Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 08:12, курс лекций
Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения
1.1. Основные этапы развития налогообложения
1.2.Основные учения о налогообложении
Лекция 2 Общие положения налогового права России
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
2.2. Предмет и метод налогового права
2.3. Система налогового права
2.4. Налоговое право в системе российского права
Лекция 3. Источники налогового права
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты
3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты
4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей
4.3. Функции и основные элементы налогообложения
Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов
5.1. Система принципов налогообложения
5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения
5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц
Лекция 6. Нормы налогового права
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.2. Виды норм налогового права
6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве
Лекция 7. Налоговые правоотношения
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений
7.3. Юридические факты в налоговом праве
Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей
8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности
8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов
8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях
Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля
9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность
9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.4. Банки как субъекты налогового права
Лекция 10. Налоговая обязанность
10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
10.2. Исполнение налоговой обязанности
10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
10.6. Инвестиционный налоговый кредит
Лекция 11. Налоговый контроль
11.1. Понятие и значение налогового контроля
11.2. Формы и виды налогового контроля
11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица
Лекция 12. Налоговые проверки
12.1. Налоговые проверки
12.2. Выездная налоговая проверка
12.3. Камеральная налоговая проверка
12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна
13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога
13.2. Налоговая декларация
13.3. Налоговая тайна
Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.3. Субъекты налогового правонарушения
14.4. Налоговые правонарушения
14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов
Лекция 15. Налоговая ответственность
15.1. Принципы налоговой ответственности
15.2. Стадии налоговой ответственности
15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лекция 16. Санкции в налоговом праве
16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций
16.2.Конституционные принципы назначения санкций
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
18.1. Основные положения
18.2. Налог на добавленную стоимость
18.3. Акцизы
18.4. Налог на доходы физических лиц
18.5. Единый социальный налог
18.6. Налог на прибыль организаций
18.7. Налог на добычу полезных ископаемых
18.8. Налог на наследование или дарение
18.9.Водный налог
18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
18.11. Государственная пошлина
Лекция 19. Региональные налоги и сборы
19.1. Налог на имущество организаций
19.2. Налог на игорный бизнес
19.3. Транспортный налог
Лекция 20. Местные налоги и сборы
20.1. Земельный налог
20.2 Налог на имущество физических лиц
Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности
21.1. Упрощенная система налогообложения
21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов
22.1. Налогообложение кредитных организаций
22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах
22.3. ЗАТО
Лекция 23. Международное налоговое право
23.1. Понятие и предмет международного налогового пра
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Кроме того, организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Подразделения Банка России, осуществляющие уплату единого налога на вмененный доход уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подразделения Банка России, осуществляющие наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и деятельности, в отношении которой налоги и сборы уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
1. Виды деятельности, в отношении которых Банк России признается (не признается) налогоплательщиком единого налога на вмененный доход.
Банк России (включая все его обособленные подразделения) не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход в отношении видов деятельности, определенных пунктами 5 и 6 части 2 ст. 346.26 НК РФ, в связи с тем, что по данным видам деятельности в Банке России превышены установленные частью 2 ст. 346.26 НК РФ ограничения, а именно:
– оказания услуг общественного питания;
– автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе – единый сельскохозяйственный налог) устанавливается НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном НК РФ.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, определяются исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом признается полугодие.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.
Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная организация», «небанковская кредитная организация». На самом деле разъяснения этих понятий для налогового права является обязательным, т. к. критерием их разграничения служит определенное сочетание выполняемых банковских операций, которыми и определяются особенности налогообложения банков.
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центробанка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Возможны следующие организационно-правовые формы:
> акционерное общество, т. е. общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;
> обществом с
ограниченной ответственностью, которое
признается учрежденным одним
или несколькими лицами
> общество с
дополнительной
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
В соответствии с законодательства по налогам и сборам, банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это территории РФ с льготным экономико-правовым режимом хозяйственной деятельности, включая более льготный уровень налогообложения.
Зоны льготного налогообложения проявляются в двух аспектах. Во-первых, указанная зона является ограниченным участком территории в рамках национальной налоговой системы и, будучи относительно экономически обособленной, имеет особые режимы налоговой юрисдикции и правового регулирования. Во-вторых, на ней как на обособленной территории складывается система территориальных экономико-правовых отношений, включающих общие и специальные налоговые отношения.
Коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности (производственного, строительного, торгово-посреднического и других) с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций создаются, ликвидируются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
С соблюдением требований законодательства РФ осуществляют свою деятельность также физические лица – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц открываются в Особой экономической зоне на основании разрешения Администрации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением деятельности в областях:
1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой;
2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных и наркотических средств, биологически и генетически активных материалов и торговли указанными материалами и средствами;
3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею;
4) добычи, переработки драгоценн