Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конституционного статуса Верховного суда, его функций и полномочий, а так же подведомственность и подсудность верховному суду уголовных и гражданских дел.
Введение 3
Глава 1. Конституционный статус Верховного суда РФ 5
Глава 2. Функции и полномочия Верховного суда РФ 14
Глава 3. Подведомственность и подсудность Верховному суду РФ 22
Заключение 32
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 34
2) об оспаривании
нормативных правовых актов
3) об оспаривании
постановлений о
4) о приостановлении
деятельности или ликвидации
политических партий, общероссийских
и международных общественных
объединений, о ликвидации
5) об оспаривании
решений (уклонения от
6) по разрешению
споров между федеральными
7) о расформировании
Центральной избирательной
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.
1. Применяя правила статьи 27, следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
а) Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции гражданские дела в составе:
Судебной коллегии по гражданским делам:
а)Военной коллегии. Дела слушает судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей;
б) Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции:
дела, прямо предусмотренные в самой комментируемой статье;
иные дела в соответствии с федеральными законами. Например, статье 138 НК допускает судебное обжалование нормативных актов налоговых органов (в т. ч. ФНС России) путем подачи искового заявления в Верховный Суд РФ.
Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции, в частности:
1) дела об оспаривании
ненормативных актов
2) дела об оспаривании
нормативных актов Президента
РФ и Правительства РФ, а также
федеральных органов
касающихся прав свобод граждан;
изданных в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
3) дела об оспаривании
постановлений, о прекращении
или приостановлении
4) дела о приостановлении
и прекращении деятельности
5) дела об обжаловании
решений и действий (бездействия)
Центральной избирательной
подготовки и проведения референдума России (например, о создании комиссий, о порядке подсчета голосов);
выборов Президента РФ;
выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания РФ. Однако дела об оспаривании
решений Центральной
6) дела по разрешению
споров, переданных в Верховный
Суд РФ Президентом РФ (в ходе
реализации им своего права
использовать согласительные
7) иные дела, предусмотренные
в статье 27. При этом дела о
расформировании Центральной
Правила статьи 32 о договорной подсудности не распространяются на случаи, когда дело по первой инстанции должно быть рассмотрено в Верховном Суде РФ.
Верховный Суд РФ не вправе рассматривать (в том числе по первой инстанции) дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ. Последний является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе.
Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (часть 1 статьи 118).
Следовательно, только
суды, учреждаемые законом на основе
Конституции, и привлекаемые в установленных
законом случаях к
Заключение
Таким образом, изучив данную тему, использовав
нормативные акты, литературу ведущих
правоведов можно сделать вывод, что в
современных условиях в процессе изменения
политико-правовой системы России судебная
власть все более отчетливо занимает собственное,
независимое, равноправное положение
в системе разделения властей государственной
власти. Судебная власть представляет
собой систему органов, обеспечивающих
защиту права и правосудия, причем каждый
из элементов судебной системы - Конституционный
суд, Высший Арбитражный суд и Верховный
суд имеют собственное функциональное
предназначение. Верховный суд РФ, таким
образом, является важнейшим звеном правосудия,
высшим в системе судов общей юрисдикции.
Как и во всех судебных органах в деятельности Верховного суда демократизм занимает особое место, являясь важным принципом правосудия. Он закрепил такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах.
Судьи, обладая единым конституционно-правовым статусом, независимы, несменяемы и неприкосновенны.
Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, так и второй инстанций.
Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции.
Данная проблематика имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении принципов демократизма и правосудия, понятия судебной власти, ее роль в современном государстве, понятия Верховного суда как высшего звена судов общей юрисдикции, его место и роль в судебной системе РФ.
Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы, литературы ведущих правоведов и юристов, законов, а также возможность практического применения нормативно - правовых актов в своей работе.
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов
Конституция РФ; Изд-во Айрис-Пресс; М: 2012г.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 7 февраля 2011г.)
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 марта 2005 г).
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г., 2 марта 2007 г, от 25 декабря 2012 г.).
Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. - М., 2005г.
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. (2-е изд., доп. и перераб) - "Экзамен", 2006 г.
Комментарии к ФЗ "О судебной системе Российской Федерации " (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г).
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 июня, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г).
Налоговый кодекс РФ; 2011г.
Угловный кодекс РФ; М: изд. Юристъ; 2012 N 18-ФЗ.
Уголовно процессуальный кодекс РФ; М: Омега Л; 2013г.
Обзор судебной практики
Верховного Суда РФ (по гражданским
делам) "О некоторых вопросах применения
судами норм избирательного права при
разрешении споров, связанных с проведением
выборов депутатов
Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М., 2005г.
Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. - Спб., 2005г.