История налогового права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются следующие задачи:
- изучение налоговой системы российского государства с древнейших времен;
- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..

5
1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………
5
1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………
11
2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…
16
2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………………………

16
2.2 Советский период российского налогообложения………………...
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
30

Файлы: 1 файл

История налогового права России.docx

— 53.79 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

3

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..

 

5

1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………

5

1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………

11

2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…

16

2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………………………

 

16

2.2 Советский период российского налогообложения………………...

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный уровень развития налогообложения и налогового права  в России и в мире не обособлен  от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории  мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые  разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с  другой – выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие  проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего.

Налоги в качестве основного  источника покрытия публичных затрат исторически объективно присущи государству как публичному образованию, требующему постоянного финансового обеспечения для своего функционирования. Поэтому возникновение налогов обычно относят к периоду становления первых государственных образований: появляется товарное производство, на стадии т.н. военных демократий формируется государственный аппарат – высшие чиновники и поддерживающие их власть воины и суды.

Государство и его институты  необходимо было содержать, т.к.  если властелин не даст воинам денег – воины, либо разграбят собственные земли, либо уйдут у другому властелину или затем вернутся в свои земли с новым властелином и его воинами. В свою очередь, жители ставятся перед выбором – либо кормить только воинов и чиновников своего властелина, либо – завоевателей. Этим и было обусловлено возникновение и развитие налогообложения.

При этом со временем, по мере развития формы государства, изначально стихийный процесс налогообложения  постепенно обрел надлежащие форму  и процедуру.

Поэтому, в известной степени, налогообложение может быть охарактеризовано как исторически эволюционирующий процесс обмена между людьми материальных ценностей на все большую меру их свободы. В этом видится место и роль налогов в историческом прогрессе свободы и права.  В свою очередь, налоговое право (или нормы налогового законодательства) представляет собой форму закрепления (фиксации) соответствующего историческому этапу развития конкретного государства и права характера взаимоотношений государства и его граждан по поводу налогообложения.

Актуальность данной темы заключается в том, что налоговое  право не является раз и навсегда оформившейся правовой общностью –  оно постоянно развивается, обновляется  и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются  следующие задачи:

- изучение налоговой системы  российского государства с древнейших  времен;

- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

 

1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси

 

Налоги и государство  - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.

Появление налогов связано  с самыми первыми общественными  потребностями, так как государству  всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания  общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации  денежных средств для возможности  выполнения государством лежащих перед  ним задач [1, c. 10].

В развитии форм и методов  взимания налогов выделяется три  крупных периода.

На начальном этапе  своего развития государство не имеет  финансового аппарата для определения  и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую  желает получить, а сбор налогов  поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Развитие государственности  объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги [1, c. 13].

Третий период развития налогообложения  начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов  и большим значением права  при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью  берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень  самостоятельности.

На первых этапах развития государственности начальной формой налогообложения можно считать  жертвоприношение. Ведь оно основывалось не на добровольных началах, а было скорее неписаным законом и становилось  принудительной выплатой или сбором.

Финансовая система Древней  Руси стала складываться только с  конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повесть временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси».

Сбор князьями налогов  осуществлялся весной и зимой, когда  князь и его войско отдыхали от походов.

Дань взималась двумя  способами: «повозом», когда она привозилась к князю, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя.

Со временем дань стала  систематическим прямым налогом, усложнилась  система и способы ее взимания [4, c. 16].

Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или  данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население  и взимались по числу сох, значившихся  по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.

Для определения окладов  податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под  податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные  сборы, но и личные повинности. Распределение  податей осуществлялось совместно  правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный  оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение  подати между плательщиками в  соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

Раскладка и взимание податей  производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они  наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Помимо прямого налогообложения  на Руси существовало и налогообложение  косвенное, которое существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины  за право иметь склады или за право  устраивать рынки, судебная пошлина  «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления [3, c. 19].

Впервые законодательное  закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная  дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной  в 1257-59 гг. монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей»: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

Первоначально сбором податей  занимались сами ордынцы через своих  фискальных чиновников баскаков. Затем  функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский  Ярлык. Каждый удельный князь собирал  дань в своем уделе сам и  передавал ее Великому князю для  отправления в Орду [1, c. 20].

Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные  пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.

После политического объединения  русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской  зависимости ввел первые русские  прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем  Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).

Для определения размера  налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер «сохи» в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.

Особое значение при Иване III стали приобретать целевые  налоговые сборы, которые финансировали  становление молодого Московского  государства. Их введение обусловливалось  необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные  - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д.

Косвенные налоги взимались  через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные [2, c. 20].

После Ивана III реформу налоговой  системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться «по животам и промыслам».

Прямая подоходная подать взималась только с восточных  инородцев, у которых каждый работоспособный  мужчина был обложен «ясаком» - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

Кроме прямых податей и  оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и  «полоняничные» деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в  котором нашли отражение вопросы  регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения.

Информация о работе История налогового права в России