Анализ норм налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. Для понимания пределов действия норм различных отраслей права,связанных с налоговым законодательством,важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие налогового права. 4
Предмет и методы налогового права. 4
Принципы налогового права. 6
Место налогового права в системе российского права. 7
Международное налоговое право. 9
Наука налогового права. 9
Система налогового права. 10
Налоговая политика. 10 Налоговая реформа. 12
Собираемость налогов. 14
Уклонение от уплаты налогов и налоговая культура. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 16

Файлы: 1 файл

налоговое правр.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3                                      Понятие налогового права.                                                                                  4                Предмет и методы налогового права.                                                                 4 Принципы налогового права.                                                                               6  Место налогового права в системе российского права.                                    7        Международное налоговое право.                                                                       9 Наука налогового права.                                                                                       9 Система налогового права.                                                                                 10 Налоговая политика.                                                                                            10                                            Налоговая реформа.                                                                                             12 Собираемость налогов.                                                                                        14 Уклонение от уплаты налогов и налоговая культура.                                      16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   18 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование российской экономики,политической системы и социально-культурной сферы немыслимо без создания эффективной налоговой системы. Налоговые поступления составляют сегодня более90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, успех или неудача проводимых в стране преобразований напрямую зависит от собираемости налоговых платежей.

Для налогового права характерно тесное переплетение,с одной стороны,публичных проблем, связанных с общими интересами государства,с другой стороны,частных проблем,ставящих в центр научной парадигмы отдельного налогоплательщика.

Налоговое право – одна из самых молодых отраслей в правовой системе России. С момента ее возникновения  прошло не более пятнадцати лет. Однако за столь короткое время уже сформировались доктринальные основы налогового законодательства,завершается его кодификация,активно формируется судебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функционирует разветвленная система налоговых органов. Вместе с тем налоговому праву до сих пор присущи повышенная сложность,противоречивость,наличие многочисленных пробелов,неопределенностей,нечетких и неясных формулировок.Процесс реформирования налогового законодательства,связанный,прежде всего,с его кодификацией,продолжается непрерывно,что постоянно ставит все новые вопросы и проблемы перед налогово-правовой наукой и практикой.Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

Анализ норм налогового права, механизма их действия и проблем кодификации необходим для осмысления перспектив становления налогового права как отрасли в системе финансового права и базового кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ.

Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм.-'1ля понимания пределов действия норм различных отраслей права,связанных с налоговым законодательством,важен анализ различных правовых методов и принципов.Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении.В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

 

Понятие налогового права.

Управление налоговой  системой осуществляется посредством  правового регулирования налоговых  отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами  налогового права, пределы и сфера  действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют  в соответствии с нормами, в которых  содержится государственная воля, чтобы  достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма  права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения  участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права  обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом  правового регулирования.

Налоговая правовая норма  состоит из следующих элементов:                                               - гипотеза - указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;                                              - диспозиция - определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;                                                                                                                       - санкция - указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает  два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового  регулирования

Предмет и методы налогового права.

Предмет налогового права  согласно ст.2 НК включает властные отношения  по установлению,введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения,возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий(бездействия)их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.Этот перечень–исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права  критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом  налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права  относятся:                                                                                    - закрепление структуры налоговой системы;                                                                               - распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;                                                               - регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;                                                                                                                                            - осуществление налогового контроля;                                                                                                          - применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;                                                                                                                   - обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового  права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования  фондов денежных средств, необходимых  для осуществления задач и  функций государства и муниципальных  образований.[3]

Метод налогового права — совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Основные  методы налогового права:                                                                                  1) метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) — способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний;                                                                        2) метод рекомендаций и согласования — метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ);                                                                      3) диспозитивный метод — способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.

Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочки исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

Принципы налогового права.

     Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы:                                                                                                       1) принцип равного налогового бремени;                                                                            2) принцип установления налогов законом;                                                                                                 3) принцип отрицания обратной силы закона;                                                                                     4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;                                                                                                        5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;                         6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы:                                                                                                     1) принцип единства налоговой системы;                                                                             2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;                                                                                                                                3) принцип подвижности (эластичности);                                                                             4) принцип стабильности;                                                                                                       5) принцип множественности налогов;                                                                                        6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Экономические принципы:                                                                                                  1) принцип справедливости;                                                                                                                 2) принцип соразмерности;                                                                                                                            3) принцип учета интересов налогоплательщиков;                                                                        4) принцип экономичности (эффективности).

 Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в ст. ЗНКРФ:

1) каждое лицо  должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

2) налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев. Не допускается  устанавливать дифференцированные  ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических  лиц или места происхождения  капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

3) налоги и сборы  должны иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

Информация о работе Анализ норм налогового права