Государственное налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Файлы: 1 файл

Государственное налоговое регулирование К обмену.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эластичность (неэластичность) спроса и предложения следует с большей пользой и в полном объеме учитывать еще на стадии планирования и прогнозирования основных разделов и статей доходов и расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Свойство степени эластичности спроса товаров, реализация которых  подлежит акцизному налогообложению, оказывает обратно пропорциональное действие на налоговую выручку (налоговые поступления). Если спрос на подакцизный товар эластичен, то повышение акцизного налога может повлечь за собой уменьшение его поступлений в бюджет, поскольку вызванный этой мерой рост цены товара должен привести к сокращению объемов его потребления и производства. При неэластичном спросе, повышение акцизов до определенного уровня обычно сопровождается соответствующим увеличением налоговых поступлений, так как объем потребления такого подакцизного товара либо останется на том же уровне, либо сократиться незначительно.

Итак, в практике управления налогами на проблему эластичности следует  обращать самое серьезное внимание.

 

 

3.8. Налоговые риски

Финансовый менеджмент связан с управлением финансовыми  рисками. Государственный налоговый менеджмент не является исключением. В процессе управления налогами также необходимо учитывать фактор риска, всегда присутствующий при исполнении бюджетов, включая налоговые бюджеты.

Налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.

Наибольшая степень  риска в современных российских условиях присуща налоговым формам, непосредственно связанным с обложением прибыли и доходов организаций и физических лиц. Поэтому степень риска недоимок должна быть заложена в плановых налоговых поступлениях, что обеспечит более точное исполнение бюджета.

Целью определения  налогового риска является повышение эффективности управления налогами в масштабе страны или ее отдельной территории.

Налоговый риск связан с  событием, которое может произойти  или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических  результата:

– нулевой (совпадение запланированных и полученных значений);

– положительный (получение налоговых доходов, выше запланированных значений);

– отрицательный (недополучение налоговых доходов).

Налоговые риски можно классифицировать по следующим содержательным признакам:

1) по времени действия:

– временные риски – действующие в течение одного бюджетного периода (года) (например, риск недоучета налоговых льгот, предоставленных на один налоговый год);

– постоянные – многолетние, циклические (например, риск уклонений от уплаты налогов);

2) по важности результата:

– основные риски (влекущие за собой значительные финансовые диспропорции, например, риск недоимок по косвенным налогам, особенно НДС);

– второстепенные – оказывающие меньшее воздействие (например, риск просрочки платежей по налогу на имущество физических лиц);

3) по уровню бюджетной системы:

– риски федерального бюджета;

– риски бюджета субъекта РФ;

– риски местного бюджета.

В зависимости от причин, вызвавших  тот или иной налоговый риск, можно также выделить следующие их группы:

1. Налоговый риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течение бюджетного года. Такой риск может привести к значительному изменению не только отдельных показателей бюджета, но и к полной переделке всего бюджетного плана.

2. Налоговый риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но традиционно применяемый только в коммерческой сфере деятельности. Оценка риска инфляции при налоговом менеджменте позволит обеспечить реальное наполнение объемов ассигнований в течение всего бюджетного года.

3. Налоговый риск снижения платежеспособности налогоплательщиков в течение бюджетного периода. Представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у предприятий и организаций. Падение платежеспособности налогоплательщиков, как правило, носит постепенный характер. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет.

4. Налоговый риск политической конъюнктуры возникает в случае совпадения периода планирования с предвыборным периодом. Политические силы в этот момент могут использовать бюджет для демонстрации своих популистских устремлений, пропагандируя, например, рост социальных расходов. Это накладывает отпечаток на структуру налоговых доходов бюджета.

5. Налоговый риск изменения правовой базы возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство.

6. Налоговый риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. В данном случае создается сложная ситуация, когда налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает.

7. Налоговый риск ошибки планирования. Ошибкой планирования может стать не только техническая ошибка, но и некорректный учет любого обстоятельства, в том числе предположения о значимости и величине любого из рассматриваемых рисков.

Управлять налоговыми рисками – значит прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и заранее принимать меры к снижению степени риска. В связи с тем, что налоговый риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (возможный дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций поведения субъектов управления в условиях таких рисков.

Управление налоговыми рисками предполагает следующие действия:

– формирование политики управления налоговыми рисками,

– формирование подходов к управлению налоговыми рисками,

– характеристика налоговых риска,

– идентификация отдельных видов налоговых рисков,

– оценка информации, необходимой для определения уровня налоговых рисков,

– определение факторов, влияющих на налоговые риски,

– установление предельно допустимого уровня налоговых рисков,

– определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам налоговых рисков,

– выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов налоговых рисков,

– оценка результативности нейтрализации налоговых рисков,

– организация мониторинга налоговых рисков,

– оценка результативности мониторинга налоговых рисков.

В рамках государственного налогового менеджмента его субъекты должны выбирать такую стратегию  налогового управления, которая позволит уменьшить налоговые риски. Располагая информацией о возможном налоговом  риске органы налогового управления должны принимать меры по более эффективному управлению налоговыми потоками.

Для оценки величины налогового риска бюджета используют статистические показатели: математические ожидаемое  исполнение налогового бюджета, стандартное  отклонение исполнения налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета определяется по формуле:

 

ЕВ = ∑Вi х Pi х n х 100%,

 

где ЕВ – ожидаемое исполнение налогового бюджета;

Вi – i-е исполнение налогового бюджета,

Pi – вероятное отклонение i-го исполнения налогового бюджета,

n – общее число  возможных вариантов исполнения  налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета – это средневзвешенная величина возможных значений исполнения налогового бюджета, где весовыми коэффициентами являются вероятности их наступления.

Стандартное отклонение исполнения налогового бюджета измеряет разброс величин. Чем больше стандартное отклонение исполнения налогового бюджета, тем больше его изменчивость, и выше налоговый риск.

 

где δ – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета;

Вi – i-е исполнение налогового бюджета,

Bf – наиболее вероятное  отклонение,

n – общее число  возможных вариантов исполнения  налогового бюджета.

Квадрат стандартного отклонение исполнения налогового бюджета (δ2) называют дисперсией распределения исполнения бюджета по налогам.

Общей мерой риска  служит размах вариации показателя исполнения бюджета по налогам:

 

R = В0 - Bр,

 

где В0 – налоговый бюджет по оптимистической оценке,

Bр – налоговый бюджет по пессимистической оценке.

Значение стандартного отклонения может быть недостаточным  при сравнении рисков или неопределенностей, поскольку не учитывает величину риска, приходящегося на единицу  ожидаемого исполнения бюджета по налогам. С целью определения относительного риска бюджета рассматривается коэффициент вариации (CV – coefficient of variation). Коэффициент вариации является мерой относительной дисперсии (риска), приходящегося на единицу ожидаемого исполнения налогового бюджета. Он определяется как частное стандартного отклонения и ожидаемого показателя исполнения бюджета:

 

CV = (δ / Bf) х 100%,

 

где δ – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета,

Bf – вероятностное исполнение налогового бюджета.

Чем больше CV, тем больше относительный риск исполнения бюджета по налогам.

 

 

3.9. Классификация налогов и налоговых платежей

Множественность налоговых  форм и методов налогообложения  вызывает необходимость общей группировки  налоговых платежей по ряду классификационных признаков.

Перечень налогов и  сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ.

Классификация налоговых  платежей имеет важное значение для  налогового менеджмента. Она позволяет  упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые  классификационные группы налоговых  платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

· налог на добавленную  стоимость,

· акцизы,

· налог на доходы физических лиц,

· налог на прибыль  организаций,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· водный налог,

· государственная пошлина,

· сбор за право пользования  объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный  статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке  межбюджетных отношений зачисляются  не только в федеральный, но и в  нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему  значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

· налог на имущество  организаций,

· транспортный налог,

· налог на игорный  бизнес.

Органы власти субъектов  Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в  пределах установленных Налоговым  кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

· налог на имущество  физических лиц,

· земельный налог.

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые  льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые  ставки (в пределах установленных  Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.

Прямыми считаются  налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы, т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Информация о работе Государственное налоговое регулирование