Финансирование политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению  Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной  помощи.

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный  Суд Республики Беларусь Министерством  юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь [4,ст. 32 ].

Общественным объединением в Республике Беларусь признаётся добровольное объединение граждан, в установленном  законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для  совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав[5,ст.1]

Ограничения в финансировании общественных объединений установлены  Законом Республики Беларусь «Об  общественных объединениях» к ним  относятся:

а) денежные средства и иное имущество общественного объединения, союза не могут перераспределяться между членами этого общественного  объединения, союза и используются только для выполнения уставных целей и задач.

Допускается использование  общественным объединением, союзом своих  средств на благотворительные цели.

В данной работе хотелось бы привести статистические данные на тему «Финансовое положение общественных объединений и взаимодействие со структурами поддержки» :

100% опрошенных в результате  анкетирования в рамках проекта  ПРООН  оценили финансовое  положение своей организации,  как мало денежных средств.

Около половины (44,4%) опрошенных представителей общественных объединений  являются руководителями этих объединений, еще 11,1%  членами совета организации. Штатных сотрудников и членов общественных объединений было опрошено 14,8% и 29,6% соответственно. (Приоритет  своего статуса в опросе указывался самими опрошенными.)

Кроме того, в июне-июле текущего года было предложено оценить финансовое положение своего общественного  объединения. 75,68% ответивших на вопрос указали на недостаток денежных средств  в своих общественных объединениях. Избыток в финансах, даже некоторые  трудности с их размещением испытывают только 5,41% опрошенных. 18,92% указали, что  не испытывают никаких финансовых затруднений (ответ: достаточно денежных средств). Таким образом, можно предположить, что максимум 1/3 белорусских общественных объединений (24,33% ответивших на вопрос) имеет достаточно финансовых средств  для осуществления своей уставной деятельности[].

Данные анкетного опроса, позволяют выделить 3 вектора изменений, предполагаемых опрошенными представителями  общественных объединений, относительно своих организаций.

Изменение финансового положения  своего общественного объединения  в ближайшие 3 месяца в лучшую сторону  ожидают 18,5% опрошенных, а в ближайшие  полгода  42,3% опрошенных. В интернет-опросе эта цифра составила 33,3%.

Стабильно тяжелым видят  финансовое положение своего общественного  объединения 74,1% и 42,3% опрошенных соответственно через 3 и 6 месяцев.

Еще более тяжелым, то есть предполагают ухудшение положения, видят финансовое положение своего общественного объединения 7,4% и 15,4% опрошенных соответственно через 3 и 6 месяцев.

Кроме того, ухудшения финансового  положения среди опрошенных ожидают 50%, а стабильным предполагают его 16,67% опрошенных.

Как очевидно, большинство  общественных объединений Беларуси не имеют постоянных источников финансирования либо постоянное финансирование не достаточно для осуществления уставной деятельности.

Финансирование проектов общественных объединений во многом зависит от того, насколько тесно  общественные объединения осуществляют взаимодействие с различными структурами  поддержки общественной деятельности. К структурам поддержки общественных проектов относят государственные  структуры, в том числе структуры  власти, средства массовой информации, бизнес-структуры, различные общественные объединения, в том числе ресурсные  центры, белорусские и зарубежные фонды. Представленная ниже диаграмма  отражает уровень взаимодействия общественных объединений по результатам анкетного  опроса по шкале от 0 до 5, где 0 отражает полное отсутствие взаимодействия, 1 взаимодействие минимально, 5  максимально тесное взаимодействие.

Со структурами власти по сравнению с остальными структурами  поддержки замеренное взаимодействие наиболее тесное. 55,5% опрошенных отметили это взаимодействие баллами от 3 до 5.

Только почти 50% (49,9%) опрошенных оценивают взаимодействие своей  организации со средствами массовой информации средним или выше среднего баллом (от 3 до 5).

7,4% и 7,7% опрошенных, соответственно, отрицают взаимодействие своей  организации со структурами власти  и средствами массовой информации  вообще.

Взаимодействие с другими  общественными объединениями (кроме  ресурсных центров) также отмечено высокими показателями. 48% представляют его как выше среднего, только 12% отрицают его вообще. Однако следует  отметить, на прямое предложение назвать  общественные объединения, с которыми осуществляются проекты, мероприятия  или иное взаимодействие, как правило, называют либо филиал, отделение своего общественного объединения, либо называют зарубежное общественное объединение. Такое положение вещей не является спецификой белорусского общественного  сектора, а скорее спецификой, общей  для общественного сектора стран  бывшего СССР. Крайне низкое взаимодействие с зарубежными фондами. С ресурсными центрами взаимодействие тоже не очень  тесное, однако по сравнению с фондами  и бизнес сектором, можно назвать  его средним. Взаимодействие усложняется  тем, что только 14 общественных объединений  Беларуси являются ресурсными центрами для общественных объединений, т.е. предоставляют ряд услуг. Например, БРОО «Объединенный путь» осуществляет юридические консультации, консультации по фандрайзингу, в том числе написанию  проектного предложения (также проводится серия курсов), менеджменту и маркетингу общественного объединения; предоставляет  доступ к компьютерной технике и  интернету; пользование библиотекой; обеспечение общественных объединений  литературой, необходимой для эффективной  деятельности общественного сектора  Беларуси и тому подобное.

75% опрошенных представителей  общественных объединений оценили  взаимодействие своей организации  с зарубежными фондами не более,  чем 2 баллами, из них 45,8% совсем не взаимодействует с зарубежными фондами. Между тем, на Беларусь распространяется деятельность около 319 зарубежных фондов, поддерживающих различные направления.

Ситуация с белорусскими фондами и бизнес-структурами  немногим лучше. 38,5% и 37,5% представителей общественных объединений, соответственно, отметили, что их организация совсем не взаимодействует с белорусскими фондами и бизнес-структурами[ 6].

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать один основополагающий вывод: наиболее тесное взаимодействие, опрошенные представители общественных объединений, отмечают со структурами  власти и средствами массовой информации.

На основании вышеизложенного  можно сделать выводы о том , что  политические партии и общественные объединения полностью отделены от государственного аппарата, но тем  не менее финансовая деятельность политических партий является чётко регламентированной государством, а также предусмотрена  ответственность политических партий и общественных объединений за нарушение  законодательства в сфере регламентации  финансовой деятельности  вплоть до их ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2. ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИМУЩЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

 

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения  ее деятельности, предусмотренной настоящим  законом о политических партиях  и уставом политической партии.

Собственником имущества  политической партии, в том числе  имущества ее структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют  прав в отношении имущества политической партии. Зарегистрированные структурные  подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или  смету. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных  уставом и программой политической партии. Региональные отделения и  иные зарегистрированные структурные  подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся  в их распоряжении имуществом. При  недостаточности указанного имущества  субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или  иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия. Ответственность  за осуществление финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут  назначаемые в соответствии с  уставом политической партии уполномоченные лица.

Денежные средства политической партии формируются за счет:

а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена  уставом политической партии;

б) пожертвований;

в) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными  отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов  от предпринимательской деятельности;

г) поступлений от гражданско-правовых сделок;

д) других не запрещенных  законом поступлений[7, с.115].

Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных  организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Структурные  подразделения политической партии имеют свой баланс и расчётный  счёт.

Политическая партия и  ее структурные подразделения  вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества  от физических и юридических лиц  при условии, что эти пожертвования  документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования политической партии и ее структурным подразделением  в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением.

Допускаются пожертвования  от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям. Не допускаются пожертвования политической партии и ее организационным структурам  от:

а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;

б) иностранных граждан;

в) лиц без гражданства;

г) граждан, не достигших  возраста 18 лет;

д) международных организаций  и международных общественных движений;

е) органов государственной  власти и органов местного самоуправления;

ж) воинских частей, военных  организаций, правоохранительных органов;

з) религиозных объединений, а также от учрежденных ими  организаций;

и) анонимных жертвователей;

к) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования[4, ст.24].

Пожертвования, указанные  как недопустимые, в законе о политических партиях, политическая партия или ее структурная  организация  в течение  месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать в  доход Республики Беларусь. Юридическое  лицо при передаче политической партии или ее структурному отделению пожертвования  в виде денежных средств перечисляет  их на счет политической партии или  ее структурного  отделения в  кредитной организации с указанием  реквизитов, предусмотренных правилами  безналичных расчетов для юридических  лиц, и проставляет в платежном  поручении отметку об отсутствии предусмотренных законом о партиях  ограничений на пожертвования.

Гражданин  Республики Беларусь при передаче политической партии или  ее структурному подразделению  пожертвования  в виде денежных средств перечисляет  их на счет политической партии или  ее регионального отделения в  кредитной организации лично  из собственных средств с предъявлением  паспорта или заменяющего его  документа и указанием в платежном  поручении либо в денежном переводе фамилии, имени, отчества и даты рождения.

При осуществлении гражданином  пожертвования путем передачи политической партии или ее структурному подразделению  наличных денежных средств в приходном  ордере указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения жертвователя.

В случае, если пожертвование  осуществляется не в виде денежных средств, политическая партия или ее структурное подразделение оценивает  его в денежном выражении в  соответствии с законодательством  и вносит соответствующие данные, включая сведения о жертвователе, в сводный финансовый отчет политической партии или финансовый (бухгалтерский) отчет структурного подразделения  политической партии.

Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных  уставом и программой политической партии, политическая партия, ее структурные  подразделения  и вправе осуществлять следующие виды предпринимательской  деятельности:

а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая  деятельность для пропаганды своих  взглядов, целей, задач и обнародования  результатов своей деятельности;

б) изготовление и продажа  сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и  продажа издательской и полиграфической  продукции;

в) продажа и сдача в  аренду имеющегося в собственности  политической партии движимого и  недвижимого имущества.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные  подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные выше. Доходы от предпринимательской  деятельности политической партии, ее структурных подразделений не могут  перераспределяться между членами  политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных  ее уставом. Результаты хозяйственной  деятельности политической партии, ее структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее зарегистрированных структурных подразделений.

Информация о работе Финансирование политических партий