Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Политическая партия, союз
могут быть ликвидированы по решению
Верховного Суда Республики Беларусь
за однократное нарушение
Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь [4,ст. 32 ].
Общественным объединением
в Республике Беларусь признаётся добровольное
объединение граждан, в установленном
законодательством порядке
Ограничения в финансировании общественных объединений установлены Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» к ним относятся:
а) денежные средства и иное
имущество общественного
Допускается использование общественным объединением, союзом своих средств на благотворительные цели.
В данной работе хотелось бы
привести статистические данные на тему
«Финансовое положение
100% опрошенных в результате
анкетирования в рамках
Около половины (44,4%) опрошенных представителей общественных объединений являются руководителями этих объединений, еще 11,1% членами совета организации. Штатных сотрудников и членов общественных объединений было опрошено 14,8% и 29,6% соответственно. (Приоритет своего статуса в опросе указывался самими опрошенными.)
Кроме того, в июне-июле текущего
года было предложено оценить финансовое
положение своего общественного
объединения. 75,68% ответивших на вопрос
указали на недостаток денежных средств
в своих общественных объединениях.
Избыток в финансах, даже некоторые
трудности с их размещением испытывают
только 5,41% опрошенных. 18,92% указали, что
не испытывают никаких финансовых затруднений
(ответ: достаточно денежных средств).
Таким образом, можно предположить,
что максимум 1/3 белорусских общественных
объединений (24,33% ответивших на вопрос)
имеет достаточно финансовых средств
для осуществления своей
Данные анкетного опроса, позволяют выделить 3 вектора изменений, предполагаемых опрошенными представителями общественных объединений, относительно своих организаций.
Изменение финансового положения своего общественного объединения в ближайшие 3 месяца в лучшую сторону ожидают 18,5% опрошенных, а в ближайшие полгода 42,3% опрошенных. В интернет-опросе эта цифра составила 33,3%.
Стабильно тяжелым видят финансовое положение своего общественного объединения 74,1% и 42,3% опрошенных соответственно через 3 и 6 месяцев.
Еще более тяжелым, то есть предполагают ухудшение положения, видят финансовое положение своего общественного объединения 7,4% и 15,4% опрошенных соответственно через 3 и 6 месяцев.
Кроме того, ухудшения финансового положения среди опрошенных ожидают 50%, а стабильным предполагают его 16,67% опрошенных.
Как очевидно, большинство общественных объединений Беларуси не имеют постоянных источников финансирования либо постоянное финансирование не достаточно для осуществления уставной деятельности.
Финансирование проектов общественных объединений во многом зависит от того, насколько тесно общественные объединения осуществляют взаимодействие с различными структурами поддержки общественной деятельности. К структурам поддержки общественных проектов относят государственные структуры, в том числе структуры власти, средства массовой информации, бизнес-структуры, различные общественные объединения, в том числе ресурсные центры, белорусские и зарубежные фонды. Представленная ниже диаграмма отражает уровень взаимодействия общественных объединений по результатам анкетного опроса по шкале от 0 до 5, где 0 отражает полное отсутствие взаимодействия, 1 взаимодействие минимально, 5 максимально тесное взаимодействие.
Со структурами власти по сравнению с остальными структурами поддержки замеренное взаимодействие наиболее тесное. 55,5% опрошенных отметили это взаимодействие баллами от 3 до 5.
Только почти 50% (49,9%) опрошенных оценивают взаимодействие своей организации со средствами массовой информации средним или выше среднего баллом (от 3 до 5).
7,4% и 7,7% опрошенных, соответственно,
отрицают взаимодействие своей
организации со структурами
Взаимодействие с другими
общественными объединениями (кроме
ресурсных центров) также отмечено
высокими показателями. 48% представляют
его как выше среднего, только 12%
отрицают его вообще. Однако следует
отметить, на прямое предложение назвать
общественные объединения, с которыми
осуществляются проекты, мероприятия
или иное взаимодействие, как правило,
называют либо филиал, отделение своего
общественного объединения, либо называют
зарубежное общественное объединение.
Такое положение вещей не является
спецификой белорусского общественного
сектора, а скорее спецификой, общей
для общественного сектора
75% опрошенных представителей
общественных объединений
Ситуация с белорусскими фондами и бизнес-структурами немногим лучше. 38,5% и 37,5% представителей общественных объединений, соответственно, отметили, что их организация совсем не взаимодействует с белорусскими фондами и бизнес-структурами[ 6].
Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать один основополагающий вывод: наиболее тесное взаимодействие, опрошенные представители общественных объединений, отмечают со структурами власти и средствами массовой информации.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том , что политические партии и общественные объединения полностью отделены от государственного аппарата, но тем не менее финансовая деятельность политических партий является чётко регламентированной государством, а также предусмотрена ответственность политических партий и общественных объединений за нарушение законодательства в сфере регламентации финансовой деятельности вплоть до их ликвидации.
2. ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИМУЩЕСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим законом о политических партиях и уставом политической партии.
Собственником имущества
политической партии, в том числе
имущества ее структурных подразделений,
является политическая партия в целом.
Члены политической партии не имеют
прав в отношении имущества
Денежные средства политической партии формируются за счет:
а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
б) пожертвований;
в) поступлений от мероприятий,
проводимых политической партией, ее региональными
отделениями и иными
г) поступлений от гражданско-правовых сделок;
д) других не запрещенных законом поступлений[7, с.115].
Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь. Структурные подразделения политической партии имеют свой баланс и расчётный счёт.
Политическая партия и ее структурные подразделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Пожертвования политической партии и ее структурным подразделением в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением.
Допускаются пожертвования
от физических лиц путем передачи
наличных денежных средств политической
партии и ее региональным отделениям.
Не допускаются пожертвования
а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства;
г) граждан, не достигших возраста 18 лет;
д) международных организаций и международных общественных движений;
е) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
ж) воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
з) религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
и) анонимных жертвователей;
к) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования[4, ст.24].
Пожертвования, указанные
как недопустимые, в законе о политических
партиях, политическая партия или ее
структурная организация в течение
месяца со дня их получения должны
вернуть жертвователям, а в случае
невозможности возврата передать в
доход Республики Беларусь. Юридическое
лицо при передаче политической партии
или ее структурному отделению пожертвования
в виде денежных средств перечисляет
их на счет политической партии или
ее структурного отделения в
кредитной организации с
Гражданин Республики Беларусь
при передаче политической партии или
ее структурному подразделению пожертвования
в виде денежных средств перечисляет
их на счет политической партии или
ее регионального отделения в
кредитной организации лично
из собственных средств с
При осуществлении гражданином пожертвования путем передачи политической партии или ее структурному подразделению наличных денежных средств в приходном ордере указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения жертвователя.
В случае, если пожертвование
осуществляется не в виде денежных
средств, политическая партия или ее
структурное подразделение
Политическая партия самостоятельна
в решении хозяйственных
В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее структурные подразделения и вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:
а) информационная, рекламная,
издательская и полиграфическая
деятельность для пропаганды своих
взглядов, целей, задач и обнародования
результатов своей
б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
Политическая партия, ее
региональные отделения и иные структурные
подразделения не вправе осуществлять
виды предпринимательской