Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:11, контрольная работа
Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.
1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод…………….…..3
2. Источники налогового права………………………………………………….….6
3. Налоговые правоотношения: понятие, структура…………………………..…..7
4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах,
налоговые преступления……………………………………...…………………10
5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового
законодательства………………………………………………………………..15
6. Практическая часть…………………………………………………………...…21
Список литературы………………………………………………………………22
Вариант 4.
Налоговое право
Теоретическая часть:
1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод.
2. Источники налогового права.
3. Налоговые правоотношения: понятие, структура.
4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговые преступления.
5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
Практическая часть:
Задача 1.
Законодательное Собрание Н-ского края приняло решение о повышении ставок транспортного и земельного налогов на территории края. Администрация города К. оспорила это решение.
Какое решение следует принять по данному спору?
Задача 2.
Какие из перечисленных актов относятся к источникам налогового права:
- требование налогового органа об уплате суммы налога;
- уведомление об уплате налога на имущество физических лиц;
- решение суда о взыскании в бюджет штрафов за налоговое правонарушение;
- Налоговый кодекс РФ;
- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения норм части первой Налогового кодекса РФ;
- Соглашение между Россией и иностранным государством об избежании двойного налогообложения;
- Конституция РФ;
- решение представительного органа власти местного самоуправления об установлении ставок земельного налога?
Содержание:
1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод…………….…..3
2. Источники налогового права………………………………………………….….6
3. Налоговые правоотношения: понятие, структура…………………………..…..7
4. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах,
налоговые преступления……………………………………...…
5. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового
законодательства……………………………………
6. Практическая часть…………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………
1. Налоговое право как отрасль права: понятие, предмет, метод.
Налоговое право представляет
собой отрасль правовой системы
Российской Федерации, которая регулирует
общественные отношения в сфере
налогообложения, т. е. отношения в
связи с осуществлением сбора
налогов и иных обязательных платежей,
организацией и функционированием
системы органов налогового регулирования
и налогового контроля на всех уровнях
государственной власти и местного
самоуправления. Преимущественно властный
характер этих отношений не означает,
что налоговое право
Главное, что характерно
для регулятивной роли налогового права
и в чем в наибольшей степени
проявляются его особенности, –
это функционирование системы налоговых
органов. Соответственно, налоговое
право фактически выступает в
качестве юридической формы реализации
задач, функций, методов и полномочий,
возлагаемых Конституцией и законодательством
Российской Федерации на субъекты исполнительной
власти, действующие в рамках разделения
властей. Поэтому налоговое право
отчетливо выражает все особенности,
присущие управленческой финансовой деятельности
государства, являясь по своему юридическому
назначению управленческим правом (или
– правом налогового управления). Закрепляя
соответствующие правила
Для правильного понимания предмета налогового права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве.
Налоговое право оказывает
регулятивное воздействие на налоговые
общественные отношения, придавая им тем
самым упорядоченный, т. е. соответствующий
интересам государства и
Налоговое право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговых функций, т. е. практически реализующие принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти и осуществлять управленческие функции. Таким образом, управленческие налоговые отношения следует рассматривать как применение полномочий и осуществление функций субъектов исполнительной власти.
Участниками составляющих предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения выступают следующие физические и юридические лица: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (МНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы государственных внебюджетных фондов, органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки) и другие.
К предмету налогового права относятся:
– закрепление структуры налоговой системы;
– распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;
– регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;
– осуществление налогового контроля;
– применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;
– обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Многие принципы и нормы налогового права, заложенные в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и проекте Налогового кодекса, являются системообразующими. Это значит, что необходимо их дальнейшее развитие в других законодательных актах о налогообложении конкретных видов субъектов.
Налоговое право, являясь одним из наиболее крупных подотраслей финансового права, регулирует особый вид финансовых отношений и использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод.
Налоговое право, основанное в целом на предмете и методе финансового права, имеет свои, специфические черты предмета и метода, что признается необходимым условием выделения комплекса правовых норм в подотрасль.
Налоговые отношения отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении и контроле имущественных отношений.
Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования.
Методы правового
1. Государственно-властные предписания со стороны федеральных, региональных и местных органов власти и управления в области налогообложения являются основным правовым методом налогового регулирования. Этот метод применяется относительно субъектного состава (участников) налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях.
2. Гражданско-правовой метод применяется по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Содержание данного метода – учет равенства всех форм собственности и одинаковая степень защиты каждой из них.
Принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами:
1. Принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения в стране
2. Принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории государства
3. Принцип равенства прав субъектов Федерации в принятии собственного налогового законодательства
4. Принцип конституционности актов налогового законодательства
5. Принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики
6. Принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разных уровней
7. Принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами
Принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений:
1. Принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом.
2. Принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства.
3. Принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов.
4. Принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени.
5. Принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях.
6. Принцип социальной ориентированности налоговой политики.
7. Принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях в суде.
2. Источники налогового права.
Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.
Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи.
Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права.
Во-вторых, источники налогового
права представляют собой форму
существования налоговых норм, т.
е. внешнее объективированное
К источникам налогового права можно отнести:
а) международные акты, устанавливающие
общие принципы налогового права и налогообложения;
б) международные налоговые соглашения
(соглашения об устранении двойного налогообложения,
заключаемые РФ с различными странами);
в) международные договоры, регулирующие
отдельные вопросы налогообложения;
г) решения международных судов о толковании
международных соглашений;
а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые
на основании и в соответствии с ним);
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие
на территории соответствующих субъектов
установленные федеральным законодательством
о налогах и сборах региональные налоги
или сборы);
в) нормативные правовые акты о налогах
и сборах, принятые представительными
органами местного самоуправления;
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);
а) акты органов общей компетенции
(Указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, подзаконные нормативные правовые
акты);
б) акты органов специальной компетенции:
ведомственные подзаконные нормативные
правовые акты органов специальной компетенции
по вопросам, связанным с налогообложением,
издание которых прямо предусмотрено
Налоговым кодексом РФ;
а) акты органов конституционной
юстиции (постановления и определения
КС РФ и конституционных судов субъектов
РФ);
б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных
судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ,
решения по делам о налоговых спорах, обзоры
судебной практики).
3. Налоговые правоотношения: понятие, структура.
Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.