Налогооблажение доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

К числу крупных источников дохода бюджета относится налог на доходы физических лиц (подоходный налог).
В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета.
Выросло значение этого налога и в Российской Федерации. Однако росту значения этого налога препятствует низкий уровень доходов основной массы населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Определение налога на доходы физических лиц. Объекты налогооблажения…………………………………………………………………………………….3
Доходы не облагаемые НДФЛ и частично частично освобождаемые от НДФЛ…………………………………………………………………………………………………………4
Налоговые вычеты……………………………………………………………………………………7
Порядок исчесления и сроки уплаты НДФЛ предприятиями (налоговыми агентами)………………………………………………………………………….10
Преорететные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц………………………………………………………………………………….……13
Заключение…………………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Налогооблажение доходов физических.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в  системе налогов, взимаемых с  физических лиц. В настоящее время  порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ Налог на доходы физических лиц, вступившей в  действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой системы  налогообложения доходов физических лиц, которая сменила действовавшую  на протяжении ряда лет систему подоходного  налогообложения граждан.

За одинадцать лет существования  НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить, ряд поправок, внесенных в 23 главу НК РФ, вступил  в силу с 1 января 2009 года. О внесении изменений в статью 218 части второй налогового кодекса Российской Федерации.

Несмотря на постоянные поправки и  дополнения, вносимые в 23 главу НК РФ, ряд научных деятелей и экономистов  настаивают на более кардинальном реформировании НДФЛ. Например, предлагается существенно  увеличить размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Считается, что эта мера приведет к повышению благосостояния низкооплачиваемых категорий граждан и снижению уровня бедности в РФ. Однако ряд исследований по данному вопросу доказывает, что эта мера малоэффективна в настоящее время.

Представляется, что в данном случае первоочередной мерой по повышению  уровня благосостояния граждан, не сопровождающейся снижением поступлений НДФЛ в  бюджет, может стать законодательное  закрепление минимального размера  оплаты труда на уровне прожиточного минимума.

Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу введения прогрессивной  шкалы налогообложения. Предлагается введение дифференцированных ставок НДФЛ от 6 до 30% в зависимости от дохода налогоплательщика. Напомним, что плоская  шкала налогообложения по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив прогрессивную  шкалу подоходного налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась на пять лет, рассматривалась как временная  мера и была направлена на легализацию  доходов. На первом этапе введения плоской  шкалы ожидалось сокращение поступлений  НДФЛ в связи с резким снижением  налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего. Представляется, что введение прогрессивной шкалы  налогообложения по НДФЛ в настоящее  время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует еще больший рост конвертных схем выплаты доходов, что негативно  скажется на поступлениях налога в  бюджет.

Сторонники введения прогрессивной  шкалы налогообложения по НДФЛ обращаются к опыту развитых стран, где действуют  дифференцированные ставки налога на доходы, а максимальные ставки налога нередко превышают 50%. Естественно, что в настоящее время платить  НДФЛ по таким ставкам граждане РФ не готовы, а введение прогрессивных  ставок на данном этапе вызовет новую  волну неплатежей в бюджет. Целесообразно  в данном случае обратить внимание на мотивацию граждан некоторых  стран уплачивать налоги в полном объеме и в установленные сроки. Например, в США достаточно долгое время действует система кредитных  историй, в которых фиксируются  все задолженности налогоплательщика  по уплате налогов, а также количество штрафов и иных взысканий. Недобросовестность плательщика может послужить  поводом для отказа в выдаче кредита, что существенно утяжеляет современную  жизнь. В России очень долгое время  считалось подвигом не платить налоги, и недобросовестность налогоплательщика  никаким образом не сказывалась  на его обычной жизни. В РФ система  кредитных историй вводится в  настоящее время банками для  отслеживания количества кредитов, выданных тому или иному налогоплательщику. При отсутствии единых баз данных и соответствующих информационных технологий в налоговых органах  о включении в кредитные истории  информации о платежах налогоплательщиков в бюджет в настоящее время говорить более чем преждевременно. Однако данная мера могла бы стать существенным стимулом налогоплательщикам уплачивать налоги своевременно и в полной мере.

Несмотря на все разногласия, касающиеся перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или  поздно придет время кардинальных изменений  в порядке налогообложения доходов  граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще  не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается постепенное реформирование, заключающееся  в приведении налога в соответствие с современными реалиями: необходим  пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование  и упрощение процедуры их предоставления. Что касается других перспектив реформирования, то необходимо помнить, что, с одной  стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны  это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе налог на доходы физических лиц рассматривается с точки  зрения одной из форм его взимания и уплаты – у источника дохода. Т.е. уплата подоходного налога осуществляется предприятием или организацией в  которой физические лица получают доход. На сегодняшний день данная форма  уплаты подоходного налога является доминирующей в Российской Федерации. Однако, логика развития НДФЛ, такова, что подача налоговой декларации в дальнейшем перестает быть уделом лишь отдельных категорий высокооплачиваемых людей и удачливых предпринимателей, а становится обычным делом каждого  гражданина России. Пока этому препятствует как неподготовленность населения (психологическая и правовая), так  и недостаточный уровень компьютеризации  налоговых органов, отсутствие четкого  взаимодействия государственных органов  с коммерческими банками, большой  оборот наличных денег и другие факторы. По мере роста благосостояния населения  России уплата НДФЛ, на основании налоговой  декларации станет основным методом  его взимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая, часть вторая М.: Эксмо, 2011.-944 с. – (Актуальное законодательство: библиотечка Российской Федерации)
  2. Закон РФ от 07.12.1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
  3. Налог на доходы физических лиц: комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ/ под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. ФЗ от 01.01.2012 №330 ФЗ
  5. «Консультант плюс»

 

 

 

 


Информация о работе Налогооблажение доходов физических лиц