Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конституционного статуса Верховного суда, его функций и полномочий, а так же подведомственность и подсудность верховному суду уголовных и гражданских дел.
Введение 3
Глава 1. Конституционный статус Верховного суда РФ 5
Глава 2. Функции и полномочия Верховного суда РФ 14
Глава 3. Подведомственность и подсудность Верховному суду РФ 22
Заключение 32
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 34
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Тульский государственный
университет
Региональный центр повышения квалификации
и переподготовки кадров
Курсовая работа заочника
По дисциплине
Правоохранительные органы
на тему:
«Верховный суд РФ»
Тула 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Конституционный статус Верховного суда РФ 5
Глава 2. Функции
и полномочия Верховного суда РФ
Глава 3. Подведомственность и подсудность Верховному суду РФ 22
Заключение
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 34
Введение
Актуальность этой темы состоит
в раскрытии направленности и
организации конституционно-
Целью данной работы является рассмотрение конституционного статуса Верховного суда, его функций и полномочий, а так же подведомственность и подсудность верховному суду уголовных и гражданских дел.
Задачи данной курсовой
работы заключаются в правильном
изложении всех нормативно правовых
актов соответствующих
Метод при написании работы системно правовой, анализ, сравнительный, исследовательский.
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
Конституция Российской
Федерации предусматривает три
вида государственной власти: законодательную,
исполнительную и судебную, устанавливая,
что органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны.
Конституция предоставляет
Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации. Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть по своей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных законов, а исполнительная - стала осуществлять бессудные расправы. Если судебная власть этого бремени не выдерживает, она становится жалким придатком авторитаризма.
Защищая конституционные
свободы, суд ставит себя в положение
посредника между государством и
личностью, между различными физическими
и юридическими лицами. Нетрудно представить
себе, с каким огромным объемом
правовых конфликтов приходится при
этом сталкиваться, особенно в таком
динамично развивающемся
Глава 1. Конституционный статус Верховного суда РФ
Судебная власть
полностью самостоятельна в вынесении
судебных решений и приговоров, но
их исполнение относится к обязанностям
исполнительной власти. Возможность
судебного обжалования
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
Судебная власть,
как никакая другая, осуществляется
в строгих процессуальных формах.
Эти формы выражают собой важные
гарантии свободы человека, а потому
требуют конституционного закрепления
своих основ. Основные из этих гарантий
закреплены в статьях 45-51 Конституции
РФ (презумпция невиновности, запрет повторного
осуждения, право на пересмотр приговоров
и др.). В то же время ряд основополагающих
принципов судопроизводства, по существу
также являющихся демократическими
гарантиями для граждан, закреплены
в статье 123 Конституции РФ. Это
универсальные, общепризнанные во всем
мире принципы, зафиксированные в
Международном пакте о
Никакие другие государственные
органы или негосударственные
Предписания названных актов говорят, во-вторых, о том, что всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока).
В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью - Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах Конституционный статус Верховного суда РФ является Конституция РФ, в статье 118 которой, в частности, сказано: “ Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается". Конституционный статус Верховного Суда отражен в конституции РФ, и неотъемлемо связан со всей судебной системой.
Символы государственной власти в судах:
1. На зданиях
судов устанавливается
2. При осуществлении
правосудия судьи заседают в
мантиях либо имеют другой
отличительный знак своей
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные суды и другие подобные органы субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.
В статье 126 Верховному суду отведено несколько иное место, у него есть свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.
Наибольшее количество судов входит во второй блок. В статье 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами.
Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела, которые, так или иначе, затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии - одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
основное звено - районные (городские, межмуниципальные) народные суды;
среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов; высшее звено - Верховный Суд РФ.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия, порядок
образования и деятельности Верховного
Суда Российской Федерации устанавливаются
федеральным конституционным
Судьи Верховного Суда РФ так же как и судьи Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливается Федеральным Конституционным законом.
В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель Верховного суда РФ, первый заместитель Председателя Верховного суда и пять заместителей Председателя, Председатель военной коллегии, заместитель Председателя военной коллегии Верховного Суда РФ и 6 судей военной коллегии. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.
Закон также требует,
чтобы на должность судьи назначались
лица, не совершившие порочащих