Налоговая правосубъектность банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ правового статуса банков.
Достижение указанной цели обуславливает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить общий правовой статус банка.
2. Проанализировать правосубъектность банков в налоговых правоотношениях.
3. Исследовать банки в системе субъектов налогового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Налоговая правосубъектность банков………………………………………..6
1.1 Общий правовой статус банка……………………………………………….6
1.2 Правосубъектность банков в налоговых правоотношениях……………...11
1.3 Банки в системе субъектов налогового права……………………………..14
2. Банки как участники налоговых правоотношений…………………………24
2.1 Специальные функции банков в налоговых правоотношениях………….24
2.2 Налогово-правовой статус банков как платежных агентов……………….25
2.3 Ответственность банков как участников налоговых правоотношений….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….……………..….33

Файлы: 1 файл

Правовой статус банков.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

г) нормы о сроках и форме ответа банка.

Кроме того, не  следует забывать, что  в  настоящее время тема проблемных банков не  закрыта, поскольку неудовлетворительное финансовое состояние банков влечет ограничение круга совершаемых операций и сужение правоспособности, в  том  числе и  налоговой, а также ряд иных правовых последствий. Напомним, что к проблемным кредитным организациям относятся кредитные организации, недостатки, в деятельности которых создают  или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов и (или) участников.

Таким образом, наличие  общественной потребности и  государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании банковской деятельности обусловлено тем, что деятельность кредитных организаций непосредственно влияет на  реализацию государственной экономической политики, финансовой стабильности и обеспечение экономической безопасности страны.

 

 

 

 

 

1.2 Правосубъектность  банков в налоговых правоотношениях

В настоящее время  некоторые исследователи в области налогового права полагают, что  налоговая правосубъектность — один из  видов отраслевой правосубъектности, которой наряду с общими чертами присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и  правового воздействия на  них.

Наличие налоговой правосубъектности  у  организации является непременным условием установления правовых связей между ней (организацией) и соответствующими публичными субъектами права в  конкретных налоговых отношениях. При  этом под  налоговой правосубъектностью организации, как указывает Д.В. Винницкий, следует понимать признаваемую законом способность быть самостоятельным субъектом  — участником общественных отношений, регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговые права и обязанности. 
 Налоговая правосубъектность — это социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. Только рассматривая данный вопрос через призму определенной области правоотношений, а  не  вообще  (независимо  от  характера правоотношений, участником которых может быть лицо), можно понять сущность налоговой правосубъектности организации и  физических лиц. [1]

Известный ученый И.И. Кучеров выделяет следующие отличительные признаки налоговых правоотношений:

— имеют место исключительно в  сфере налогообложения;

— возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;

— носят публичный  характер;

— складываются по поводу денежных средств;

— обязательной стороной в них выступает государство  (муниципальное  образование)  в  лице налоговых или финансовых органов.

Определение направленности налоговых правоотношений позволяет  выявить и  специфику их  объектов. Под  объектом правоотношения понимают то, на  что  оно  направлено  и  оказывает  воздействие.

Не углубляясь в  анализ объекта налоговых правоотношений, отметим, что  ряд  авторов рассматривают в  качестве объекта налогового правоотношения не сам налог, а  направленное на  налоговое изъятие части принадлежащего налогоплательщику имущества поведение участников данного отношения. По  мнению И.И. Кучерова, объектом налогового правоотношения является то, на  что  направлено поведение его участников. 
 Субъект правоотношения, в  том  числе и  налогового, характеризуется не  индивидуальными, а  особенными признаками, которые являются обобщением свойств конкретных их  участников. Таким образом, субъекты налогового правоотношения выделяются в  зависимости от  их  роли в  данных отношениях: налогоплательщики, налоговые агенты, свидетели и т.д. Участниками  же налоговых правоотношений являются конкретные физические лица и  организации, выступающие в  этих ролях. 
Следовательно, субъектами налоговых правоотношений являются физические лица и  организации, реализующие в них свою специальную правосубъектность, т.е. участвующие в определенных видах налоговых правоотношений. [4]

Устанавливая налоговые  права и обязанности, государство вовлекает различных субъектов в механизм налогообложения, предопределяя возможность и необходимость их  фактического взаимодействия в  рамках возникающих при  этом отношений. В  правоотношении такое взаимодействие осуществляется в  соответствии с  принадлежащими участникам субъективными правами и обязанностями. Субъективные права и обязанности М.В. Кустова, О.А. Ногина и Н.А. Шевелева определяют в качестве юридического содержания налогового правоотношения.

Краткий анализ налогового правоотношения позволяет выделить особенности налоговой правосубъектности  коммерческих банков, поскольку, как отмечают некоторые исследователи, банки являются основными звеньями бюджетного и  налогового механизма.

С участием банков в  бюджетно-налоговой сфере складываются следующие правоотношения:

1) «банк  — государство»  — публичные отношения  (налоговые, бюджетные);

2) «налогоплательщик — государство» — налоговые правоотношения;

3) «налогоплательщик (клиент) — банк» — отношения гражданско-правового характера. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Банки в  системе субъектов налогового  права

Среди участников налоговых правоотношений и в числе наиболее серьезных  игроков на помосте финансовой системы выделяются банки, осуществляющие финансово-посреднические операции между хозяйствующими субъектами, между государством и налогоплательщиками; способствующие оптимизации размещения денежных средств; предоставляющие финансовые ресурсы, необходимые для развития производства. 
 Благодаря своим функциям в мире финансов банки можно идентифицировать в качестве незаменимых участников налоговых правоотношений, обеспечивающих комфортный процесс уплаты налогов, но при этом и самостоятельно уплачивающих эти налоги, а также являющихся налоговыми агентами. Иными словами, ввиду столь богатого набора функций участие банков во взаимоотношениях по поводу налогообложения облечено в триединый статус, каждая сторона которого по-своему интересна. 
 Тем не менее, реализация банками привычных для своей деятельности обязанностей в условиях налогового правового поля и тем самым вкрапление их труда в роли платежных и информационных агентов в процесс работы механизма налоговой системы представляется нам наиболее актуальным и заслуживающим научного внимания.

С целью максимально четкой и  ясной характеристики банков, участвующих  в налоговых правоотношениях  в названном качестве, нам представляется необходимым ввести в научный  оборот понятия платежных и информационных агентов.

При исполнении поручений на перечисление сумм налогов в бюджетную систему  Российской Федерации банки задействованы  как посредники в платежных отношениях между налогоплательщиками и  государством. Поэтому нам видится  логичным назвать такие банки  платежными агентами.

Вместе с тем банки предоставляют  налоговым органам сведения о  счетах налогоплательщиков-клиентов, операциях по таким счетам, в ином порядке способствуют учету налогоплательщиков, а также приостанавливают операции по счетам налогоплательщиков на основании решений налоговых органов. Указанная роль характеризует их как субъектов, обладающих информацией о налогоплательщиках и их счетах, способных повлиять на движение денежных средств по счетам. Такое качество информированности банков используется для целей эффективной работы налоговой системы, а сами банки логично определить в качестве информационных агентов.

Представляется разумным также  использовать прием объединения  данных терминов под эгидой банков как финансовых посредников между  государством и налогоплательщиками.

Итак, возложение на банки перечисленных  обязанностей преобразует их в одно из ключевых звеньев двигателя налоговой  системы, в обладателя сложного налогово-правового  статуса, неоднозначность оценки которого является предметом научных воззрений. Не находит решения в данной ситуации и законодатель, частично не определившийся с ролью банков и формально не причисляющий их к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Вместе с тем участие банков в налоговых правоотношениях является одной из форм реализации правила удобства в налогообложении, входящего в число четырех ключевых правил, которые Адам Смит установил для политики налогов. Данное правило гласит, что каждый налог должен быть взимаем в то время и таким способом, когда и как налогоплательщику всего легче внести его.

Банки как финансовые посредники на рынке капиталов, осуществляющие оперирование денежными средствами при расчетах между хозяйствующими субъектами, предоставляют  своим клиентам посредством банковских услуг самые комфортные способы таких расчетов. Доказанная эффективность таких услуг способна служить на благо не только гражданских, но и налоговых правоотношений. Следовательно, во многом благодаря участию банков как платежных агентов в налоговых правоотношениях, уплата налоговых платежей становится удобной. 
 В налоговых правоотношениях участвуют как банки, так и небанковские кредитные организации. Они осуществляют банковские операции исключительно на основании лицензии Банка России. При этом только банки наделяются лицензией, позволяющей в совокупности осуществлять такие операции, как привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Поэтому если физическое лицо желает уплачивать налоги, давая поручения о списании средств со своего счета, то ему придется воспользоваться услугами банка, ведь небанковская кредитная организация вести счет такого налогоплательщика не вправе. Очевидно, что банки предлагают более широкую палитру услуг своим клиентам, что также сказывается и на уплате последними налогов.

Таким образом, эффективная работа налоговой системы находится во взаимосвязи с качественным стабильным функционированием банковской системы. 
 В сложившейся ситуации крайне актуальным представляется исследование участия банков в налоговых правоотношениях в роли платежных и информационных агентов. При этом вполне разумно для оценки участия банков в налоговых отношениях проанализировать особенности их налоговой правосубъектности, рассмотреть их публично-правовые обязанности и выяснить, какое значение эти обязанности имеют для правового статуса банков, установить характер ответственности, применяемой к банкам за нарушение законодательства о налогах и сборах. Все эти действия позволят нам сделать вывод, включающий в себя совокупную оценку роли банков в налоговых правоотношениях, их влияние на процессы, протекающие в налоговой системе; позволит выявить коллизионные моменты и пробелы в законодательном регулировании правового статуса банков как участников налоговых правоотношений. Такой вывод, в свою очередь, позволит усовершенствовать процесс развития и нормативно-правовой регламентации финансовых отношений:

1) определение налоговой правосубъектности банков. В силу наделения публично-правовыми обязанностями в налоговых правоотношениях, банки обладают специальной налоговой правосубъектностью, которая служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет участие банков в конкретных налоговых правоотношениях. Специфика содержания налоговой правосубъектности банков проявляется в том, что они выступают в налоговых правоотношениях в триедином статусе: налогоплательщиков, налоговых агентов, финансовых посредников между государством и налогоплательщиками. 
 2) понятия «платежный агент» и «информационный агент», предлагающиеся к введению в научный оборот для ясного отражения функций банков по осуществлению банковских переводов налоговых платежей в бюджетную систему; информационному обеспечению контрольной деятельности налоговых органов, представляя им информацию о счетах налогоплательщиков и операциях по ним; приостановлению по решению налоговых органов расходных операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в качестве обеспечительной меры.

3) значение финансово-посреднической специализации банков для их участия в налоговых правоотношениях в качестве платежных и информационных агентов, которое проявляется в понятии банков для целей налогового законодательства и обуславливает возникновение у банков налоговой правосубъектности с момента получения лицензии Банка России. Банки следует выделять в отдельную группу участников налоговых правоотношений, содействующих уплате налогов.

4) содержание сбалансированного налогово-правового статуса банков, представляющего собой совокупность их налоговых прав, обязанностей и налоговой ответственности, которые характеризуют юридически закрепленное состояние банков относительно других участников налоговых правоотношений. Предлагаемые автором к законодательному закреплению налоговые права банков являются вторичными по отношению к их обязанностям, которые выступают доминирующей составляющей правового статуса банков как платежных и информационных агентов.

5) функции банков как участников налоговых правоотношений, которые они реализуют путем исполнения публично-правовых обязанностей. Такие функции могут быть разделены на два уровня. Первый уровень представляет собой функции по перечислению налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Такие функции являются прямой реализацией финансово-посреднической специализации банков. Второй уровень - функции по информированию налоговых органов о состоянии счетов налогоплательщиков - клиентов банка, по приостановлению операций по таким счетам, по содействию в учете налогоплательщиков. Функции, составляющие второй уровень, являются косвенной реализацией финансово-посреднической специализации банков, так как информированность возникает у банков вследствие оказания услуг.

Информация о работе Налоговая правосубъектность банков