Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВВЕДЕНИЕ
Политические партии и общественные объединения – это те формирования , которые играют важное значение в жизни современного общества.
Финансирование политических
партий и общественных объединений
является важным составляющим политики
государства в отношении
Актуальность темы исследования
связана с тем, что возможности
партий завоевать публичную власть
в значительной степени зависят
от возможности хозяйственной
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в сфере регулирования статуса политической партии и общественных объединений как юридического лица и вытекающих из него правовых и функциональных обязанностей и общественные отношения, складывающиеся в сфере политической жизни государства.
Предмет исследования – правовой статус общественных объединений и политических партий в Республике Беларусь , а также их финансовая деятельность на основании анализа законодательства.
Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие
политической партии и
2. Рассмотреть ограничения
в финансировании политических
партий и общественных
3.Охарактеризовать
способы формирования
4.Проанализировать
зарубежный опыт регламентации
финансирования политических
Для решения задач возникших в ходе выполнения курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: исторический, метод системного анализа и статистический метод, формально-юридический, сравнительно-правовой, социально-правовой (политологический).
При написании курсовой работы была использована научная литература следующих авторов: Автономов А.Г., Макарцев А.А., Колюшин Е.И., Мишин А.А., также Гражданский кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь « О политических партиях» и « Об общественных объединениях» и правовые периодические издания.
1.ОГРАНИЧЕНИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Финансовая сторона
Существование у
политических партий неравных
финансовых возможностей
С помощью правовой регламентации деятельности политических партий в сфере финансовых отношений, можно выделить две группы государств.
К первой относятся государства так называемой «Зрелой демократии», где нормативные акты, регламентирующие финансирование политических партий , принимаются время от времени, начиная с середины 60-х годов XX века: это 1966 - Дания, Швеция, 1967 - ФРГ, 1969 - Финляндия, 1974 - Италия, США, 1975 - Австрия, 1976 - Португалия, 1984 - Греция, 1988 - Франция.
Ко второй группе относятся государства с однопартийной системой. В этих государствах такой регламентации не было, поскольку финансы и имущество правящей партии отделялись от финансов и государственного имущества. Кроме того, в некоторых странах третьего мира, в частности в Африке, партийные организации одновременно были и государственными органами, а потому широко финансировались государством[ 1, с.152 ].
По современному законодательству в сфере финансирования политических партий можно отделить такие источники:
а) собственные средства партий;
б) частное финансирование;
в) государственное финансирование[2,с.38].
Однако пути, по
которым идут государства
Отдельный вопрос – государственное финансирование политических партий. В существующем законодательстве Республики Беларусь не предусмотрено государственное финансирование деятельности партий.
К примеру, зарубежное законодательство предусматривает три основных вида государственного финансирования:
- дотации на возмещение
избирательных расходов
- дотации их парламентским фракциям,
- прямые дотации на
осуществление ими своей
В Республике Беларусь основные положения, касающиеся финансовых сторон деятельности партий, закреплены в Законе о политических партиях, и иных ведомственных актах, регламентирующих бухгалтерскую отчётность.
Согласно статье 1
Закона Республики Беларусь «
О политических партиях»: политической
партией является добровольное
общественное объединение,
Политические партии со дня их государственной регистрации имеют право:
а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;
б) пользоваться государственными
средствами массовой информации в порядке,
установленном
в) учреждать собственные
средства массовой информации и осуществлять
издательскую деятельность в порядке,
установленном
г) проводить митинги, демонстрации,
собрания и другие массовые мероприятия
в порядке, установленном
д) участвовать в выборах
в порядке, установленном
Политическая партия обладает и другими правами например, могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для их деятельности, предусмотренной уставом.
Ограничения , относящиеся к финансирования политических партий изложены в Законе Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ с последующими изменениями и дополнениями. Основными положениями являются:
а) финансирование политических партий, союзов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не допускается.
б) государственные органы и иные государственные организации не вправе финансировать политические партии, союзы.
в) политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим лицам запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от:
1) иностранных государств и
2) анонимных жертвователей;
3) граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
4) юридических лиц,
5) религиозных организаций, а
также юридических лиц,
Таким образом из положений закона можно сделать выводы о полном отделении политических партий от государственного аппарата.
Не считается незаконным получение средств политической партией от участия представителей политических партий, союзов в съездах, научных конференциях и иных мероприятиях за счет принимающей стороны.
Не смотря на большое количество ограничений относительно финансовой стороны деятельности политических партий, законодательством разрешено занятие партиями предпринимательской деятельностью. Однако и эта сторона их деятельности детально регламентирована, а именно существует перечень разрешённых видов деятельности :
а) основание средств массовой информации;
б) изготовления
и продажи общественно-
в) изготовление и
продажа пропагандистских и
г) изготовление и
продажа сувенирной продукции
с изображением собственной
Денежные средства политической партии, союза могут размещаться только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.
Также в законодательстве предусмотрено ещё одно ограничение, относительно получения доходов, так предусмотрен запрет на получение доходов от акций и иных ценных бумаг.
Денежные средства и иное
имущество, полученные политическими
партиями, союзами и созданными ими
юридическими лицами из источников, запрещенных
законодательством, должны быть переданы
в доход государства в порядке,
установленном
За нарушение Конституции и других актов законодательства, учредительных документов к политической партии, союзу могут быть применены следующие меры ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности политической партии, союза; ликвидация политической партии, союза [4,ст. 29 ].
Письменное предупреждение
выносится Министерством
Политическая партия, союз ликвидируются по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях: совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения; если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены такие нарушения Закона о политических партиях, а также иных актов законодательства, носящие неустранимый характер; если численность политической партии менее 1000 членов; неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь.