Лекции по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 08:12, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения
1.1. Основные этапы развития налогообложения
1.2.Основные учения о налогообложении
Лекция 2 Общие положения налогового права России
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
2.2. Предмет и метод налогового права
2.3. Система налогового права
2.4. Налоговое право в системе российского права
Лекция 3. Источники налогового права
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты
3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты
4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей
4.3. Функции и основные элементы налогообложения
Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов
5.1. Система принципов налогообложения
5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения
5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц
Лекция 6. Нормы налогового права
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.2. Виды норм налогового права
6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве
Лекция 7. Налоговые правоотношения
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений
7.3. Юридические факты в налоговом праве
Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей
8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности
8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов
8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях
Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля
9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность
9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.4. Банки как субъекты налогового права
Лекция 10. Налоговая обязанность
10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
10.2. Исполнение налоговой обязанности
10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
10.6. Инвестиционный налоговый кредит
Лекция 11. Налоговый контроль
11.1. Понятие и значение налогового контроля
11.2. Формы и виды налогового контроля
11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица
Лекция 12. Налоговые проверки
12.1. Налоговые проверки
12.2. Выездная налоговая проверка
12.3. Камеральная налоговая проверка
12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна
13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога
13.2. Налоговая декларация
13.3. Налоговая тайна
Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.3. Субъекты налогового правонарушения
14.4. Налоговые правонарушения
14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов
Лекция 15. Налоговая ответственность
15.1. Принципы налоговой ответственности
15.2. Стадии налоговой ответственности
15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лекция 16. Санкции в налоговом праве
16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций
16.2.Конституционные принципы назначения санкций
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
18.1. Основные положения
18.2. Налог на добавленную стоимость
18.3. Акцизы
18.4. Налог на доходы физических лиц
18.5. Единый социальный налог
18.6. Налог на прибыль организаций
18.7. Налог на добычу полезных ископаемых
18.8. Налог на наследование или дарение
18.9.Водный налог
18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
18.11. Государственная пошлина
Лекция 19. Региональные налоги и сборы
19.1. Налог на имущество организаций
19.2. Налог на игорный бизнес
19.3. Транспортный налог
Лекция 20. Местные налоги и сборы
20.1. Земельный налог
20.2 Налог на имущество физических лиц
Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности
21.1. Упрощенная система налогообложения
21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов
22.1. Налогообложение кредитных организаций
22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах
22.3. ЗАТО
Лекция 23. Международное налоговое право
23.1. Понятие и предмет международного налогового пра

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 219.20 Кб (Скачать файл)

Заканчивается стадия конкретизации налоговой ответственности вынесением налоговым органом или судом решения, которым признается факт нарушения конкретным субъектом законодательства о налогах и сборах. Правоприменительный акт определяет меру ответственности за содеянное.

Стадия реализации налоговой ответственности характеризуется тем, что правонарушитель приобретает специальный правовой статус. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового деликта.

15.3. Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц к налоговой ответственности, могут быть признаны судом и другие не предусмотренные ст.112 НК РФ обстоятельства, но приведенные в иных отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность, а также обстоятельства, которые исходя из внутренних убеждений суда могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность.

На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так и юридические лица при рассмотрении судом (арбитражным судом) иска налогового органа о взыскании с них налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или иска физического или юридического лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.

Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора), налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судом взыскиваемого с них штрафа.

15.4. Обстоятельства, исключающие  ответственность и освобождающие  от ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события налогового правонарушения;

– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

– истечениесроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии данных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Лекция 16. Санкции в налоговом праве

16.1. Налоговые  санкции. Давность взыскания налоговых  санкций

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером за совершение налогового правонарушения.

При наличии определенных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению сосчетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Давность взыскания налоговых санкций

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта об этом.

Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки.

Прекращение уголовного дела не означает, что срок взыскания санкций начинают исчислять заново, т. к. пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскать санкции.

Когда уголовное дело возбуждено до вынесения решения налоговым органом либо же после вынесения решения, но до истечения срока давности взыскания санкций – налоговый орган в силу п. 3 ст. 108 НК РФ не имеет возможности взыскивать санкции.

Когда же уголовное дело прекращено, то обстоятельства, препятствующие взысканию, отпадают и должно быть продолжено исчисление прерванного срока.

16.2.Конституционные  принципы назначения санкций

При установлении и назначении мер юридической ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо соблюдать определенные принципы. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, необходимо исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ.

Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:

1) Требование дифференциации

Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.

Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. За занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, предусмотрены только административные меры воздействия.

2) Требование соразмерности

Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т. е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, характер вреда и, во-вторых, его размер.

Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям.

Таким образом, штрафы за налоговые правонарушения, приводящие к невыполнению налогового обязательства, должны учитывать последствия неправомерных действий (бездействия) и устанавливаться с учетом размера образовавшейся недоимки.

3) Требование однократности

При установлении наказаний за нарушения налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности. Согласно этому принципу никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

4) Требование индивидуализации

Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

5) Требование обоснованности

Размеры санкций должны быть обоснованы с позиции борьбы с данными правонарушениями. Они могут преследовать цели наказания виновного и общей превенции. Когда же применение санкций преследует какие-либо иные цели, то это нарушает требования обоснованности.

Придание финансового, бюджетного значения штрафам нарушает ч.2 ст.6 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Возложение дополнительных обременений с целью пополнения бюджета на отдельных налогоплательщиков нарушает принцип равенства обязанностей.

6) Требование нерепрессивности

В правовом государстве (в отличие от тоталитарного) право есть не средство принуждения и подавления личности через репрессии, а механизм координации различных общественных интересов.

При защите одного общественного блага (в данном случае – интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому (праву собственности и свободе предпринимательской деятельности, входящим в число основных прав человека). Однако в силу принципа справедливости такой ущерб должен быть соразмерным защищаемому благу. Недоплата налога, безусловно, должна повлечь применение к нарушителю мер ответственности. Но эти меры не должны быть репрессивными.

Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков

17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:

– президентский;

– административный;

– судебный;

– самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, в частности решения Федеральной службы по финансовым рынкам.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.

Информация о работе Лекции по "Налоговому праву"