Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Данный закон определяет права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Так в соответствии с законом самостоятельно определяют вид торговли (оптовая или розничная), форму торговли, способ торговли, специализацию торговли (универсальная или специализированная), тип торгового объекта (стационарный или нестационарный торговый объект), основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности. А так же самостоятельно определяют ассортимент продаваемых товаров, режим работы, цены на продаваемые товары [1.2.1].

Данным федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами. В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изучив основной нормативно-правовой документ – Федеральный Закон № 381 от 28 декабря 2009 г., можно сказать, что его сфера применения достаточно широка, затрагивает все аспекты торговой деятельности, прописывает права и обязанности всех участников торговли, четко определяет полномочия государственных и муниципальных органов власти. Но не смотря на четко прописанные права и обязанности субъектов торговой деятельности данный закон дает им много самостоятельности (самостоятельны в определении вида торговли, формы торговли, способа торговли, специализации торговли, типа торгового объекта, ассортимента продаваемых товаров, режима работы, цены на продаваемые товары).

Еще одним нормативным документом, регулирующий торговую деятельность в Самарском регионе, является Закон Самарской области от 5 июля 2010 года № 76-ГД  «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области». Закон принят в целях обеспечения функционирования и стабильного развития потребительского рынка, удовлетворения потребностей населения Самарской области в товарах и услугах, соответствующих стандартам качества и безопасности, реализации положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Данный нормативный документ направлен на решение следующих задач:

1) стимулирование развития  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания населения  Самарской области;

2) стимулирование развития современных форм торговли, в том числе дистанционной торговли;

3) развитие инфраструктуры  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания населения, а также развитие современных  технологий управления торговыми  объектами и торговыми процессами;

4) снижение кадрового дефицита, обеспечение подготовки квалифицированных кадров для сферы торговли.

В законе подробно описываются полномочия органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Согласно закону органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Целью создания такой схемы является обеспечение устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Уполномоченный орган формирует и ведет торговый реестр, который включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров, и о состоянии торговли на территории Самарской области. Ежеквартально уполномоченный орган представляет обобщенные сведения, содержащиеся в таком торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации [1.2.4, ст.6].

Закон Самарской области № 76-ГД обязывает уполномоченных органов оповещать всех субъектов торговой деятельности об изменениях в нормативных документах, об принятых решениях и обновлении информации, касающейся непосредственно торговой деятельности.

В отличие от Федерального Закона № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в Законе Самарской области прописано больше полномочий представителей органов муниципальной власти по отношению субъектов торговой деятельности. В региональном нормативном документе охвачено много сфер торговой деятельности, в которых происходит встречное взаимодействие представительных органов муниципальной власти и торговых субъектов.

Любопытно было бы посмотреть, как происходит регулирование цен в других странах. Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции [2.3].

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

 Меры воздействия государства  на производителей могут быть  как прямыми (установление определенных  правил ценообразования), так и  косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке [2.4].

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении груда.

Рассмотрим ценообразование в зарубежных странах: США, Франция, Испания, Дания, Греция.

США. В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономическою положения в стране. В целом такой подход оказывал в последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:

- рестриктивная кредитно-денежная политика,

- регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

- сокращение дефицита государственного бюджета;

- федеральные закупки товаров и услуг;

- налоговая политика.

 Эти направления государственной  макроэкономической политики оказывают  влияние на изменение соотношения  спроса и предложения на внутреннем  рынке США и таким образом  определяют базовые пропорции  обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен сейчас применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен [2.4].

Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать, по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожаи государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку. При этом государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

Франция. Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению контроля за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию, а во втором, - государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободною рыночного ценообразования [2.5].

 Следует отметить, что Франция  является одной из немногих  промышленно развитых стран, где  существовал довольно жесткий  режим государственного регулирования  цен, который частично сохраняется  до настоящею времени.

В настоящее время во Франции имеется около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек).

Основные задачи государственных контролеров - наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.

Испания. Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации [2.6]. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

Контроль над формированием цен осуществляется Высшим советом по ценам при Министерстве экономики и финансов, являющимся рабочим органом Правительственной комиссии по экономическим вопросам.

Основными функциями совета являются: рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; выработка рекомендаций и представление в Правительственную комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компании о результатах, рассмотрения вопроса Правительственной комиссией; наблюдение за исполнением решений Правительственной комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги.

Государственное регулирование цен имеет следующие формы:

1) Разрешительные цены. Государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен. Такие цены устанавливаются на: соевое масло; электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива: фармацевтические товары; страхование в сельском хозяйстве; почтовые и телеграфные услуги; услуги телефонной связи; железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки; морские пассажирские перевозки в пределах страши, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.

Информация о работе Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности