Лекции по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 08:12, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения
1.1. Основные этапы развития налогообложения
1.2.Основные учения о налогообложении
Лекция 2 Общие положения налогового права России
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
2.2. Предмет и метод налогового права
2.3. Система налогового права
2.4. Налоговое право в системе российского права
Лекция 3. Источники налогового права
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты
3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты
4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей
4.3. Функции и основные элементы налогообложения
Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов
5.1. Система принципов налогообложения
5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения
5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц
Лекция 6. Нормы налогового права
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.2. Виды норм налогового права
6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве
Лекция 7. Налоговые правоотношения
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений
7.3. Юридические факты в налоговом праве
Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей
8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности
8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов
8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях
Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля
9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность
9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.4. Банки как субъекты налогового права
Лекция 10. Налоговая обязанность
10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
10.2. Исполнение налоговой обязанности
10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
10.6. Инвестиционный налоговый кредит
Лекция 11. Налоговый контроль
11.1. Понятие и значение налогового контроля
11.2. Формы и виды налогового контроля
11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица
Лекция 12. Налоговые проверки
12.1. Налоговые проверки
12.2. Выездная налоговая проверка
12.3. Камеральная налоговая проверка
12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна
13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога
13.2. Налоговая декларация
13.3. Налоговая тайна
Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.3. Субъекты налогового правонарушения
14.4. Налоговые правонарушения
14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов
Лекция 15. Налоговая ответственность
15.1. Принципы налоговой ответственности
15.2. Стадии налоговой ответственности
15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лекция 16. Санкции в налоговом праве
16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций
16.2.Конституционные принципы назначения санкций
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
18.1. Основные положения
18.2. Налог на добавленную стоимость
18.3. Акцизы
18.4. Налог на доходы физических лиц
18.5. Единый социальный налог
18.6. Налог на прибыль организаций
18.7. Налог на добычу полезных ископаемых
18.8. Налог на наследование или дарение
18.9.Водный налог
18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
18.11. Государственная пошлина
Лекция 19. Региональные налоги и сборы
19.1. Налог на имущество организаций
19.2. Налог на игорный бизнес
19.3. Транспортный налог
Лекция 20. Местные налоги и сборы
20.1. Земельный налог
20.2 Налог на имущество физических лиц
Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности
21.1. Упрощенная система налогообложения
21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов
22.1. Налогообложение кредитных организаций
22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах
22.3. ЗАТО
Лекция 23. Международное налоговое право
23.1. Понятие и предмет международного налогового пра

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 219.20 Кб (Скачать файл)

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

– первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

– аналитические регистры налогового учета;

– расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

13.2. Налоговая декларация

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если же заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок и неточностей, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Также может возникнуть и уголовная ответственность – в ст.198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» определено, что уклонение от уплаты налога (сбора) может быть осуществлено в случае:

– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;

– включения в налоговую декларацию или названные документы заведомо ложных сведений.

13.3. Налоговая тайна

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

– разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

– об идентификационном номере налогоплательщика;

– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

– предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Так, Федеральным законом от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Таким образом, содержание субъективного права лица на налоговую тайну составляют два основных правомочия: во-первых, право требования как возможность управомоченного лица требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права; во-вторых, право на защиту как возможности прибегнуть в случае нарушения его права к установленным законом мерам защиты (притязание).

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющимналоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах

14.1. Понятие, основные  черты и стадии налогового  процесса

В литературе существует два подхода к налоговому процессу:

– часть законотворческого процесса;

– как процесс применения норм налогового материального права.

В рамках первого подхода под «налоговым процессом» понимается процесс принятия законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах». Налоговый процесс в Российской Федерации подразделяется на несколько стадий:

1. Разработка законопроекта и внесение его в Государственную Думу.

Рассмотрение налоговых законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях;

2. Рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении, где обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости;

3. Второе чтение, где голосуются поправки к законопроекту;

4. Третье чтение законопроекта, для голосования в целях его принятия в качестве закона;

5. Прохождение Федеральных законов через Совет Федерации РФ;

6. Принятый Федеральных законов в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 подписывает его и обнародует.

Кроме того, налоговый процесс рассматривается как процесс применения норм налогового материального права, т. е. как осуществление уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления предоставленной им налоговой компетенции.

Налоговый процесс следует рассматривать как особый случай применения норм материального налогового права. Безусловно, всякое применение норм права государственными органами и их должностными лицами требует определенной упорядоченности.

В отличие от налоговой процедуры налоговый процесс (как ее разновидность) регламентирует довольно узкую сферу отношений. Составление акта налоговой проверки и передача его руководителю налогового органа вместе с материалами проверки и возражениями заинтересованного лица (деятельность которого была подвергнута проверке) являются основаниями для инициирования налогового процесса – производства по делу о налоговом правонарушении (ст.100, 101, 101.1 НК РФ). Заканчивается данное производство вынесением руководителем налогового органа (его заместителем) определенного процессуального решения по материалам налоговой проверки. Таким образом, пока сложно говорить о формировании института налогового процесса и особенно – судебного налогового процесса, хотя практика давно доказала наличие существенных особенностей рассмотрения налоговых споров судами, и в связи с этим высказываются мнения о необходимости создания специализированных налоговых судов.

Налоговое юрисдикционное производство (налоговый процесс) подразделяется:

а) предварительное налогово-юрисдикционное производство (ст.101–101.1, 137, 139, гл.20 НК РФ);

б) судебное налоговое производство (п.2–5 ст.48, ст.104, 105, 115, 138 НК РФ).

14.2. Понятие, юридические  признаки и особенности налоговых  правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Понятие налогового правонарушения включает ряд составляющих. Это прежде всего виновно совершенное деяние. Так, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

НК РФ содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых правонарушений (гл. 16 НК РФ). Закрепленное в НК РФ понятие вины не исключает применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110 НК РФ).

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Информация о работе Лекции по "Налоговому праву"