Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:48, курсовая работа
Цель итоговой работы заключается в разработки рекомендаций по совершенствованию оценки налогового потенциала региона.
В процессе рассмотрения данной работы были выдвинуты следующие задачи исследования:
раскрыть сущность налога на доходы физических лиц;
осуществить анализ поступлений НДФЛ в бюджет Республики Бурятия за 2012-2014 гг. и
определить основные проблемы администрирования налога на доходы физических лиц и пути его совершенствования.
Введение 3
Глава 1. Виды и условия предоставления имущественных налоговых
вычетов. 4
Виды имущественных налоговых вычетов. 4
1.2 Особенности и условия предоставления имущественных налоговых вычетов. 6
Глава 2. Практика в предоставлении имущественных налоговых
вычетов 14
2.1 Практика в предоставлении имущественных налоговых
вычетов 14
Заключение 16
Библиографический список 17
- в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которые находились в собственности налогоплательщика более трех лет.
- в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
- в сумме доходов, полученных по операциям, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете.
По налогу на доходы физических лиц налоговым периодом признается календарный год.
По итогам налогового периода плательщики НДФЛ, которые обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог или хотят получить налоговые вычеты, представляют в налоговые органы налоговые декларации. А налоговые агенты по итогам налогового периода представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов.
Получив общую характеристику налога на доходы физических лиц, рассмотрим анализ поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия.
Глава 2. Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Республики Бурятия.
В Республике Бурятия в последние годы наблюдается положительная динамика поступлений НДФЛ, обусловленная общим ростом деловой активности, легализацией «теневой» заработной платы, увеличением ответственности налогоплательщиков.
НДФЛ является одним из доходообразующих источников и в общей сумме доходов республиканского бюджета удельный вес на доходы физических лиц составляет 37,9 %.
Сумма поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Бурятия за 2012 – 2014гг. представлена в таб. 2.1.
Таблица 2.1 - Налоговые поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия за 2012-2014гг.
в млн. руб.
Поступление НДФЛ в КБ РБ |
2012г |
2013г |
2014г |
в бюджет РБ |
10 010 |
11 293,8 |
11 367,4 |
в местные бюджеты |
4 576,4 |
4 747,2 |
4 117,7 |
*Данные УФНС РФ по Республике Бурятия
Как видно из таблицы 2.1 поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Бурятия ежегодно увеличиваются: в 2013году - на 11,36% по сравнению с 2012 годом, в 2013 году - на 0,6 % к уровню 2014 года.
На снижение платежей повлияло сокращение численности работников и снижение фонда заработной платы, образование задолженности по заработной плате по ряду организаций. По видам деятельности снижение поступлений отмечается по организациям:
- добычи полезных ископаемых – 92,8% к уровню 2013г. (снижение на 36,8 млн. руб.);
- обрабатывающих производств – 94,9% (снижение на 66,2 млн.руб.), наибольшее снижение платежей допущено организациями производства целлюлозы, бумаги и картона (15,4% к 2013 г., - 47,7 млн. руб.), металлургического производства (58,2%, - 35,8 млн. руб.), производства электрооборудования (88,0%, - 13,4 млн. руб.);
- строительства – 86,8% (снижение на 50,8 млн. руб.);
- производства и распределения электроэнергии, газа и горячей воды – 90,9% (снижение на 11,8 млн.руб.) операции с недвижимым имуществом – 95,8% (снижение на 13,1 млн. руб.).
Кроме того, на снижение поступлений налога на доходы физических лиц повлиял рост налоговых вычетов по НДФЛ, за 9 месяцев 2014года возвращено из консолидированного бюджета республики на 137,3 млн.руб. выше прошлогоднего уровня.
Поскольку существует несколько ставок НДФЛ в отношении различных видов доходов, то целесообразно рассмотреть структуру поступления данного налога в разрезе его ставок (табл.2.2-2.5). Так, ставка 13% является основной по НДФЛ для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации, в связи, с чем существенная доля поступлений НДФЛ приходится на ставку 13%.
Таблица 2.2 - Поступление НДФЛ по ставке 13% за 2012-2014гг.
в млн. руб.
Наименование показателей |
2012г |
2013г |
2014г |
Общая сумма дохода |
76 153,2 |
83 006,9 |
91 217,5 |
Налоговая база |
72 522,2 |
76 148,3 |
87 839,5 |
Общая сумма исчисленного налога |
9 427,8 |
9 899,3 |
11419,5 |
Общая сумма удержанного налога |
9 411,1 |
9 715,1 |
11 418,6 |
Общая сумма налога перечисленная |
8 294,2 |
9 123,6 |
10 141 |
Из таблицы 2.2 видно, что сумма дохода в целом и налоговой базы за период с 2011 года по 2013 год имеет тенденцию к стабильному росту. Так, в 2013 году увеличение доходов в целом составило 6853,7 млн. руб. или 8,3% к уровню 2012 года, а в 2014 году 8210,6 млн. руб. или 9% к уровню 2013 года. Вместе с тем увеличение налоговой базы приводит к росту сумм НДФЛ, как исчисленного, так и удержанного.
Налогоплательщики НДФЛ делятся на налоговых резидентов и нерезидентов РФ, основной ставкой для физических лиц, не являющихся, налоговыми резидентами Российской Федерации является ставка в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых на территории Российской Федерации (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Поступление НДФЛ по ставке 30% за 2012-2014гг.
в млн. руб.
Наименование показателей |
2012г |
2013г |
2014г |
Общая сумма дохода |
128,4 |
208,9 |
112 |
Налоговая база |
128,4 |
200,0 |
111,7 |
Общая сумма исчисленного налога |
38,2 |
60,0 |
33,1 |
Общая сумма удержанного налога |
37,6 |
57,4 |
32,9 |
Общая сумма налога перечисленная |
31,1 |
50,2 |
19,7 |
Сумма налога по доходам, облагаемым по ставке 30%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 57%, что связано с изменением налоговой базы. В 2014 году общая сумма дохода уменьшилась на 86,5% к уровню 2013 года, что привело к снижению суммы исчисленного налога.
Следующей по значимости для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации является ставка НДФЛ - 9% (табл. 2.6).
Таблица 2.4 - Поступление НДФЛ по ставке 9% за 2012-2014гг.
в млн. руб.
Наименование показателей |
2012г |
2013г |
2014г |
Общая сумма дохода |
651,2 |
814,1 |
743,7 |
Налоговая база |
649,7 |
812,2 |
743,7 |
Общая сумма исчисленного налога |
58,4 |
73,1 |
66,9 |
Общая сумма удержанного налога |
57,1 |
72,9 |
66,8 |
Общая сумма налога перечисленная |
49,9 |
70,1 |
52,3 |
Общая сумма дохода в 2013 году увеличилась на 20% к уровню 2012 года, в 2014 году снизилась на 9,7% к уровню 2013 года. Рост доходов соответственно привел к увеличению сумм налога исчисленного, так в 2013 году по сравнению с 2012 годом сумма налога, увеличилась на 14,7 млн. рублей или на 20,1%, в 2014 году уменьшилась на 6,2 млн. рублей или на 9,3% к уровню 2013 года.
Таблица 2.5 - Поступление НДФЛ по ставке 35% за 2012-2014гг.
в тыс. руб.
Наименование показателей |
2012г |
2013г |
2014г |
Общая сумма дохода |
32,4 |
31,8 |
21 |
Налоговая база |
30,4 |
28,9 |
20,5 |
Общая сумма исчисленного налога |
10,6 |
10,1 |
7,2 |
Общая сумма удержанного налога |
7,9 |
7,45 |
4,8 |
Общая сумма налога перечисленная |
5,6 |
4,0 |
4,6 |
Сумма доходов уменьшилась в 2013 году на 0,6 млн. руб. или на 1,8% к уровню 2012 года, в 2014 году - на 10,8 млн. руб. или на 51,4% к уровню 2013 года. Сумма налога в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 0,5 млн. руб. или 5%, в 2014 году на – 2,9 млн. руб. или на 40,3% к уровню 2013 года.
На снижение поступлений по налогу на доходы физических лиц повлиял комплекс причин, связанных с изменением экономической ситуации на предприятиях в условиях кризиса.
Поступления НДФЛ возросли в связи с ростом налоговой базы, легализацией субъектами хозяйствования заработной платы и повышением ее уровня, снижением темпов инфляции, повышением ответственности налогоплательщиков и произошедшими законодательными изменениями, связанными с порядком исчисления и уплаты НДФЛ.
В прошлом году налоговые поступления в консолидированный бюджет Бурятии составили почти 21 млрд руб. Это на 700 млн руб меньше чем в 2013 году. Основное снижение поступлений почти в 1,5 млрд руб. обеспечили налогоплательщики, неадминистрируемые налоговыми органами Бурятии. Это Улан-Удэнский авиазавод, - сообщил Юрий Куриленко.
На 2015 год общий объем доходов республиканского бюджета по налогам и сборам администрируемым Управлением ФНС России по Бурятии утвержден в сумме почти в 18 млрд руб. Отметим, что это почти на 3 млрд руб больше фактических поступлений прошлого года. Однако, по словам Куриленко, данная цифра более чем оптимистична.
- Сложившаяся экономическая
ситуация увеличила риски. Снижение
объемов производства, отсутствие
заказов и потребительского
Кроме того нерадостными выглядят темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц. Так в 2014 году его снижение произошло в базовых отраслях: добывающем, обрабатывающем производствах и так далее.
- В текущем году основной риск заключается в том, что часть работодателей, удерживающих НДФЛ могут их направить их на пополнение своих оборотных средств. Подтверждением тому является то, что только 2014 году нами установлено более 600 предприятий просрочили перечисление налога на сумму более 300 млн руб, что в 2 раза больше, чем в 2013 году, - отметил Юрий Куриленко.
Что касается имущественных налогов, то в прошлом году темпы их роста остались на высоком уровне. В частности налог на имущество организаций – 117,3%, транспортный налог – 116,6% и земельный налог на 133,9%.
Глава 3. Проблемы администрирования НДФЛ и пути совершенствования администрирования НДФЛ
Администрирование НДФЛ достаточно специфично и отличается от администрирования других основных налоговых источников, что обусловлено особой правовой природой налога.
С технической точки зрения налог с доходов граждан характеризуется легкостью его администрирования при условии высокой платежной дисциплины и эффективной системы контроля за достоверностью и полнотой декларирования доходов граждан. Однако практически невозможно рассчитать и обложить налогом доход, который получает индивидуум за пользование собственной квартирой, домом, автомобилем, так называемый «неофициальный доход». Исключение подобных доходов из налогооблагаемой базы может привести к значительным сокращениям поступления данного налога в бюджет [14].
Сложным так же является обложение дополнительных вознаграждений в виде товаров или услуг, предоставляемых своим сотрудникам фирмами, или получаемых физическими лицами доходов от иных физических лиц, не являющихся ИП, как платы за предоставление услуг или выполнение работ, которые не нашли отражения в каких-либо договорах или документах. У такой практики есть очевидное негативное следствие: с помощью получения подобных вознаграждений может происходить уход от подоходного налогообложения.
И, несомненно, значимой проблемой является попросту элементарная неграмотность населения в сфере налогообложения, в данном случае следует отметить, что большая часть страны даже не знакома с обязанностью декларировать некоторые свои доходы, и как следствие уплачивать с них налог [11].
Информация о работе Налог на доходы физических лиц и актуальные проблемы его администрирования