Финансирование политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в  условиях удорожания избирательных  кампаний и отсутствия государственного финансирования , предпринимательская  деятельность партий являлась одним  из основных источником дохода общественных объединений. Кроме всего прочего, дочерние коммерческие структуры могут  быть использованы партиями в качестве канала получения средств в обход  установленных в законе ограничений. Таким образом, значительное ограничение  прав на создание коммерческих организаций  и ведение предпринимательской  деятельности нанесло ощутимый ущерб  партиям.

Закон «О политических партиях» ведёт к значительному изменению  структуры фондов политических партий. Имеющиеся  ограничения на хозяйственную  деятельность и владение имуществом серьезно усложняет  деятельность политических партий. Исчезают  не только каналы реального поступления денежных средств, но и потенциальная возможность диверсификации источников.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные  подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Общественное объединение , так же как и политическая партия  может иметь в собственности  любое имущество, необходимое для  материального обеспечения деятельности, предусмотренной их учредительными документами, за исключением объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Собственником имущества  общественного объединения, в том  числе имущества, находящегося у  организационных структур этого  общественного объединения, является общественное объединение. Организационные  структуры общественного объединения  вправе распоряжаться имуществом общественного  объединения в пределах, определяемых уставом этого общественного  объединения.

Организационные структуры  общественного объединения, наделенные правами юридического лица, имеют  отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут  иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Денежные средства общественного  объединения, союза формируются  из:

а) вступительных и членских взносов (если их уплата предусмотрена  уставом общественного объединения, союза);

б) поступлений от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий;

в) доходов от предпринимательской  деятельности, осуществляемой установленном  в порядке;

г) добровольных пожертвований;

д) иных источников, не запрещенных  законодательством.

Денежные средства и иное имущество общественного объединения, союза не могут перераспределяться между членами этого общественного  объединения, союза и используются только для выполнения уставных целей  и задач. Допускается использование  общественным объединением, союзом своих  средств на благотворительные цели.

Общественное объединение  не отвечает по обязательствам своих  членов. Члены общественного объединения  не отвечают по обязательствам общественного  объединения, членами которого они являются[5, ст.22].

Союз не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза несут  субсидиарную ответственность по его  обязательствам в порядке и размерах, предусмотренных учредительными документами  союза.

Наиболее  регламентированной является предпринимательская деятельность общественных объединений, на ней и  хотелось бы остановиться поподробнее.

Редакция закона устанавливает, что общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном  порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых  они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности. При этом такая деятельность может  осуществляться только посредством  образования коммерческих организаций  и (или) участия в них.

Таким образом, в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплены два ограничения на занятие  предпринимательской деятельностью  любой общественной организацией. Первое, это необходимость осуществления  предпринимательской деятельности для достижения уставных целей, ее строгое  соответствие данным целям, а также  соответствие предмету деятельности общественной организации. Второе, это отсутствие права на занятие самостоятельной  предпринимательской деятельностью  и возможность ее осуществления  только путем образования коммерческих организаций и (или) участия в  них.

Что касается первого ограничения, то оно вполне логично, обоснованно  и гарантирует то, что предпринимательская  деятельность общественной организации  будет служить достижению целей  организации, а не чьим-то корыстным  интересам и не выйдет за рамки  ее уставной правоспособности. То есть , это своего рода инструмент, защищающий от различных злоупотреблений, способных  стереть грань между некоммерческими  и коммерческими организациями.

Второе ограничение, содержащееся в Законе «Об общественных объединениях»  вызывает массу вопросов, главный  из которых – не является ли оно  по своей сути фактическим запретом на занятие предпринимательской  деятельностью для любой общественной организации?

Если обратиться к международной  практике и международным стандартам, то здесь наблюдается несколько  иной подход. К примеру, во всех странах  Европейского Союза (за исключением  Греции, где право ведения хозяйственной  деятельности предоставлено только фондам), организации, действующие в  общественных интересах, могут вести  хозяйственную деятельность напрямую, без создания каких-либо дополнительных структур. Статья 24 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» относит к предпринимательской  деятельности, служащей достижению целей, ради которых некоммерческая организация  создана, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям  создания некоммерческой организации.

Единообразного подхода  к вопросу осуществления предпринимательской  деятельности некоммерческими организациями  в самом законодательстве Республики Беларусь нет. Общественные организации  оказались в явно невыгодной ситуации по сравнению с другими организационно-правовыми  формами некоммерческих организаций. Так, фонд может осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету его деятельности. При этом фонды вправе, но не обязаны, создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью[8,п.4]. Предусмотрено, что республиканские государственно-общественные объединения имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их уставах, соответствующей этим задачам и отвечающей предмету деятельности этих объединений[9, ст.11]. Идентичное право закреплено и за религиозными организациями, потребительскими кооперативами, учреждениями.

Сама по себе конструкция  занятия предпринимательской деятельностью  посредством образования коммерческих организаций юридически ущербна, поскольку  противоречит определению предпринимательской  деятельности как деятельности, осуществляемой в гражданском обороте от своего имени и под свою имущественную  ответственность. Тем не менее, эта  конструкция реализована в законе  и анализируя его  можно сделать  выводы:

1) сами общественные объединения  и их союзы лишатся права  заниматься предпринимательской  деятельностью.

2) согласно определению  предпринимательской деятельности, , основным ее признаком является  направленность на систематическое  извлечение прибыли[10, ст.1]. Расплывчатость  этой формулировки создает серьезные  проблемы для общественных объединений,  ограничивая их в возможности  заниматься даже традиционными  для них уставными видами деятельности - проведением лекций, выставок, продажей  изделий с собственной символикой  и др. В то же время в ст. 21 называет в числе возможных  источников денежных средств  объединения как доходы от  опосредованной предпринимательской  деятельности, так и поступления  от проведенных в уставных  целях лекций, выставок, спортивных  и других мероприятий. Означает  ли это то, что приносящая доход  уставная деятельность не относится  к категории предпринимательской  и может осуществляться без  каких-либо ограничений? К сожалению,  разработчики новой редакции  Закона не дали ответа на  этот вопрос, создав условия для  толкования норм Закона контролирующими  органами, которые могут усмотреть  предпринимательскую деятельность  и в проведении лекций, и в  организации выставок.

3) общественные объединения  являются собственниками принадлежащего  им имущества. Как собственники  имущества они могут создавать  унитарные предприятия, а также  хозяйственные общества и товарищества. Соответственно, доходы от осуществляемой  учрежденными коммерческими организациями  предпринимательской деятельности  объединения смогут получать  только в виде части распределенной  прибыли (дивидендов). Однако в  отношении деятельности учрежденных  общественными объединениями коммерческих организаций законодатель установил серьезное ограничение, установив, что такая предпринимательская деятельность возможна лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых создано объединение, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности объединения. Иными словами, правоспособность создаваемой общественным объединением коммерческой организации ограничивается предметом деятельности создавшего ее объединения.

Даже поверхностный анализ существующего в Республике Беларусь порядка государственной регистрации  коммерческих организаций, дает основание  сделать вывод, что многие общественные организации, желающие заниматься предпринимательской  деятельностью для достижения своих  уставных целей, могут столкнуться  с трудностями.

Формулировка о праве  общественного объединения учреждать  собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность "в порядке, установленном законодательством", также заставляет задуматься. Дело в том, что под законодательством  можно понимать и сам Закон, а  издательскую деятельность вполне можно  рассматривать как предпринимательскую, которую общественное объединение  осуществлять не имеет права. Заложенное в Законе противоречие требует устранения, поскольку оно создает серьезную  проблему для деятельности многих объединений, самостоятельно занимающихся издательской деятельностью, а также выполняющих  функции редакций средств массовой информации.

Таким образом,  можно  сделать вывод о том, что важное место  в формировании денежных средств  и имущества политических партий и общественных объединений занимает их предпринимательская деятельность, но не смотря на большое количество законодательных актов некоторые  аспекты данной предпринимательской  деятельности противоречат друг другу  и требуют их усовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЛАРУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

 

В данной главе курсовой работы мы рассматриваем главное  отличие белорусского и зарубежного  законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и  общественных объединений , а именно государственное финансирование.

В Болгарии Закон «О политических партиях» 2001 года определяет  возможность  осуществления государственного финансирования партий, а размеры прямого государственного финансирования закрепляются в Законе «О государственном бюджете». В настоящее время правящая партия Болгарии — Национальное Движение Симеона II — отрицательно относится к государственному финансированию и поэтому в законах о бюджете предусматривает минимальное государственное субсидирование партий. Аналогичная правовая регламентация института государственного финансирования партий существует в Венгрии, где размеры выделяемых политическим партиям средств также определены Законом «О национальном бюджете». Подобная практика ведет к тому, что размер государственного финансирования партий будет иметь конъюнктурный характер и будет меняться в зависимости от отношения политических партий, имеющих большинство в парламенте, к системе государственного финансирования в целом.

Отметим, что в Республике Беларусь государственное финансирование политических партий  прямо запрещено  законодательством, а в Российской Федерации средства из  бюджета  получают только те партии, федеральный список кандидатов которых набрал не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании на последних выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, на последних выборах Президента Российской Федерации получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании[11,с.125]. Аналогичный трехпроцентный барьер для получения государственного финансирования по итогам парламентских выборов определен, например, в Литве (однако в Литве партии получают государственное финансирование и в случае, если получили более 3 процентов голосов избирателей на муниципальных выборах).

Существует точка зрения и о неконституционности положений статьи 33 Федерального закона «О политических партиях» в связи с осуществлением финансирования партий в зависимости от полученных голосов избирателей. Так, Е.А. Копыстыринский указывает, что анализируемая правовая норма, «устанавливающая неодинаковый объем финансирования, а также отказ государства от поддержки в форме финансирования отдельных политических партий на каких-либо условиях противоречит пункту 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации»[12, с.56]. С этой правовой позицией не согласна В.В. Вискулова, отмечая, что эта точка зрения «является наглядным свидетельством сохранения в современной юридической доктрине характерного для советского периода развития электоральных норм понимания принципа равенства не как равенства юридических возможностей участников политического процесса, а как уравнительного распределения материальных благ между ними»[13, с.156].

Информация о работе Финансирование политических партий