Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа
Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;
Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной
политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области
социальных цен на примере сети магазинов
«Пятерочка»…………………………………………………
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Приложение 1. Средние цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости ……………………………………………………………….65
Приложение 2. Структура Департамента потребительского рынка и услуг
городского округа Самара…………………………………………………………..
Введение
В последнее время наметилась тенденция снижения качества обслуживания покупателей в отечественных магазинах розничной торговли. К тому же все чаще на прилавках начали появляться товары сомнительного качества. Из-за стремительного роста цен и бесконтрольной ценовой политики торговых предприятий (за исключением некоторой группы товаров первой необходимости) образовалась проблема доступности населением к товарам первой необходимости. Такие проблемы могли возникнуть из-за несогласованных действий предприятий торговых сетей и органов муниципальной власти.
Выход из этой ситуации, на наш взгляд, связан с разработкой механизмов взаимодействия органов муниципальной власти с сетевыми предприятиями по обеспечению населения товарами первой необходимости. Которые позволили бы не только решить проблемы муниципального образования, но и наладить взаимовыгодные отношения торговых предприятий с покупателями.
Актуальность темы исследования определяется с одной стороны, - в разработке механизмов взаимодействия органов муниципальной власти с сетевыми предприятиями торговли, с другой стороны, - в поиске новых путей обеспечения населения товарами первой необходимости, или другими словами, социальными товарами. Так как реализация на рынке данной группы товаров обеспечивается путем установления на них социальных цен.
Объект исследования:
1) Органы муниципального управления (в лице которых выступает Администрация города, Департамент Потребительского рынка и услуг);
2) Сетевые предприятия торговли (специализация деятельности – обеспечение населения продуктами питания).
Согласно Федеральному закону № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет торговую сеть как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Предмет исследования:
– особенности организации торговой деятельности сетевых предприятий торговли;
– деятельность и функционирование органов муниципальной власти в области торговли.
Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;
-рассмотреть особенности организации деятельности торговых предприятий, проанализировать ее деятельность в отношении обеспечения населения социальными товарами;
- предложить новые механизмы взаимодействия органов муниципальной власти и торговых предприятий по обеспечению населения товарами первой необходимости.
Обеспечение население товарами первой необходимости является прямой социальной задачей органов муниципальной власти. Поэтому степень разработанности данного вопроса в практической деятельности на сегодняшний момент является актуальной и решаемой на местном и федеральном уровне. В целях решения данной проблемы принимаются различные нормативные акты.
При выполнении дипломного проекта были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие правовую базу в области организации торговой деятельности в Российской Федерации, в частности, в Самарской области, специальная литература, документация Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара.
Сущность социальной политики и ее направления подробно описывает автор Миронов С. в учебнике «Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов». Автор Волгина Н.А. в своей работе «Социальная политика» подробно раскрывает, как инструменты социальной политики используются в реализации политики социальных цен. Порядок установления цен на товары первой необходимости и правовое регулирование в области торговли прописаны в Федеральном Законе № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Сущность работы Департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара и существующие формы взаимодействия его с субъектами торговли раскрывает Положение «О Департаменте потребительского рынка и услуг городского округа Самара». Деятельность и торговая политика сетевых розничных предприятий хорошо описывается в интернет статьях и экономической и маркетинговой литературе.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава содержит теоретические обоснования правового регулирования деятельности в сфере организации торговой деятельности, рассмотрена социальная политика государства в области ценообразования в России. Описан опыт ценообразования зарубежных стран.
Во второй главе рассмотрен объект исследования, проведен анализ организации работы в области торговли, определена роль каждого из субъектов в установлении социальных цен на продукты питания, рассмотрен существующий механизм взаимодействия Администрации города с сетевыми торговыми предприятиями.
В третьей главе выявлены проблемы недостаточного взаимодействия Администрации города и торговых предприятий, и предложены мероприятия по эффективному взаимодействию объектов исследования в области обеспечения населения товарами первой необходимости, и установлении на них минимальных цен.
В заключение дипломного проекта сформулированы выводы и подведены итоги работы.
Глава 1. Социальная цена в контексте социальной политики государства.
1.1 Социальная политика государства
и основные ее направления.
Деятельность государственных и муниципальных органов власти в сфере ценообразования являются составной частью в общей социальной политики государства.
Несмотря на то, что функции государства в сфере ценообразования ограничены, тем не менее, Российское государство, объявляя себя социальным, берет на себя особую функцию в регулировании цен на социально значимые товары. В связи, с чем необходимо рассмотреть эту деятельность в сфере социальной политики.
Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу [2.1, стр.5].
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития [4.1].
В качестве главных
Объектом социальной политики является все население страны. К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты: социальные гарантии, минимальные социальные стандарты, минимальные потребительские бюджеты. Данные инструменты используются в разной степени в реализации политики социальных цен.
1) Социальные гарантии. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантия обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Созданы четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам федерального бюджета.
2) Минимальные социальные стандарты. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды. Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.
З) Минимальные потребительские бюджеты. Служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ [2.2].