного самоуправления; (з) регулируется землепользование; (и) вводятся дополнения или отменяются какие-либо из ранее принятых постановлений.
Положение — акт, систематизирующий нормы статутного (об органе) или тематического содержания и утверждаемый распорядительным актом. В виде положения обычно принимаются акты, детально регламентирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления, а также определяющие их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. Кроме этого, на местном уровне положениями регулируются полномочия отдельных органов, например, органов территориального общественного самоуправления; учреждений или организаций, например, Фонда поддержки молодых талантов, полномочия муниципальных органов в отдельных сферах жизнедеятельности местного сообщества, например, в области укрепления общественного порядка.
Правила — нормативно-правовой акт, детально регламентирующий порядок осуществления какого-либо вида деятельности.
Распоряжение — акт ненормативного характера, издаваемый по оперативным вопросам; акт применения права.
Правовые акты резолютивного характера — резолюции, заявления, обращения — акты, как правило, принятые по результатам обсуждения конкретного вопроса (события) и предусматривающие новые решения (действия) со стороны иных органов, организаций, должностных лиц для принятия реальных мер.
Протокол — документ коллективного органа, фиксирующий основные этапы его работы, перечень обсужденных вопросов, содержание выступлений и принятых решений.
Приказы и инструкции — правовые акты оперативно-распорядительного характера. Инструкции обычно излагают правила, регулирующие специальные стороны деятельности организации или должностного лица.
Указание — распорядительный документ, издаваемый органом местного самоуправления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, связанным с исполнением приказов, инструкций и других актов.
В соответствии с существующим законодательством имеются механизмы контроля со стороны населения деятельности органов местного самоуправления. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения закреплена в статье 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», которая обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, вынесенные населением на открытые заседания с участием своих представителей. Результаты рассмотрения должны быть официально обнародованы. Эта же статья Федерального закона закрепляет и обязывает органы и должностные лица местного самоуправления давать ответы по существу индивидуальных и коллективных обращений гражданам в течение месяца3. Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например проект Устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.
Формы
контроля со стороны населения деятельности
органов и должностных лиц
местного самоуправления должны закрепляться
в Уставах муниципальных
Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Кроме этого, под муниципальным образованием понимается субъект муниципального права, население, проживающее в городском или сельском поселении либо на иной территории.
В настоящее время в России сформировались территории муниципальных образований всех возможных типов: отдельные поселения (городские и сельские), сельские округа (сельсоветы, волости и т.п.), районы, двухуровневая организация (район и внутрирайонные муниципальные образования, город и внутригородские муниципальные образования). По различным типам территориальной организации местного самоуправления применительно к субъектам РФ сложилось следующее распределение: а) на уровне районов — в 6 субъектах; б) на уровне районов и городов — в 37 субъектах; в) на уровне районов, городов и сельских округов — в 23 субъектах; г) на уровне сельских округов и поселков — в 5 субъектах; д) на уровне городских районов и округов — в 2 субъектах; е) на уровне городов и сельских округов — в 11 субъектах; ж) не определены территории муниципальных образований, либо только отдельные территории являются муниципальными образованиями — в 5 субъектах.
Действующее законодательство регулирует вопросы, связанные с образованием, объединением, преобразованием или упразднением муниципальных образований, установлением или изменением их территорий. В ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что эти вопросы решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно, в соответствии с уставом города. Данное положение полностью соответствует ст. 5 Европейской Хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «при любом изменении местных территориальных разграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума». Наряду с учетом мнения населения российское законодательство предусматривает также учет исторических и иных местных традиций.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» внесению в Федеральный реестр подлежат все муниципальные образования на территории России. С этой целью в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, на территории которого находится данное муниципальное образование, представляются следующие документы: