Анализ норм налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. Для понимания пределов действия норм различных отраслей права,связанных с налоговым законодательством,важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие налогового права. 4
Предмет и методы налогового права. 4
Принципы налогового права. 6
Место налогового права в системе российского права. 7
Международное налоговое право. 9
Наука налогового права. 9
Система налогового права. 10
Налоговая политика. 10 Налоговая реформа. 12
Собираемость налогов. 14
Уклонение от уплаты налогов и налоговая культура. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 16

Файлы: 1 файл

налоговое правр.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

4) не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствие не запрещенной  законом экономической деятельности  физических лиц и организаций  (п. 4 ст. 3 НК РФ);

5) при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения.  Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги, когда  и в каком порядке он должен  платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

6) все неустранимые  сомнения, противоречия и неясности  актов законодательства о налогах  и сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).[6]

Место налогового права  в системе российского права.

Место налогового права в системе  российского права относится  к числу дискуссионных вопросов. Одна группа ученых придает налоговому праву самостоятельное значение, объясняя это, в частности, осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства.

Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права, свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права собственности тесно связано с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими — согласно ст. 2 ГК РФ не относятся числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.

Налоговое и уголовное право. С одной стороны, ним из объектов уголовно-правовой охраны являют фискальные интересы государства. С другой — квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.[4]

 

Международное налоговое  право.

          Под международным налоговым правом понимается сложный комплекс правовых норм, предметом регулирования которого, в частности, являются:                                                                                                                                               1) отношения государств, возникающие в связи с договорным перераспределением ими налоговых полномочий на осуществление прав налогообложения;                                                                                                                                               2) отношения между компетентными финансовыми органами различных государств по обмену налоговой информацией, по оказанию правовой помощи по налоговым делам и т. д.;                                                                                           3) трансграничные налоговые отношения (то есть налоговые отношения с иностранным элементом, например, отношения, возникающие в связи с налогообложением российских налогоплательщиков — резидентов за пределами территории Российской Федерации или в связи с налогообложением налогоплательщиков — иностранных резидентов в России).

К типичным источникам международного налогового права относят:                                    1) международные договоры об избежании двойного налогообложения (в отношении доходов, капитала, по вопросам наследования);                                                       2) международные договоры об обмене налоговой информацией и сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законодательства;                                                3) национальные нормы налогового законодательства, касающиеся трансграничного налогообложения

Иногда к источникам международного налогового права относят также  некоторые источники интеграционного  права, в частности, (Европейского союза, Государств Карибского бассейна, Евразийского экономического сообщества и т. д.)[3]

Наука налогового права.

Наука налогового права  является составной частью науки  финансового права. В то же время болылийством авторов отмечается особая роль налогового права в свете продолжающихся в России экономических преобразований. 
Наука налогового права - это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность структурированных и материально закрещенных знании, теоретических положений и выводов о содержании, роли, значении, а также о развитии налогового права как составной части российского права.  
Наука налогового права изучает:  
нормы налогового права и их развитие; 
пути совершенствования законодательства; 
общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования и развития налоговой системы России; 
общественные отношения, формирующиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений. Наука налогового права - это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

Система налогового права.

Система налогового права — это определенная внутренняя структура (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования.

Системе налогового права свойственны  такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

 

Налоговая политика.

Налоговая политика — это  система мероприятий государства  в области налогообложения, которая  строится с учетом компромисса интересов  государства и налогоплательщиков.  
 
      Как часть общей экономической политики государства она определяется   целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.  
 
     Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.  
 
      При перемещении дохода в пользу государства происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой — свидетельствует о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам. [5] 
 
    Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности.  
 
    Налоги — это обязательные платежи-физических и юридических лиц государству.  
 
    Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.  
 
    Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты.

Налоговая политика государства.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных  социальных групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики:                                                                                                                                     1)При формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между прямыми и косвенными налогами.                                                                      2) Применение прогрессивных ставок налогообложения.                                                                                         3) Непрерывность налогообложения.                                                                                     4) Применение налоговых льгот и их характеристика.                                                                 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая направленность.                                    6) Степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков.                                                                                                                                           7) Методы формирования налоговой базы.                                                                                                  8) Соотношение федеральных региональных и местных налогов.

В современных условиях в  государстве с развитой экономикой главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение бюджетных доходов – основа экономического роста, повышение благосостояния населения , укрепление обороноспособности,решение экологических и др. проблем общества. Важное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и перераспределительных процессов. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм включает налоговое Планирование , призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей,                                        Прогнозирование– основа для разработки социально– экономического развития страны,региона, муниципальных образований на определенный период. Регулирование налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Инструменты в налоговой политики: ставки, льготы, налогооблагаемая база.[2]

Налоговая реформа.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения  в ряде стран, входящих в состав различных  международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое  законодательство в соответствии с  некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить  различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической  интеграции.

 

Так же как налоги подразделяются на прямые (налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность) и косвенные (экспортные и импортные  пошлины, акцизы (налоги на продажи  и покупки, налог с оборота)), так и налоговые реформы проводятся среди прямых и косвенных налогов.

Информация о работе Анализ норм налогового права