Квалификации налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………3
Понятие и функции налога ……………………………………..5
Классификации налогов………………………………………..12
Классификация налогов по методу установления……..12
Классификация налогов по органу взимания…………..15
Классификация по использованию……………………...19
Классификация по характеру установления налоговых ставок……………………………………………………...21
Классификация по субъекту обложения………………..22
Классификация объекту и источнику обложения……...24
Классификация по способу обложения…………………25
Заключение…………………………………………………………...26
Список используемой литературы………………………………….27

Файлы: 1 файл

к.р. налоги.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификации налогов

При разнообразии налогов  правильная классификация, устанавливающая  их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют  особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Критерии, лежащие в основе классификации  налогов, определяют ее качество, и степень действенности мер фискального регулирования.

Классификация налогов может  быть проведена по нескольким различным  основаниям: методу установления, органу взимания (или по уровню), использованию, характеру взимания налоговых ставок, объекту и субъекту обложения  и др. В результате преобразования форм налогообложения в 80-е гг. налоговые системы значительно упрощены и состоят из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога.

      1. Классификация налогов по методу установления

По методу установления выделяются две основные группы налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги — это  налоги, взимаемые непосредственно  с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения  служат факты получения доходов  и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают  непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой  системе следует отнести такие  налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это  налоги, взимаемые в процессе оборота  товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге  конечным потребителем. Производитель  товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму  налога в виде надбавки к цене, которую  в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для  перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей  государства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в  плане уклонения от их уплаты. Кроме  того, эти налоги обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений  даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно  коррелируют с уровнем экономической  активности. Также фискальная роль косвенных налогов более значимо  реализуется и в переходный период - от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвенных налогов - завязаны прежде всего на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение  менее заметно и более завуалировано  для конечного потребителя, так  как номинальные и реальные налогоплательщики  здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают  налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Реальный налогоплательщик — покупатель, не вступая в эти отношения, соответственно и не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при  всех очевидных преимуществах косвенные  налоги имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учитывают  материального состояния реального  налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества  налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления. Естественно, потребление обеспеченных людей  в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом  соотношении к доходам этих групп  населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых  в их доходах мал (у них превалируют  сбережение и инвестиции, рекреация  за рубежом, образование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в  то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому  косвенное налогообложение для  малообеспеченных слоев населения  является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются  значительные преференции. А сами косвенные  налоги зачастую характеризуют как  «налоги на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен  товаров, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

Косвенное налогообложение  активно применяется практически  всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в России самого признанного косвенного налога — НДС — в 1991 г. он успешно применялся уже в 21 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом — с оборота розничной торговли. Однако, гармонизация налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета. В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предприятий малой имущественной обеспеченностью.

 

      1. Классификация налогов по органу взимания

В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются федеральные (государственные, или центральные), региональные и местные налоги и  сборы.

Существует определенный порядок распределения поступающих  средств. Как правило, в местные  бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые  незначительные налоги. Поступления  от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее  согласованных пропорциях. Местные  бюджеты в случае необходимости  получают из центрального бюджета субсидии.

В связи с определенными  противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических  интересов вокруг разделения налоговых  поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало  в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств  финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное  общественное строительство, охрана порядка  и окружающий среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

В основу нового распределения  налоговых доходов между бюджетами  разных уровней в РФ положены следующие  принципы:

- налоговое равенство прав и полномочий всех членов Федерации;

- сбалансированность бюджетов каждого уровня;

- заинтересованность всех органов власти в наращивании собственных доходов;

- равномерность поступлений налоговых платежей в течение года, недопущение кассовых разрывов;

- отказ от сепаратных соглашений центра с отдельными членами Федерации, ущемляющих интересы единого государства, а также других членов Федерации.

Логика построения предлагаемой в Налоговом кодексе РФ системы  налогов по их уровню (органу взимания) следующая: на местном уровне приоритет  имеют имущественные налоги и  налог на землю, поскольку имущество  и земля имеют четкую территориальную  дислокацию (место расположения, применения, приписки). На региональном, и федеральном уровнях выделяется группа налогов на доходы, которые распределяются на налоги двух уровней: федерального и регионального. Таким образом, каждому уровню бюджетной системы придан стабильный, постоянный источник. На местном уровне возможен наиболее эффективный контроль за накопленным имуществом, а на более высоких уровнях привязка основной налоговой базы бюджетов к доходам, получаемым налогоплательщиками, косвенным образом ориентирует и государство, и руководство регионов на создание условий, обеспечивающих возможность эффективной деятельности налогоплательщиков (принятие соответствующих законов, норм и т.д.).

Федеральные налоги зачисляются  в федеральный бюджет или федеральные  внебюджетные фонды и являются источниками  федерального бюджета (внебюджетного  фонда). К ним относятся (в Российской Федерации):

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налоги на доходы физических лиц (НДФЛ);

- акцизы;

- налог на прибыль;

- единый социальный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

- государственная пошлина;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Установление, изменение  или отмена федеральных налогов  проводится исключительно путем  внесения изменений в действующий  Налоговый кодекс, причем одновременно с внесением соответствующих  изменений и дополнений в закон  о федеральном бюджете на текущий  финансовый год. Опубликованы все эти изменения должны быть не менее чем за один месяц до введения их в действие. Для каждого такого изменения орган, его предлагающий, должен представить экономическое обоснование, в том числе расчет соответствующих изменений доходной части федерального бюджета или внебюджетного фонда.

Региональные налоги и  сборы устанавливаются региональными  органами власти; средства от их сбора  зачисляются в соответствующий  региональный бюджет (внебюджетный фонд) и являются одними из источников этого  бюджета.

Местные налоги   устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в соответствующий городской (районный) бюджет (внебюджетный фонд).

Решение о введении в действие или изменении региональных и  местных налогов, перечисленных  в Налоговом кодексе РФ, принимается  при утверждении соответствующего бюджета на следующий финансовый год или одновременно с внесением  уточнений в бюджет на текущий  финансовый год.

В соответствии с новым  Налоговым кодексом РФ к региональным налогам относятся:

• налог на имущество предприятий (организаций);

• региональный налог с владельцев транспортных средств;

• налог на игорный бизнес.

К местным налогам  относятся:

• налог на землю;

• налог на имущество физических лиц;

Новые региональные и местные налоги  могут быть введены только путем внесения изменений Федеральным собранием в общий Налоговый кодекс.

Часть федеральных налогов  и один региональный (на имущество  предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников того или иного  бюджета. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ.

Другая группа федеральных  налогов - НДС,  акцизы, налог на прибыль  предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц - является регулирующим доходным источником. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (год или квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Информация о работе Квалификации налогов