Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Следует отметить, что в условиях удорожания избирательных кампаний и отсутствия государственного финансирования , предпринимательская деятельность партий являлась одним из основных источником дохода общественных объединений. Кроме всего прочего, дочерние коммерческие структуры могут быть использованы партиями в качестве канала получения средств в обход установленных в законе ограничений. Таким образом, значительное ограничение прав на создание коммерческих организаций и ведение предпринимательской деятельности нанесло ощутимый ущерб партиям.
Закон «О политических партиях»
ведёт к значительному
Политическая партия, ее
региональные отделения и иные структурные
подразделения вправе осуществлять
благотворительную
Общественное объединение
, так же как и политическая партия
может иметь в собственности
любое имущество, необходимое для
материального обеспечения
Собственником имущества
общественного объединения, в том
числе имущества, находящегося у
организационных структур этого
общественного объединения, является
общественное объединение. Организационные
структуры общественного
Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
Денежные средства общественного объединения, союза формируются из:
а) вступительных и членских
взносов (если их уплата предусмотрена
уставом общественного
б) поступлений от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий;
в) доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой установленном в порядке;
г) добровольных пожертвований;
д) иных источников, не запрещенных законодательством.
Денежные средства и иное
имущество общественного
Общественное объединение
не отвечает по обязательствам своих
членов. Члены общественного
Союз не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке и размерах, предусмотренных учредительными документами союза.
Наиболее регламентированной
является предпринимательская
Редакция закона устанавливает,
что общественное объединение, союз
могут осуществлять в установленном
порядке предпринимательскую
Таким образом, в Республике
Беларусь на законодательном уровне
закреплены два ограничения на занятие
предпринимательской
Что касается первого ограничения,
то оно вполне логично, обоснованно
и гарантирует то, что предпринимательская
деятельность общественной организации
будет служить достижению целей
организации, а не чьим-то корыстным
интересам и не выйдет за рамки
ее уставной правоспособности. То есть
, это своего рода инструмент, защищающий
от различных злоупотреблений, способных
стереть грань между
Второе ограничение, содержащееся
в Законе «Об общественных объединениях»
вызывает массу вопросов, главный
из которых – не является ли оно
по своей сути фактическим запретом
на занятие предпринимательской
деятельностью для любой
Если обратиться к международной
практике и международным стандартам,
то здесь наблюдается несколько
иной подход. К примеру, во всех странах
Европейского Союза (за исключением
Греции, где право ведения
Единообразного подхода
к вопросу осуществления
Сама по себе конструкция
занятия предпринимательской
1) сами общественные объединения
и их союзы лишатся права
заниматься
2) согласно определению
предпринимательской
3) общественные объединения
являются собственниками
Даже поверхностный анализ
существующего в Республике Беларусь
порядка государственной
Формулировка о праве
общественного объединения
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что важное
место в формировании денежных средств
и имущества политических партий
и общественных объединений занимает
их предпринимательская
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЛАРУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В данной главе курсовой
работы мы рассматриваем главное
отличие белорусского и зарубежного
законодательства, регулирующего финансовую
деятельность политических партий и
общественных объединений , а именно
государственное
В Болгарии Закон «О политических партиях» 2001 года определяет возможность осуществления государственного финансирования партий, а размеры прямого государственного финансирования закрепляются в Законе «О государственном бюджете». В настоящее время правящая партия Болгарии — Национальное Движение Симеона II — отрицательно относится к государственному финансированию и поэтому в законах о бюджете предусматривает минимальное государственное субсидирование партий. Аналогичная правовая регламентация института государственного финансирования партий существует в Венгрии, где размеры выделяемых политическим партиям средств также определены Законом «О национальном бюджете». Подобная практика ведет к тому, что размер государственного финансирования партий будет иметь конъюнктурный характер и будет меняться в зависимости от отношения политических партий, имеющих большинство в парламенте, к системе государственного финансирования в целом.
Отметим, что в Республике Беларусь государственное финансирование политических партий прямо запрещено законодательством, а в Российской Федерации средства из бюджета получают только те партии, федеральный список кандидатов которых набрал не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании на последних выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, на последних выборах Президента Российской Федерации получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании[11,с.125]. Аналогичный трехпроцентный барьер для получения государственного финансирования по итогам парламентских выборов определен, например, в Литве (однако в Литве партии получают государственное финансирование и в случае, если получили более 3 процентов голосов избирателей на муниципальных выборах).
Существует точка зрения и о неконституционности положений статьи 33 Федерального закона «О политических партиях» в связи с осуществлением финансирования партий в зависимости от полученных голосов избирателей. Так, Е.А. Копыстыринский указывает, что анализируемая правовая норма, «устанавливающая неодинаковый объем финансирования, а также отказ государства от поддержки в форме финансирования отдельных политических партий на каких-либо условиях противоречит пункту 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации»[12, с.56]. С этой правовой позицией не согласна В.В. Вискулова, отмечая, что эта точка зрения «является наглядным свидетельством сохранения в современной юридической доктрине характерного для советского периода развития электоральных норм понимания принципа равенства не как равенства юридических возможностей участников политического процесса, а как уравнительного распределения материальных благ между ними»[13, с.156].