Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 22:46, контрольная работа
Налоги - основной источник доходов государства, за счет которых формируется до 80 % федерального бюджета. согласно опросам общественного мнения, около 25% населения страны считают приемлемым не платить налоги, если можно уклониться от их уплаты. Поэтому вопрос четкого, без неясностей и двусмысленностей правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков (налоговых агентов), возникающих в сфере налогообложения, был и в настоящее время остается одним из основных вопросов построения правового государства и возможности дальнейшего продолжения экономических реформ
Введение
3
Глава 1.
Финансово-правовая характеристика налогового спора
4
1.1.
Понятие налогового спора
4
1.2.
Классификация налоговых споров
10
Глава 2.
Урегулирование налоговых споров
12
2.1.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
12
2.2.
Судебное урегулирование налогового спора
14
Заключение
19
Библиографический список
20
Приложения
21
Бездействие как основание налогового спора встречается достаточно редко. В качестве примера можно привести уклонение от возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора и (или) пени.
Представляется, что, и бездействие подконтрольного субъекта, в некоторых случаях, может служить основанием возникновения налогового спора. Так уместно говорить о таком основании возникновения налогового спора, как неуплата в добровольном порядке налогоплательщиком сумм налоговых санкций. В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации, подобное поведение (бездействие) подконтрольного субъекта является основанием для обращения налогового органа с исковым заявлением в суд.
Таким образом, спецификой такого элемента состава налогового спора, как основание, является определенная группа юридических фактов, с наличием которых налоговое законодательство связывает возможность возникновения, изменения или прекращения прав у сторон налогового спора.
На основе рассмотренных особенностей элементов содержания понятия налоговый спор, представляется возможным сформулировать следующее определение налогового спора: налоговый спор – разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.
1.2. Классификация налоговых споров
Именно классификация налоговых споров позволяет нам выделить определенные виды споров, имеющие процессуальные особенности рассмотрения дела. А, придерживаясь определенной классификации налоговых споров (любой), и зная соответствующие её разделам процессуальные особенности, можно сделать ведение налоговых споров значительно эффективными.
Реально же, вопрос о классификации налоговых споров решается на практике не однозначно. Например, можно предложить следующую классификацию налоговых споров, в которой все споры разделены на следующие три группы:
оспаривание нормативных правовых актов;
оспаривание решений, действий или бездействия налоговых органов;
заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пени и налоговых санкций с налогоплательщика.
Первые две группы из этой квалификации налоговых споров, инициируются налогоплательщиками, третья – налоговыми органами.
Еще одну квалификацию налоговых споров можно предложить на основании того разделения налогов по видам, которое предложено в самом Налоговом Кодексе РФ. Так, согласно этой квалификации налоговых споров можно выделить налоговые споры по поводу:
Федеральных налогов и сборов.
Региональных налогов и сборов.
Местных налогов и сборов.
А можно составить квалификацию налоговых споров на основании деления налогов и сборов по видам:
НДС,
Подоходный налог,
Налог на прибыль,
Пошлины,
Сборы.
И здесь уже не принципиально: кто является инициатором этого налогового спора. Идет ли речь об уплате НДС, или налога с прибыли предприятия, у каждого вида споров, согласно этой классификации налоговых споров, есть своя специфика, есть свои процессуальные особенности. И их, если придерживаться определенной квалификации налоговых споров, можно учитывать при подготовке и ведении налогового спора.
ГЛАВА 2. Урегулирование налоговых споров.
2.1.Досудебный порядок урегулирования налоговых споров.
Досудебное урегулирование налогового спора состоит из 2-х этапов:
- обжалование результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе;
- обжалование решения вышестоящего налогового органа в Федеральной налоговой службе России.
Досудебное урегулирование налогового спора налогоплательщиком заключается в подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Решение вышестоящего органа должно быть принято в течение 1 месяца (срок может быть продлен на 15 рабочих дней). Управление, рассмотрев жалобу налогоплательщика, может принять Решение об оставлении жалобы без удовлетворения либо отменить (изменить). При этом Налоговым кодексом не предусмотрено присутствие налогоплательщика при рассмотрении жалобы.
В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке налоговые органы не имеют права приступить к исполнению решения (выставить требование на уплату налогов, сборов, пени). Они могут приступить к нему в случае, если вышестоящий орган примет решение оставить жалобу без удовлетворения. Если налогоплательщик не согласен с решением Управления, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме в ФНС России (ФНС – третья инстанция). Однако обращение с жалобой в ФНС не может отложить решение об исполнения решения, вынесенное Управлением.
С целью досудебного разрешения налоговых споров в России в 2006 году созданы Управления налогового аудита. Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов связано с процессом развития системы административной юстиции, обеспечивающих снижение числа налоговых споров с участием налоговых органов в арбитражных судах. Кроме урегулирования споров важным направлением деятельности подразделений является аналитическая работа по выявлению причин возникновения налоговых споров. Путем выявления причин, обобщения их результатов и доводя до структурных подразделений налоговых органов, достигается упрощение процедуры защиты прав налогоплательщиков, так как потенциально возможные нарушения будут устраняться в более короткие сроки и усилиями самих налоговых органов.
Основной задачей досудебного урегулирования споров является улучшение качества работы налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля, а также контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В этой связи одним из основных направлений деятельности органов ФНС России является дальнейшее повышение качества досудебного урегулирования налоговых споров в целях сокращения числа как жалоб в вышестоящие налоговые органы, так и судебных споров с участием налоговых органов.
Необходимо также отметить, что цель процедуры рассмотрения жалоб в вышестоящем налоговом органе – урегулирование возникающих налоговых споров в досудебном порядке, возможность разрешить конфликт путем отмены необоснованного ненормативного акта налогового органа либо разъяснения налогоплательщику правомерности решений или действий должностных лиц налоговых инспекций с учетом действующего законодательства, а также сложившейся судебной практики
2.2. Судебное урегулирование налогового спора.
Вероятность возникновения судебного урегулирования налогового спора возможна в 2 случаях: когда налогоплательщик обращается за защитой своих интересов в суд и когда налоговый орган в судебном порядке взыскивает налоги, сборы, пени и штрафы.
Если налогоплательщик после досудебного обжалования остается недовольным решением вышестоящего налогового органа, он вправе обжаловать решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности в суд (п. 5 ст. 101.2, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд. Налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, подают соответствующее исковое заявление в суд общей юрисдикции.
Для принятия заявления к рассмотрению налогоплательщику необходимо уплатить государственную пошлину. Порядок уплаты госпошлины регулируется гл. 25.3 НК РФ.
При составлении заявления и обосновании своей позиции налогоплательщику необходимо указать на факты и выводы, изложенные в решении, с которыми он не согласен, а также указать нормы права, которые, по его мнению, нарушены при вынесении данного решения, иные факты и обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности выводов налогового органа.
Кроме обоснования своей позиции нормами материального права, налогоплательщик может требовать признания решения незаконным и по формальным основаниям, к примеру, в связи с нарушением налоговым органом порядка проведения налоговой проверки, порядка привлечения к налоговой ответственности и пр. Вместе с тем, по нашему мнению, данные формальные основания должны служить дополнением к основной позиции налогоплательщика, поскольку удовлетворение исковых требований лишь по формальным основаниям на практике встречается достаточно редко.
Документы, на которые налогоплательщик ссылается в заявлении, прилагаются к заявлению. К представляемым письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
При составлении заявления в суд налогоплательщик должен руководствоваться положениями АПК РФ, которые устанавливают требования к форме, а также к содержанию заявления (ст. ст. 125, 126, 199 АПК РФ).
Согласно установленному порядку рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений в связи с обжалованием решения налогового органа, такие дела должны быть рассмотрены и разрешены судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства.
При рассмотрении и разрешении таких дел не применяются правила заочного производства. Кроме того, при рассмотрении и разрешении таких дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а также может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
При рассмотрении в суде дела об обжаловании решения налогового органа обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Обращение в суд налогового органа предусмотрено ст. 104 НК РФ: после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.
Также, в случае принятия по истечении указанного в пункте 3 статьи 46 Кодекса двухмесячного срока решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента в банках, которое считается недействительным и исполнению банком не подлежит, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В шестимесячный срок на подачу налоговым органом в арбитражный суд иска о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (сбора), пеней и штрафа включаются и 2 месяца на взыскание соответствующих сумм за счет денежных средств налогоплательщика.
При пропуске срока принятия решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафа за счет иного имущества с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, установленного пунктом 1 статьи 47 Кодекса, взыскание причитающихся к уплате сумм с указанных налогоплательщиков может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд.
В случае отмены по формальным признакам мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, принятых налоговым органом в соответствии со статьями 46 и 47 Кодекса, налоговый орган осуществляет взыскание сумм задолженности в судебном порядке путем направления искового заявления в арбитражный суд.
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Указанное заявление может быть подано налоговым органом в отношении всех требований, неисполненных налогоплательщиком на дату подачи заявления, при условии, что сумма требований превышает 1500 рублей.
Информация о работе Досудебное и судебное урегулирование налогового спора