Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение законодательного процесса в Государственной Думе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия «законодательный процесс»;
установить стадии законодательного процесса;
рассмотреть основные и дополнительные стадии законодательного процесса в Государственной Думе и их практическую реализацию.
Введение 3
1. Законодательный процесс: понятие и стадии 4
2. Основные стадии законодательного процесса в Государственной Думе 8
2.1 Законодательная инициатива 8
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта 13
2.3 Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и принятие (одобрение) закона 17
3. Дополнительные стадии законодательного процесса
в Государственной Думе 25
3.1 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации 25
3.2 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом
Российской Федерации 29
Заключение 35
Список использованных источников 36
в) поправок к законопроектам.
При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены различные документы и материалы, в частности:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет и концепцию предлагаемого законопроекта;
б) текст законопроекта; перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;
в) финансово-экономическое обоснование (если реализация законопроекта, потребует материальных затрат);
г) заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции);
д) документы и материалы, предусмотренные соответствующими статьями Бюджетного кодекса - 192, 212 и 26410 (по законопроектам о федеральном бюджете и его исполнении);
е) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (по законопроекту о внесении изменений в УК) и др.
В случае внесения законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом (Советом Федерации, Правительством РФ, законодательным органом субъекта Российской Федерации, высшими судами) должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.
Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 года14 (ст. 140, 1412 и др.), действующий в редакции от 6 февраля 2013 года, устанавливает возможность внесения законопроекта в Государственную Думу Советом Федерации совместно с законодательным органом субъекта Российской Федерации (законодательными органами субъектов).
Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные ст. 105 Регламента Государственной Думы, направляются субъектом (субъектами) права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы.
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта и присваивается регистрационный номер на весь период рассмотрения и прохождения законопроекта.
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта
Стадия предварительного рассмотрения законопроекта регулируется Регламентом Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы, то есть осуществляется «входной контроль» качества законопроекта.
Если законопроект не соответствует этим требованиям, то Совет Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту (субъектам) права законодательной инициативы для выполнения указанных требований. Такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу. При этом за субъектом (субъектами) права законодательной инициативы сохраняется возможность вновь внести законопроект после выполнения необходимых требований.
Если в материалах к зарегистрированному законопроекту отсутствует заключение Правительства РФ, то необходимость получения по нему такого заключения комитет проверяет с учетом мнения Правового управления. В результате такой проверки часто обнаруживается необходимость получения заключения Правительства РФ на законопроект в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.
Если профильный комитет полагает, что законопроект соответствует требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы, то Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета назначает один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого комитета Государственной Думы, назначает данный комитет соисполнителем.
Совет Государственной Думы включает законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию и направляет законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, Общественную палату, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
По предложению профильного комитета Совет Государственной Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления отзывов в ответственный комитет.
Ответственный комитет самостоятельно определяет порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и срок представления заключений, отзывов, предложений и замечаний к законопроекту, если иное не предусмотрено решением Совета Государственной Думы.
Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы - членов данного комитета. В состав рабочей группы также могут входить депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, других организаций, эксперты и специалисты.
Ответственный комитет, получив текст законопроекта (тексты законопроектов по одному и тому же вопросу), назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта.
Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы должно проходить открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта, а также осуществляет юридико-техническую экспертизу законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению провести лингвистическую экспертизу законопроекта. Правовое управление на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение.
Отзывы, предложения и замечания депутатов Государственной Думы и других субъектов права законодательной инициативы по законопроекту, а также заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта (если таковое имеется) рассматриваются на заседании ответственного комитета.
До принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право:
а) по предложению ответственного комитета, оформленному решением ответственного комитета, изменить текст законопроекта и направить его на имя Председателя Государственной Думы;
б) отозвать внесенный им (ими) законопроект путем подачи письменного заявления на имя Председателя Государственной Думы или на основании соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы - коллегиального органа.
Основным результатом подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении в ответственном комитете и комитетах-соисполнителях является заключение с мотивированным обоснованием необходимости принятия (одобрения) или отклонения законопроекта, принимаемое голосованием на заседании комитета. Выводы комитета служат ориентиром в осуществлении парламентом тех или иных процедурных действий15.
Подготовленный к рассмотрению в первом чтении законопроект и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до его внесения на рассмотрение Государственной Думы.
2.3 Рассмотрение законопроекта и принятие (одобрение) закона Государственной Думой
Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях16, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы.
Например, проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации рассматривается, как правило, в одном.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета. Может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы по существу. Затем по законопроекту вправе выступить представители фракций, другие депутаты Государственной Думы, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:
1) принять (одобрить) законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
2) принять (одобрить) закон, за исключением
законопроекта по предметам
3) отклонить законопроект.
После окончания обсуждения законопроекта вопрос о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении выносится на "час голосования"17.
В постановлении о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту, который, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации менее 30 дней.
Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются субъектам права законодательной инициативы, при этом в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - по вопросам их ведения, а в случае принятия в первом чтении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
В случае принятия (одобрения) законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, данное предложение ответственного комитета выносится на "час голосования".
Если решение о принятии федерального закона или об одобрении федерального конституционного закона без процедур второго и третьего чтения не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.
Смысл второго чтения заключается в рассмотрении Государственной Думой поправок к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении.
Информация о работе Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ