Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:06, контрольная работа
Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. Для понимания пределов действия норм различных отраслей права,связанных с налоговым законодательством,важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие налогового права. 4
Предмет и методы налогового права. 4
Принципы налогового права. 6
Место налогового права в системе российского права. 7
Международное налоговое право. 9
Наука налогового права. 9
Система налогового права. 10
Налоговая политика. 10 Налоговая реформа. 12
Собираемость налогов. 14
Уклонение от уплаты налогов и налоговая культура. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 16
Соответственно, если в стране
большой процент занимает частная
собственность, то можно проводить
налоговую реформу среди
Если в страну завозится много импорта или страна является экспортером различных видов продукции, то государство регулирует налоговой реформой экспортные и импортные пошлины, разумеется, в пользу своего государства и государств, объединенных в содружество, но при этом соблюдая некие общие требования ко всем остальным государствам.
Налоговые реформы могут проводиться по различным отраслям налогов. Так, например, военные налоги (расходы на оборону по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее), содержание правителей (туда же входят расходы по отправлению правосудия), налоги на образование, медицину, социальные льготы (пенсия, сироты, недееспособные), земельный налог, налоги на импорт или экспорт.
Государство может начать проводить налоговую реформу в случае отставания законов страны от ее экономической жизни.
Фактически налоговые
реформы могут внешние и
Внешние реформы преследуют другую цель, процветания своего государства и упрощения международного налогообложения.[1]
Финансовая дисциплина.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций[4].
Собираемость налогов
– это очень интересный показатель.
Он ставит задачу перед налоговыми
органами во что бы то ни стало собрать
100% налогов (а лучше даже больше 100%!). На
самом деле у налоговых органов по природе
своей такая задача – собрать налоги и
тем самым обеспечить в финансовом плане
деятельность государства. Однако пути
и средства к достижению этой цели могут
быть различными.
В настоящее время термин
«собираемость налогов» нашел широкое
применение в научных работах, выступлениях
российских ученых. Задача по повышению
собираемости налогов озвучена в Бюджетных
посланиях Президента РФ. Однако ни в Налоговом
Кодексе РФ, ни в других законодательных
актах, регулирующих налоговые отношения,
легального определения понятия «собираемость
налогов» пока не дано.
Можно выделить
несколько научных подходов к определению
теоретической основы «собираемости налогов».
Первый подход заключается в понимании
«собираемости налогов» как показателя
эффективности реализации фискальной
функции налоговой системы. «Коэффициент
собираемости» указывается в процентах
и определяется как отношение поступивших
в консолидированный или федеральный
бюджеты налогов и сборов к начисленным
налогам и сборам по соответствующим уровням
бюджетов, умноженное на 100. Коэффициент
собираемости налогов, рассчитанный подобным
образом, используется при составлении
проектов бюджетов в ряде субъектов Российской
Федерации.
Сторонники второго подхода
рассчитывают данный показатель путем
отнесения суммы фактических поступлений
налоговых платежей к их максимальной
сумме за рассматриваемый период. Максимальная
сумма налогов включает в себя фактические
поступления за тот же период, совокупную
задолженность по налоговым платежам,
определяемую на основе статистических
данных фискальных органов, и латентную
(скрытую) задолженность. При данном подходе
уровень собираемости налогов является
показателем качества и эффективности
функционирования не только налоговых
органов, так и всей налоговой системы.
Второй подход дает более широкое
толкование рассматриваемому понятию,
так как фактическая сумма уплаченных
налогов сравнивается с максимально возможной
суммой поступлений при условии добросовестного
исполнения всеми налогоплательщиками
своих обязанностей. В рамках данного
подхода можно учесть значительно большее
количество факторов, оказывающих влияние
на собираемость налогов.
Величина поступлений
налогов в бюджет зависит не только от
своевременного и полного исполнения
налогоплательщиком своей обязанности,
но и, например, от использования налоговых
льгот, изменения налогооблагаемой базы
под влиянием различных факторов (инфляции,
курса национальной валюты, спроса, доходов
населения). Собираемость налогов снижается
под воздействием противоправных деяний
налогоплательщиков, таких как осуществление
предпринимательской деятельности без
постановки на налоговый учет, сокрытие
объекта налогообложения, использование
различных схем уклонения от уплаты налогов.[2]
Только при полном
учете факторов, влияющих на объем поступлений
налогов в бюджет, может быть разработана
адекватная система мер по повышению собираемости
налогов. Обеспечение собираемости налогов
с определенной степенью условности можно
отнести к компетенции двух видов органов:
налоговых и законодательных. Повышение
собираемости налогов за счет деятельности
налоговых органов реализуется путем
проведения налоговых проверок, начисления
пени, взыскания налогов в судебном порядке
и т.д.
Законодательные органы
также могут оказывать существенное влияние
на собираемость налогов путем совершенствования
налогового законодательства, устранения
пробелов, изменения налоговых ставок,
определения перечня налоговых льгот,
а также введения специальных налоговых
режимов. Специальный налоговый режим
– это основанная на принципах законности,
экономической обоснованности, избирательности
система мер налогового регулирования,
предусматривающая замену для налогоплательщиков
нескольких видов налогов одним и (или)
освобождение от обязанности уплачивать
отдельные налоги. Специальный налоговый
режим создается для ограниченных категорий
налогоплательщиков и видов деятельности.
Центральным звеном специального налогового
режима является единый налог.
Действующее налоговое законодательство
предусматривает четыре вида специальных
налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции.
С позиции фиска (государственная казна)
введение специальных налоговых режимов
направлено на повышение собираемости
налогов как в краткосрочной, так и в долгосрочной
перспективе. В краткосрочной перспективе
эффект от введения специальных налоговых
режимов связан с возможностью осуществления
налогового контроля и наличием объективных
критериев для начисления налогов.
Уклонение от уплаты налогов и налоговая культура.
Причины
уклонения от уплаты налогов различны.
Стремление избежать налоговых выплат
есть своеобразная реакция на любые налоговые
мероприятия государства и обусловлена
попыткой собственника так или иначе защитить
свое имущество, капитал или доходы от
любых посягательств, даже от тех, которые
предписаны законом. Во всех, без исключения
странах проблема криминогенности в налоговой
сфере всегда стоит на первом месте.
Можно выделить
следующие причины, подталкивающие предпринимателей
к уклонению от уплаты налогов:
- моральные;
- политические;
- экономические;
- правовые.
Моральные
причины порождаются существом и характером
налоговых законов, а также налоговой
системой в целом. В случае непосильного
“налогового гнета”, когда налогоплательщик
фактически “работает на государство”
и отдает ему львиную долю своих доходов,
у него рождается чувство подавления его
государством. Как ответная реакция на
такое подавление выступает уклонение
от уплаты налогов.
Политические причины
– когда налоги начинают использоваться
государством не только для покрытия своих
расходов, но и как инструмент социальной
или экономической политики. Как инструмент
социальной политики налоги проявляются,
когда класс, стоящий у власти, использует
их для подавления другого класса. Как
инструмент экономической политики налоги
проявляются в том, что государство повышает
налоги на некоторые отрасли производства
с целью уменьшения их удельного веса
в экономике и наоборот.[7]
Экономические причины
подталкивают налогоплательщика к уклонению
от уплаты налогов также довольно часто.
Их можно разделить на два вида:
1. Причины, которые зависят от финансового
состояния налогоплательщика;
2. Причины, порожденные экономической
конъюнктурой.
Финансовое положение иногда является
решающим фактором. Если финансовое положение
предприятия стабильно, то оно вряд ли
станет на путь уклонения от уплаты налогов.
Правовые причины
кроются в сложности налоговой системы,
которая препятствует эффективности налогового
контроля, в результате чего налогоплательщик
может избежать уплаты налогов.
Масштабы уклонения от уплаты налогов
в России создают угрозу для экономической
безопасности государства. Поэтому в современных
условиях наиболее актуальной задачей
становится совершенствование налогообложения,
построение социально ориентированной
налоговой системы, формирование и развитие
налоговой культуры населения.
В настоящее время в России в сфере налогообложения
сложился негативный стереотип поведения,
имеют место достаточно низкая налоговая
культура общества, недоверие граждан
и бизнеса к налоговой системе, стремление
уклониться от уплаты налогов. Обо всем
этом свидетельствуют как данные о росте
правонарушений и преступлений, связанных
с сокрытием доходов от налогообложения,в
том числе в крупных и особо крупных размерах,
так и результаты многочисленных социологических
исследований.
Многие нарушения налогового законодательства
носят особо опасный для российской экономики
характер, так как связаны с "отмыванием"
капиталов, добытых преступным путем,
утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием
криминальных структур с рыночными .
В этой связи необходимо формировать и
развивать налоговую культуру населения.
По мнению авторов, налоговая культура
- это часть общенациональной культуры
страны, связанная с деятельностью участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах и государством,отражающая
уровень знания и соблюдения налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноты и своевременности уплаты (перечисления)
в бюджетную систему РФ налогов, сборов
и иных обязательных платежей, знание
своих прав, исполнение своих обязанностей,
складывающаяся из понимания всеми гражданами
важности для государства и общества уплаты
налогов.
Процесс формирования налоговой культуры
сталкивается со многими проблемами, среди
которых стоит отметить следующие:
- несовершенство, нестабильность налогового
законодательства РФ;
- недостаточные информирование, консультирование
граждан,рекламно-
-неудовлетворительное качество исполнения
налоговых процедур;
- недоверие населения к налоговым органам;
- проблема взаимной социальной ответственности
гражданина, бизнеса и государства;
- непрестижность работы в налоговых органах,
низкая социальная мотивация, большая
текучесть кадров;
- процесс глобализации как причина роста
конкуренции фирм и вследствие этого -
постоянный поиск хозяйственными субъектами
способов минимизации налоговых платежей.[8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс перехода России к рыночной экономике характеризуется,по сути, началом формирования новой общественно-политической системы, где значительная роль отводится налоговой политике государства.Вполне очевидно,что налоги являются одним из основных источников доходов бюджетной сферы. А это значит, что налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения разнообразных государственных задач, для поддержания жизнедеятельности государства и его социально-экономического развития.
Формирование эффективно
функционирующей налоговой
Особую роль на данном этапе
социально-экономических
В настоящее время в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства не только на федеральном,но и региональном уровне, а также формирование органами местного самоуправления соответствующей правовой основы налогообложения.В этой связи особую актуальность приобретает проблема совершенствования налогового законодательства.При реформировании налогового законодательства важное значение следует придавать особенностям юридических законов, в данном случае, это относится к налоговым законам. Они,во-первых, могут ускорять действие экономических законов и тем самым положительно влиять на их развитие; во-вторых,наоборот, могут тормозить действие экономических законов, оказывая тем самым отрицательное влияние на их развитие, а значит, и на развитие экономики, на выход из кризисной экономической ситуации, углубляя ее.
ЛИТЕРАТУРА