Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение законодательного процесса в Государственной Думе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия «законодательный процесс»;
установить стадии законодательного процесса;
рассмотреть основные и дополнительные стадии законодательного процесса в Государственной Думе и их практическую реализацию.

Содержание работы

Введение 3
1. Законодательный процесс: понятие и стадии 4
2. Основные стадии законодательного процесса в Государственной Думе 8
2.1 Законодательная инициатива 8
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта 13
2.3 Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и принятие (одобрение) закона 17
3. Дополнительные стадии законодательного процесса
в Государственной Думе 25
3.1 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации 25
3.2 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом
Российской Федерации 29
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Zakonodatelny_protsess_Gosudar.docx

— 106.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом Российской Федерации

В случае вето главы государства, законодательный процесс дополняется еще одной стадией – повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.

В Конституции РФ устанавливается так называемое вето Президента РФ, которое является не абсолютным, а относительным (отлагательным). Согласно ч. 3 ст. 107, Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона вправе отклонить его, однако Государственная Дума и Совет Федерации могут преодолеть вето.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» пришел к выводу, что мотивы принятого Президентом Российской Федерации решения об отклонении федерального закона должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Президент РФ, возвращая закон, должен обосновывать в своем письме причины такого решения, называть мотивы отклонения закона.

Так, основаниями отклонения законов Президентом РФ в 1996-1997 гг. было следующее: несоответствие закона Конституции РФ, несогласие с принятым законом или одним из его положений, нарушение правил юридической техники, несоответствие закона Гражданскому кодексу РФ, противоречие закона Федеральному закону "О федеральном бюджете", отсутствие заключения Правительства РФ, несоответствие закона нормам международного права или международным обязательствам РФ и иные замечания.

Помимо отклонения федерального закона Президент РФ может возвратить федеральный закон без рассмотрения. Об этом прямо не говорится в Конституции РФ, а выведено Конституционным Судом РФ путем ее толкования.  Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П, если нарушения установленного Конституционного порядка ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, то Президент РФ вправе вернуть федеральный закон в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований24; при этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в смысле ч. 1 ст. 107 Конституции РФ, а его возвращение в палаты Федерального Собрания – отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Президент РФ не может использовать право вето в отношении федеральных конституционных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, принятый федеральный конституционный закон в течение    14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент РФ отклонит федеральный закон, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон; если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 1995 г. № 2-П разъяснил, что положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно от численности каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П сказано, что вето Президента РФ не может быть преодолено Советом Федерации по умолчанию, что если Совет Федерации с целью преодоления вето начал повторное рассмотрение закона в пределах четырнадцатидневного срока, то на процедуру такого рассмотрения распространяется постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ, что исключается возможность преодоления неодобрения закона Советом Федерации путем повторного голосования в Государственной Думе, а также создание согласительной комиссии, поскольку закон должен быть одобрен в единой редакции, ранее принятой обеими палатами.

Порядок повторного рассмотрения Государственной Думой федерального закона отклоненного Президентом РФ установлен в Регламенте Государственной Думы.

Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой.

По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить Государственной Думе одно из следующих решений:

а) согласиться с решением Президента РФ об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

б) принять федеральный закон в редакции Президента РФ;

в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента РФ специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона с учетом предложений Президента РФ;

г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Совет Государственной Думы после получения от ответственного комитета одного из проектов постановления Государственной Думы, включает во внеочередном порядке вопрос в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе, затем выступает представитель ответственного комитета и по предложению ответственного комитета принимается одно из перечисленных решений.

Если палата принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении участвуют представители фракций. Заключительное слово предоставляется представителю ответственного комитета. По окончании обсуждения проект постановления ставится на голосование.

Постановление Государственной Думы о согласии с решением Президента РФ об отклонении федерального закона и снятии его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой или решение о принятии федерального закона в редакции Президента РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума не согласилась с решением, то председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции.

Если Государственная Дума согласилась с предложением ответственного комитета о создании специальной комиссии, палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимает постановление Государственной Думы о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя специальной комиссии от Государственной Думы. Указанное постановление направляется Президенту РФ и в Совет Федерации.

При принятии решения специальная комиссия действует по принципу "одна сторона - один голос", при этом члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента РФ стороны пришли к единому мнению, Если сторонами не преодолено разногласие хотя бы по одному предложению Президента РФ, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы.

Если согласованный текст федерального закона выработан, то он вносится на рассмотрение палаты. Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения федерального закона в редакции специальной комиссии председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции.

Если Президент РФ не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию и не дал предварительного согласия на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты одно из следующих решений: согласиться с решением Президента РФ об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения или одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный в ранее принятой Государственной Думой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если предложение не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.

За время действия Конституции РФ масштабы применения Президентом РФ права вето кардинально изменились. Так, если за время работы Государственной Думы второго созыва Президент отклонил около 300 федеральных законов, то количество отклоненных законов, приходящиеся на четвертый и пятый созыв, меньше в десятки раз (в четвертом – 10 законов, в пятом – 425).

В 6 из 14 случаев Государственная Дума сняла закон с дальнейшего рассмотрения, в остальных – федеральный закон был принят в редакции специальной комиссии (7) и в редакции Президента (1), впоследствии одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

С 2000 года вето Президента РФ не преодолевалось. Последний случай, когда Государственная Дума и Совет Федерации одобрили отклоненный федеральный закон в ранее принятой редакции, имел место в ноябре – декабре 1999 года.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательный процесс – это совокупность последовательных действий по созданию закона. В узком понимании законодательный процесс представляет собой совокупность действий по созданию закона, посредством которых парламент осуществляет свою законодательную деятельность; в широком смысле законодательный процесс – это совокупность действий по созданию закона, начиная от внесения законопроекта и заканчивая обнародованием принятого закона.

Законодательный процесс в Российской Федерации состоит из совокупности нескольких стадий:

— законодательная инициатива;

— предварительное рассмотрение законопроекта;

— рассмотрение законопроекта Государственной Думой  и принятие (одобрение) закона;

— прохождение закона в Совете Федерации и его одобрение;

— повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации;

— подписание закона Президентом Российской Федерации (далее – Президент РФ) и его обнародование;

— повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.

За время существования Конституции РФ принято большое количество законов, которые подчас характеризуются своей нестабильностью. Большой массив нормативных правовых актов различного уровня с определенного момента начинает препятствовать четкому регулированию конкретных общественных отношений. Поэтому усилия законодателя должны быть сосредоточены не на количестве принимаемых актов, а на их качестве.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФЗ  «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4916.

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от         22 января 1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 25.01.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ (ред. от 06.02.2013) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.

 

Судебная практика

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст.2253.

 

Литература

1. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 14–23 – 172 с.

Информация о работе Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ