Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 22:46, контрольная работа
Налоги - основной источник доходов государства, за счет которых формируется до 80 % федерального бюджета. согласно опросам общественного мнения, около 25% населения страны считают приемлемым не платить налоги, если можно уклониться от их уплаты. Поэтому вопрос четкого, без неясностей и двусмысленностей правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков (налоговых агентов), возникающих в сфере налогообложения, был и в настоящее время остается одним из основных вопросов построения правового государства и возможности дальнейшего продолжения экономических реформ
Введение
3
Глава 1.
Финансово-правовая характеристика налогового спора
4
1.1.
Понятие налогового спора
4
1.2.
Классификация налоговых споров
10
Глава 2.
Урегулирование налоговых споров
12
2.1.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
12
2.2.
Судебное урегулирование налогового спора
14
Заключение
19
Библиографический список
20
Приложения
21
2
Оглавление
Введение |
| 3 |
Глава 1. | Финансово-правовая характеристика налогового спора | 4 |
1.1. | Понятие налогового спора | 4 |
1.2. | Классификация налоговых споров | 10 |
Глава 2. | Урегулирование налоговых споров | 12 |
2.1. | Досудебный порядок урегулирования налоговых споров | 12 |
2.2. | Судебное урегулирование налогового спора | 14 |
Заключение |
| 19 |
Библиографический список | 20 | |
Приложения |
| 21 |
Введение.
Налоги - основной источник доходов государства, за счет которых формируется до 80 % федерального бюджета. согласно опросам общественного мнения, около 25% населения страны считают приемлемым не платить налоги, если можно уклониться от их уплаты. Поэтому вопрос четкого, без неясностей и двусмысленностей правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков (налоговых агентов), возникающих в сфере налогообложения, был и в настоящее время остается одним из основных вопросов построения правового государства и возможности дальнейшего продолжения экономических реформ
Поскольку деятельность государства связана с изъятием у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно создает конфликтные ситуации Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиками до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства. Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах. В числе таких средств может выступать и институт досудебного урегулирования налоговых споров. Различие в порядке досудебного урегулирования налогового спора и разрешения конфликтных ситуаций в судебном порядке отражено в данной работе.
В работе раскрывается понятие налогового спора, элементы налогового спора, такие как стороны, предмет и основание. Приведена классификация налогового спора, позволяющая разграничить виды налоговых споров, без определения которых невозможно проанализировать особенности разрешения спора. Во второй части работы рассматривается непосредственно механизм досудебного и судебного урегулирования налогового спора.
ГЛАВА 1. Финансово-правовая характеристика налоговых споров.
1.1. Понятие налогового спора.
Разработка понятия налогового спора представляется весьма актуальной, в силу нескольких причин. Во-первых, налоговые споры являются одной из самых многочисленных и сложных категорий дел (как досудебных, так и судебных). Во-вторых, необходима четкая квалификация возникшего спора между сторонами в качестве налогового с целью правильного определения подлежащих применению норм материального и процессуального права.
Теоретический анализ налогового спора позволит выделить его существенные черты, на основе которых и появится возможность сформулировать обоснованное определение такой правовой категории, как «налоговый спор».
Определение любого явления должно выходить из его сущности. Сущность любого спора – разногласие. При этом следует различать обыденное понятие «спор» и такое понятие как «правовой спор». В наиболее широком понимании правовой спор – это спор о праве. Для любого правового спора характерно наличие определенных элементов содержания. К таким элементам относятся:
Стороны (субъекты) спора – физические и (или) юридические лица, между которыми возможно возникновения спора, подлежащего урегулированию в законодательно установленном порядке.
Предмет спора – то по поводу чего возникло разногласие, чего добивается одна из сторон правового спора.
Основание спора – обстоятельства, на которых одна из сторон строит свои требования.
Налоговый спор, являясь разновидностью правового спора, имеет те же элементы содержания, однако со своими специфическими чертами, позволяющими выделить и определить такое понятие как «налоговый спор».
Прежде чем перейти к рассмотрению специфики элементов содержания налогового спора, необходимо отметить то обстоятельство, что, как и любой правовой спор, налоговый спор урегулирован нормами права, точнее, нормами налогового законодательства. При этом нормы налогового права лежат, как в основании возникновения спора, так и в основе его урегулирования. Причиной возникновения спора могут являться различные факторы – неоднозначность толкования норм налогового права, нарушение установленных правил и др., но в любом случае в основе спора будут лежать нормы налогового законодательства. Спор относительно применения норм других отраслей права уже не будет налоговым. Порядок разрешения возникшего спора также установлен налоговым законодательством. Как уже говорилось ранее Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ) не содержит понятия налогового спора, вместо него законодатель употребляет термины «несогласие» (ст.ст. 100, 101.4 НК РФ), «возражения» (ст.ст. 95, 101 НК РФ) и «обжалование» (ст.ст. 101, 101.2, 137-142 НК РФ) и устанавливает порядок их рассмотрения и разрешения. Таким образом, вне налогового законодательства такой правовой категории как «налоговый спор» существовать не может.
Рассмотрим специфику элементов содержания налогового спора.
Первой специфической чертой налогового спора является особый, свойственный именно налоговому спору состав участников, т.е. стороны (субъекты) спора.
Поскольку налоговый спор, это разногласие, возникшее на основе норм налогового законодательства, а его рассмотрение и разрешение происходит в порядке, установленном законом, то обоснованно предположить, что урегулирование спора есть налоговое правоотношение (общественное отношение, урегулированное нормами права). Кроме того, и само разногласие по поводу норм права может возникнуть только между взаимодействующими субъектами – участниками правоотношения, применительно к налоговому праву – налогового правоотношения. Следовательно, сторонами налогового спора могут быть только участники налогового правоотношения. Как следует из общих положений налогового права, любое налоговое правоотношение характеризуется наличием властного и подконтрольного субъекта.
В статье 9 НК РФ перечислены участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах. В качестве подконтрольного субъекта выступают налогоплательщики и налоговые агенты, властными субъектами являются государство, уполномоченный орган или муниципальное образование.
Специфической чертой, позволяющей выделить налоговый спор, является особый состав участников – налогоплательщик (налоговый агент) и уполномоченный государственный орган (государство, муниципальное образование).
Второй чертой, характерной исключительно для налогового спора является предмет спора.
В основе любого спора лежит убежденность одной из сторон, что поведение другой стороны не правомерно. Следовательно, предметом спора будет являться установление законности поведения одного из субъектов спора. Говоря о поведении субъекта, которое может стать предметом рассмотрения (разрешения) необходимо отметить, что оно может выражаться в действии (бездействии), а также в издании акта.
При этом для налогового спора характерно, что предметом рассмотрения является именно поведение властного субъекта, поскольку законодательно не предусмотрены ситуации, когда действие (бездействие) подконтрольного субъекта является предметом налогового спора. Отношения между подконтрольным и властным субъектом законодательно построены таким образом, что «последнее слово» остается за властным субъектом. В результате чего предметом любого налогового спора является решение вопроса о соответствии ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) властного субъекта действующему законодательству. При этом не имеет значение, кто является инициатором спора – властный или подконтрольный субъект. В любом случае производится оценка правомерности действий именно властного субъекта.
В большинстве случаев требование о рассмотрении законности сложившейся ситуации исходит от подконтрольного субъекта. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, именно в отношении подконтрольного субъекта совершаются определенные действия и принимаются решения, законность которых подлежит оценке. Во-вторых, в связи с принятием в отношении подконтрольного субъекта решения или совершения действий, у него возникает желание удостовериться в законности действий и решений властного субъекта. Законодательно установлен лишь один случай, когда налоговый спор возникает по инициативе налогового органа – обращение налогового органа в суд за взысканием налоговой санкции (статья 104 НК РФ). Однако даже в этом случае инициатива налогового органа весьма условна, поскольку право на обращение в суд у налогового органа возникает после отказа налогоплательщика добровольно оплатить налоговую санкцию, таким образом, спор возникает, в некоторой степени, по желанию налогоплательщика.
Таким образом, специфической чертой налогового спора является предмет – законность ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) властного субъекта.
Последним элементом состава любого правового спора является его основание. Если предметом спора является то, чего хочет добиться сторона – инициатор спора, то основание спора это, то, что уже произошло и послужило причиной спора. В основе любого правового спора лежит юридический факт. Это же утверждение верно и для налогового спора. Однако применительно к налоговому спору не все юридические факты могут служить основаниями спора. Так, например, основанием возникновения налогового спора не могут быть события, т.е. юридические факты, возникающие вне зависимости от воли людей.
Основания налоговых споров можно разделить на две основные группы:
Решения (акты) властных субъектов;
В качестве основания налогового спора могут послужить следующие ненормативные акты налоговых органов:
решения о доначислении налога и пени, предусмотренные п. 3 ст. 40 НК РФ;
решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах организации-налогоплательщика (налогового агента) в кредитной организации, предусмотренные п. п. 2, 3, 4, 5 и 6 ст. 46 НК РФ;
инкассовые поручения (распоряжения) о таком списании налога, сбора, а также пеней со счетов налогоплательщиков в банке, предусмотренные в той же ст. 46 НК РФ;
решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 6 ст. 64 НК РФ);
решения налогового органа о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ);
решения об аресте имущества налогоплательщика как способе обеспечения исполнения налоговой обязанности (ст. 77 НК РФ), а также
решения (постановления) налогового органа о доначислении суммы налога и пени, когда при контроле за полнотой исчисления налога налоговый орган усомнился в правильности применения налогоплательщиком цены сделки (п. 3 ст. 40 НК РФ);
акты о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком, налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 101, п. 8 ст. 101.4);
решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения первичных жалоб.
Действия (бездействие) властных или подконтрольных субъектов;
Анализ налогового законодательства позволяет выделить следующие действия должностных лиц налоговых органов, могущих служить основанием налогового спора:
изъятие документов и предметов с нарушением норм п. 5 ст. 94 НК РФ;
арест имущества с нарушением норм п. 5 ст. 77 НК РФ и др.
кроме того, как действие подконтрольным субъектом может быть обжаловано предъявление (направление) к нему письменного требования об уплате недоимки (пени, санкций), предусмотренного гл. 10 НК РФ, или - письменного налогового уведомления (ч. 2 ст. 52 НК РФ).
Информация о работе Досудебное и судебное урегулирование налогового спора