Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются следующие задачи:
- изучение налоговой системы российского государства с древнейших времен;
- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..
5
1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………
5
1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………
11
2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…
16
2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………………………
16
2.2 Советский период российского налогообложения………………...
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
30
В соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны были нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные; 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого, крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности [12, c. 19].
Натуральные повинности, которые должны были нести крестьяне, делились на натуральные и денежные. К натуральным повинностям относились: содержание проселочных и полевых дорог, тушение пожаров, содержание сельских стражей, исполнение нарядов по починке запасных хлебных магазинов, истребление вредных насекомых.
К числу мирских сборов
относились: содержание лиц мирского
управления, устройство и содержание
больниц, богаделен, училищ и учителей.
Уплата мирских сборов и отбывание
натуральных повинностей
Кроме государственных прямых
налогов функционировали
В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо [1, c. 45].
Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
Свои особенности имели и городские налоги. Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.
2.2 Советский период российского налогообложения
В результате революций 1917 г. - февральской и октябрьской произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:
1) использование инструментов
налоговой политики не в
2) стремление перевести
страну на натуральное
3) постепенная отмена существовавших ранее налогов.
Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
Одним из элементов налоговой
политики советского государства в
начальный его период является введение
чрезвычайных революционных налогов.
Так, Декретом о единовременном чрезвычайном
десятимиллиардном
Например, Декретом СНК от
14 августа 1918 г. был введен единовременный
сбор на обеспечение семей
В 1918 г. для сельских хозяев
был введен натуральный налог, который
строился по принципу подоходного налога
(взимался с излишков продуктов сверх
потребности хозяйств и по прогрессивной
системе в зависимости от количества
десятин посева, численности скота
в хозяйстве и с учетом количества
едоков). Объектом обложения являлись
посевные земельные участки всех
видов и скот, имеющийся в хозяйстве.
Были установлены необлагаемые минимумы.
Ставки налога устанавливались в
пудах ржи, но налогоплательщик мог
вносить налог другими
В 1919 г. в общегосударственном
масштабе была введена продовольственная
разверстка. В соответствии с ней
все количество хлеба и зернового
фуража, которое было необходимо для
удовлетворения государственных нужд,
разверстывалась для отчуждения
у населения между
Помимо этого, советским
правительством были предприняты и
другие попытки налоготворчества. Особого
внимания заслуживает проведенная
Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного
обложения, по которой продукты, произведенные
на национализированных и взятых
на учет фабриках, сдавались на основании
плана использования главному управлению
продуктораспределения
Система просуществовала
немногим более года и была отменена
Декретом от 17 января 1920 г., поскольку
реальные поступления от начислений
в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались
меньше запланированных более чем
в 27 раз. Несмотря на тот факт, что
эксперимент полностью
В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а, следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено [8, c. 37].
С переходом весной 1921 г.
к новой экономической политике
появилась необходимость
1) восстановление денежных
налогов создаст спрос на
2) денежные налоги будут
нести определенную социально-
В период новой экономической
политики наиболее четко просматривается
роль налоговой политики в общей
экономической политике страны, когда
наряду с использованием других механизмов
налоговая политика позволила в
короткие сроки коренным образом
изменить положение в сельском хозяйстве
и в экономике страны в целом.
Наряду с введением большого количества
ставок в отношении крестьянства
и коллективных хозяйств при взимании
сельскохозяйственного налога широко
принималась система
Возродив частную торговлю
и промышленность и восстановив
тем самым объекты обложения,
правительство, несмотря на возражение,
что введение налогов приведет к
расширению бюрократического аппарата,
приступило к формированию механизма
обложения дополнительного
Признавая принцип концентрации
обложения как более
К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.
Следует отметить, что некоторые из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.
Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии [10, c. 100].
Плательщиками налога с оборота
были государственные
Налогом с оборота в
СССР облагалась выручка от реализации
по розничным или оптовым ценам
промышленности (с налогом с оборота)
товаров собственного производства
или собственной закупки всем
покупателям, а также при отпуске
по указанным ценам отдельных
товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный
табак, ткани, вата и др.) внутри объединения,
предприятия. Не включалась в облагаемый
оборот выручка: от реализации товаров,
по которым не установлено обложение
налогом с оборота (мясомолочные
товары, овощи, картофель, фрукты и др.);
при отпуске товаров в
В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30 % [6, c. 31].
К налогам, дополнительно
введенным налоговой реформой, относился
налог с совхозов. Введение налога
обосновывалось необходимостью связать
местные органы власти (райисполкомы)
с расположенными на их территории
совхозами и создать
С началом Великой Отечественной
войны был введен военный налог
(отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября
1941 г. Указом Президиума Верховного Совета
СССР с целью мобилизации
Основным налоговым платежом послевоенного периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д.
В третьей Программе КПСС,
принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961
г., предполагалась полная отмена налоговых
платежей с населения. В середине
1960-х гг. в СССР планировалось
осуществление коренной хозяйственной
реформы, направленной на повышение
эффективности и прибыльности налоговой
системы. В сфере налогообложения
к важнейшим мероприятиям по реформированию
хозяйственного механизма следует
отнести: изменение порядка