Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.
В ХIХ веке мир развивался
под влиянием промышленной революции,
которая коренным образом преобразовала
производительные силы общества, и обеспечило
ускорение его социально-экономического
прогресса. В ХIХ веке появляются пароход
и железная дорога, радио и телефон, телеграф.
Технический прогресс, опирающийся на
научные открытия, впервые стал непосредственным
фактором экономического развития.
Россию эти изменения так же
не обошли стороной, но технический и экономический
подъем произошел позже, чем в Европе.
Этому факту есть объективные причины,
главными из которых являются: поздняя
отмена крепостного права и большая территория
Российской Империи, значительно превышающая
все европейские страны, отсюда и сложность
эффективного управления государством.
Актуальность темы реферата.
Земская и городская реформы
сыграли важную роль в развитии местного
самоуправления в России.
Самоуправление как один из
видов распределения властей определял
А.Д. Градовский: «Самоуправление есть
результат разнообразных интересов, которые
не могут быть удовлетворены деятельностью
центрального правительства».1
Русский юрист М.И. Свешников
определял «самоуправление, как новую
форму администрации, заключающуюся в
свободном участии народа в заведывании
делами, вверенными местным административным
органом, т.е. свободное участие народа
в местной администрации».2
Крестьянская реформа 1861 г.
открыла ряд буржуазных преобразований
в России во второй половине XIX в. Правительством
Александра II был взят курс на капиталистическое
развитие страны.
Закономерным шагом на этом пути была
реорганизация местного управления. Земская
реформа 1864 г. вводила самоуправление
новообразованных земских учреждений
в губерниях и уездах, которое строилось
на основных принципах буржуазного общества:
всесословность, выборности всех гласных
(членов земского собрания), зависимость
избирательного права от имущественного
ценза, формальное равенство и сменяемость
гласных, демократизм и открытость. Инициатором
реформы выступила самодержавная власть,
опираясь на поддержку влиятельной либерально-чиновничьей
группировки, интересы которой были завязаны
на развитии капиталистического общества.3
При проведении реформы одной
из главных целей правительства
было переложить бремя содержания
местного управления на население.
Принцип самоуправления наиболее
подходил для этого: по установившейся
практике средства для существования
аппарата управления выделяет
тот, кто его назначил (или выбрал).
Этим объясняется и ограничение
компетенции земств хозяйственными
делами. 4
С самого начала земства претендовали
на расширение круга своих полномочий
и имели тенденцию к вторжению в область
политики. Вызванная такими попытками
ответная реакция власти выразилась в
ряде ограничительных мер (например, установление
административной и уголовной ответственности
для руководителей земств за выход из
рамок своей компетенции), а, в конечном
счете, в Контрреформу 1890 г., целью которой
было усиление административного контроля
над земствами. В таком виде местное земское
самоуправление просуществовало до весны
1917 г., когда Временное правительство начало
реорганизацию системы власти.5
Проведенная реформа отвергла
выработанный веками опыт самоуправления
крестьянских общин, охватывавшего огромную
часть населения даже в годы расцвета
крепостничества; она переносила чуждые
элементы западного общества на российскую
почву. Крестьянскому менталитету противоречили
основные принципы реформы, поэтому в
деревне реформу встретили с настороженностью.
Может быть, предполагая недовольство
крестьянских масс, правительство и не
решилось ввести низшую единицу земства
– волостное земство.6
России свойственна двойственность
власти: сильная, централизованная власть
на высшем уровне сочетается с началами
самоуправления на низших ступенях. «Земства
предполагали самоуправление буржуазного
типа, когда управляющая структура оторвана
от общества, «надстроена» над ним, а значит,
нуждается в дополнительных средствах
для своей деятельности. Основная тяжесть
земских сборов ложилась на крестьян,
чье положение и так было тяжелым. Именно
буржуазный характер и привел земства
к гибели».7
Предметом изучения в реферате
является городское и земское самоуправление
в дореволюционной России.
Целью работы является анализ
земской и городской реформ, выявление
их значения для дальнейшего развития
самоуправления в России.
Предпосылки
проведения реформ местного самоуправления.
Земства возникли в период огромного
общественного разлома, в условиях глубокого
социально экономического и политического
кризиса. Разложение сословно-крепостнического
выявило полную непригодность административного
и хозяйственного устройства дореформенной
России.
«Неуклонное развитие капитализма
принудило царское правительство отменить
крепостное право. А это обстоятельство
привело к созданию земских учреждений.
Шаг в сторону буржуазной монархии, сделанный
19 февраля 1861 г., неизбежно должен был повести
к реорганизации старой системы местного
управления, построенной на феодальной
основе и ее децентрализации».8
Реформа местного управления
была логическим продолжением крестьянской
реформы. В сложившейся обстановке земства
представляли собой не только политическую,
но и административно-хозяйственную необходимость.
«После 19 февраля 1861 г. около
23 млн. крепостных крестьян оказалось
на воле. Ранее их делами ведали помещики.
На этой основе и строилось прежнее управление.
В новых условиях управлять свободными
крестьянами наделенными землей, через
бывших крепостников не представлялось
возможным. Необходимы были новые принципы
устройства крестьян, вышедших на волю,
иной механизм управления местными делами».9
«Необходимость земской реформы
вытекала из самого факта
отмены крепостного права. Раньше
крепостные крестьяне находились под
юрисдикцией помещиков, какой-либо системы
их социальной защиты не существовало.
Но поскольку правительство не собиралось
брать на себя решение социальных проблем
крестьян, пришлось возложить эту функцию
на самих крестьян и местное имущее население».10
Крестьянское общественное
устройство в сельской местности (по Положению
1861 г.) представляло из себя сословные
волости. Волостное управление составляли
волостной сход, волостной старшина с
волостным правлением и волостной крестьянский
суд. Должности крестьянского общественного
управления замещались по выбору на три
года. Сельский сход и сельский староста
составляли сельское общественное управление.
Сход выбирал сельских должностных лиц,
решал дела о пользовании общинной землей,
вопросы общественных нужд, благоустройства,
призрения, обучения грамоте членов сельского
общества, осуществлял раскладку казенных
податей, земских и мирских денежных сборов
и т.п. Сельский староста наделялся обширными
полномочиями как по делам общественным,
в пределах компетенции сельского общественного
управления, так и административно-полицейским
(охрана общественного порядка, безопасность
лиц и имуществ, паспортный контроль).
В отсутствие сельского старосты решения
сельского схода считались незаконными.
«До отмены крепостного права
у правительства был некоторый опыт ведения
местных дел. Оно получило его в уездах
и губерниях с преобладанием государственных
и удельных крестьян. Царская бюрократия
первоначально имела намерение приспособить
этот механизм управления к условиям,
созданным после 19 февраля 1861г. Однако
это оказалось безнадежным делом: опыт
ведения местных дел сугубо бюрократический,
через чиновников был крайне неудачен.
К тому же стремление воспользоваться
им натолкнулось на мощное сопротивление
общественности. На поведение правительства
влияла так же оппозиция дворянства. Создания
местных органов управления требовали,
с одной стороны дворяне, потерявшие власть
над крестьянами, с другой – либеральные
помещики, осознавшие необходимость развития
капитализма в России.
Ближайшее окружение царя оказывало
противодействие проектам, направленным
на передачу местных дел выборным органам.
В марте 1859 г. специальная комиссия, созданная
при Министерстве внутренних дел, пришла
к выводу, что ведение земских дел следует
передать выборным учреждениям. Работа
над законопроектом шла медленно. Главным
пунктом споров оказалась линия разграничения,
которая отделяла хозяйственные губерний
и уездов от политических, общегосударственных
вопросов. Положение о земстве явилось
компромиссным документом, отразившим
интересы старых феодальных и новых буржуазных
сил». 11
2. Губернские и уездные
земские органы, созданные в результате
реформы.
Положение о губернских и земских
учреждениях» Александр II утвердил 1 января
1864 г. 12 Им предполагалось ввести в
33 губерниях, а в дальнейшем распространить
действие Положения на Архангельскую
и Астраханскую губернии, 9 западных губерний,
Прибалтийскую, Бессарабскую области,
Царство Польское.
Все места, ведавшие до 1864 года
делами о земских повинностях, общественном
призрении, народном продовольствии (квартирные
комитеты, дорожные комиссии, комиссии
народного продовольствия, больничные
советы), упразднялись. Из ведения дворянского
самоуправления изымались все дела, относящиеся
к местному хозяйству губерний и уездов.
В систему земских учреждений
входили:
Земские избирательные съезды,
задача которых ограничивалась избранием
один раз в три года земских гласных (т.е.
выборных членов городских собраний);
2.1. Земские избирательные съезды
Земские избирательные съезды являлись первым
элементом системы земских учреждений.
Система земского представительства основывалась
на принципе всесословности. Выборы в
земские учреждения проводились на трех
избирательных съездах – от трех избирательных
курий. Курии были следующие:
«курия уездных землевладельцев
– состояла в основном из дворян-помещиков.
Право голоса на съезде уездных землевладельцев
получали обладатели земельного ценза,
ценза недвижимости или определенного
годового оборота капитала. Земельный
ценз устанавливался отдельно для каждой
губернии в зависимости от состояния помещичьего землевладения;
городская курия – в ней участвовали лица с
купеческими свидетельствами, владельцы
торгово-промышленных заведений с оборотом
не менее 6 тысяч рублей в год и определенным
объемом недвижимости;
сельская курия – в ней не был установлен
имущественный ценз, но была введена система
трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся
на волостной сход, назначали своих выборщиков
и посылали их на собрание, которое избирало
земских гласных (в уездное земское собрание)».13
Единственный из трех съездов
– крестьянский –носил чисто сословный
характер, что лишало возможности участия
в нем лиц, не входящих в состав сельского
общества, прежде всего сельской интеллигенции. 14
На съездах уездных землевладельцев
и городских избирательных съездах могли
выбирать гласных только от «своих», в
то время как сельским выборщикам разрешалось
выбирать от себя в качестве гласных и
землевладельцев, не участвовавших в этой
курии, и местных священнослужителей.
Лишены были избирательного права лица
моложе 25 лет; лица, находящиеся под уголовным
следствием или судом; опороченные по
суду или общественному приговору; иностранцы,
не присягнувшие на подданство России.
2.2. Земские собрания
Земские собрания –
второй элемент системы земских учреждений.
Земские собрания формировались на избирательных
съездах. Земское собрание избиралось
один раз в три года, собиралось регулярно
раз в гол, но если возникали чрезвычайные
обстоятельства, то чаще. Председателем
земского собрания, как правило, становился
предводитель дворянства. Уездные земские
собрания находились в определенной зависимости
от губернских и самостоятельно решали
следующие вопросы:
раскладка внутри уезда государственных
и губернских сборов, которая была возложена
законом или распоряжением правительства
на уездные учреждения;
составление предварительных
предположений для губернских смет о размерах
и способах исполнения в уезде повинностей,
отнесенных к разряду губернских, представление
означенных предположений в губернское
земское собрание;
предоставление губернским
земским учреждениям местных сведений
и заключений по предметам хозяйства;
разрешение на открытие торгов
и базаров;
отнесение проселочных и полевых
дорог в разряд уездных, а также уездных
дорог в разряд проселочных, изменение
направления уездных земских дорог;
содержание бечевников, представление
через начальника губернии ходатайств
об отнесении по уважительным причинам
содержания бечевников за счет казны;
- местные распоряжения и надзор
по указаниям губернской
управы в пределах уезда по устройству
губернских путей сообщения, по исполнению
потребностей сообщения и взаимному страхованию;
представление губернскому земскому собранию
отчета о соответствующих действиях.
К исключительной компетенции
губернских земских учреждений относилось:
1) разделение на уездные
и губернские: земских зданий, сооружений,
путей сообщения, повинностей, заведений
общественного призрения, а также
изменения в этом разделении;