Налоговая правосубъектность банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ правового статуса банков.
Достижение указанной цели обуславливает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить общий правовой статус банка.
2. Проанализировать правосубъектность банков в налоговых правоотношениях.
3. Исследовать банки в системе субъектов налогового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Налоговая правосубъектность банков………………………………………..6
1.1 Общий правовой статус банка……………………………………………….6
1.2 Правосубъектность банков в налоговых правоотношениях……………...11
1.3 Банки в системе субъектов налогового права……………………………..14
2. Банки как участники налоговых правоотношений…………………………24
2.1 Специальные функции банков в налоговых правоотношениях………….24
2.2 Налогово-правовой статус банков как платежных агентов……………….25
2.3 Ответственность банков как участников налоговых правоотношений….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….……………..….33

Файлы: 1 файл

Правовой статус банков.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

6) сущность стержневой функцией банков как участников налоговых правоотношений, а именно перечисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ. В рамках этой функции банк в качестве объективного посредника участвует в налоговом правоотношении «налогоплательщик - банк - государство» по уплате налога бюджетную систему. Праву государства требовать уплаты (в том числе перечисления) налога корреспондирует обязанность налогоплательщика уплатить налог и обязанность банка такой налог перечислить. Точкой разграничения двух обязанностей является момент предъявления поручения на уплату налога в банк. 
 7) дефиницию понятия банка для целей налогового законодательства и её формулирование в норме статьи, рейдирующей правовой статус банка как участника налоговых правоотношений, а не термина, используемого в законодательстве о налогах и сборах. Это приведет законодательное регулирование налоговых правоотношений, участниками которых являются банки, в соответствие с их правовым статусом.

8) механизм налогового контроля банков, вводимый для достижения цели корректного исполнения банками в соответствии с налоговым законодательством возложенных на них публично-правовых обязанностей, должен быть выражен в форме специальной налоговой проверки исполнения банками обязанностей. Это позволит разграничить контроль банков как платежных и информационных агентов с контролем банков как налогоплательщиков (налоговых агентов). Для достижения равновесия интересов участников указанных контрольных налоговых правоотношений банки следует наделить правами, которые гарантируют защищенность их интересов при налоговом контроле, а также обязанностями не препятствовать законной деятельности налоговых органов и их должностных лиц, обеспечить возможность налоговых органов получить необходимую информацию. 
 9) предложение по признанию безнадежными к взысканию и списанию сумм налоговых платежей, которые не перечислены в бюджетную систему РФ по вине банков, а данные банки ликвидированы. Это восполнит законодательный пробел в механизме списания не перечисленных банками налогов и исключит возможность возникновения коллизии: уплаченный налог не поступил в бюджетную систему РФ, а взыскать его ни с банка, ни с налогоплательщика не представляется возможным.

10) обоснование налоговой ответственности банков за нарушение ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и особого вида налоговых санкций - штрафных пеней, а также предложения по совершенствованию законодательного регулирования налоговой ответственности банков. Нарушение банками законодательства о налогах и сборах является разновидностью налогового правонарушения. Использование в отношении банков особого вида налоговых санкций в форме штрафной пени подчеркивает специфику налоговой ответственности, являющейся разновидностью финансовой ответственности.

В содержании налоговой правоспособности банков выделяются две возможности: выступать в качестве правообладающего и обязанного субъекта. Первостепенной по своему значению в системе правового  регулирования налоговой сферы  является способность банков нести обязанности, поскольку она в решающей степени раскрывает механизм налогово-правового регулирования и смысл наделения банков налоговой правоспособностью, также она обусловлена спецификой метода властных предписаний, характерного для налогового права. Такое обязанное положение характерно для роли банков как платежных и информационных агентов, а также налогоплательщиков или налоговых агентов. 
 Характерной особенностью налоговой дееспособности банков является то, что самостоятельное участие банков в налоговых правоотношениях обусловлено не собственным усмотрением, а требованием должного поведения, выраженного в его обязанностях. Данное обстоятельство коренным образом отличает налоговую дееспособность от гражданской дееспособности, где деятельность субъектов права в основном определена их собственными побуждениями.

Одно из проявлений налоговой дееспособности банков - их способность самостоятельно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих  обязательств.

  Доминирующее положение обязанностей, исполняемых банками как платежными и информационными агентами в публичных интересах, в содержании их налоговой правосубъектности подчеркивает ее специфику и выделяет банки в качестве особых финансовых посредников между государством и налогоплательщиками при исполнении последними обязанности уплатить налог.

В понятии банка для целей  налогового законодательства проявляется  особенность участия банков в  налоговых правоотношениях как  финансовых посредников (платежных  и информационных агентов). В данном качестве банки наделены специальными налоговыми обязанностями, выражающими их функциональное назначение участников налоговых правоотношений. Это, в сущности, понятие участника налоговых отношений (наряду с налогоплательщиками, налоговыми агентами).

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных  расчетов в стране, поэтому с эффективным  функционированием банковской системы  напрямую связано своевременное  и полное доведение налоговых  платежей от налогоплательщика до бюджета. Кроме того, банки обладают важной информацией о налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. 
 В этой связи среди всех субъектов налогового права банки являются единственными частными субъектами, обремененными публично-правовыми обязанностями, участвующими в налоговых правоотношениях в силу собственной финансово-посреднической специализации и востребованности в публично-правовых интересах, но не в силу собственных интересов. Поэтому и, определяя место банков в системе субъектов налогового права, целесообразно выделять банки в отдельную категорию. 
В системе субъектов налогового права банки выступают специальными субъектами, формально не зафиксированными налоговым законодательством в качестве участников налоговых правоотношений, не имеющими собственного имущественного интереса в налоговых правоотношениях, содействующими уплате налогов и сборов, являющимися финансовыми посредниками между налогоплательщиками и государством. [2]

 

  Названный статус банков как участников налоговых правоотношений требует восполнения ряда законодательных пробелов, касающихся его урегулирования: 
 1) Активное взаимодействие банков, как с налогоплательщиками, так и с государством позволяет говорить о необходимости включения банков в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (статья 9 НК РФ). Банки являются наиболее эффективными платежными агентами в налоговых правоотношениях.

  2) Необходимо скорректировать дефиницию понятия «банки» для целей налогового законодательства: «банками признаются кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций».

  3) Понятие банков следует закрепить в статье «Банки», регулирующей понятие, основные права и обязанности банков (а не в норме, регулирующей терминологический аппарат НК РФ). Данную статью следует расположить в разделе налогового законодательства, регулирующем правовые статусы иных участников налоговых правоотношений (глава 3 раздела 2 НК РФ).

  4) В целях корректного исполнения банками в соответствии с налоговым законодательством возложенных на них публично-правовых обязанностей, требуется введение механизма налогового контроля банков. Такой налоговый контроль должен быть выражен в форме специальной налоговой проверки исполнения банками обязанностей, что позволит разграничить контроль банков как платежных и информационных агентов с контролем банков как налогоплательщиков (налоговых агентов). 
 5) С целью достижения баланса интересов участников названных контрольных правоотношений, банки следует наделить правами, которые гарантируют защищенность их интересов при налоговом контроле, а также обязанностями не препятствовать законной деятельности налоговых органов и их должностных лиц, обеспечить возможность налоговых органов получить необходимую информацию.

6) В ситуации, когда по вине  банка не перечислен налоговый  платеж в бюджетную систему  РФ, а указанный банк ликвидирован, суммы таких налоговых платежей  следует признать безнадежными  к взысканию и списать. Это позволит урегулировать ситуацию, когда уплаченный налог не поступил в бюджетную систему РФ, а взыскать его ни с банка, ни с налогоплательщика не представляется возможным.

7) В целях более эффективного  привлечения банков к налоговой  ответственности необходимо внести изменения в статьи, устанавливающие составы налоговых правонарушений банков, в частности, конкретизировать формулировку пункта 2 статьи 135 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Банки как  участники налоговых правоотношений

2.1 Специальные  функции банков в налоговых правоотношениях

Налоговые функции банков могут быть разделены на два уровня: 
 - функции банков по исполнению поручений налогоплательщика (налогового агента, налогового органа) перечислить налоги и /или сборы в бюджетную систему РФ. Эти функции являются прямой реализацией финансово-посреднической специализации банков. Банки, выполняющие такие функции, характеризуются нами как платежные агенты.

- функции банка, связанные  с учетом налогоплательщиков  и налоговым контролем. Они  заключаются в предоставлении информации налоговым органам об открываемых налогоплательщиком счетах и операциях по таким счетам, в приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - клиентов банка по решению налогового органа, а также в открытии этих счетов налогоплательщику только при предъявлении последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Функции, составляющие второй уровень, являются косвенной реализацией финансово-посреднической специализации банков, так как информированность возникает у банков вследствие оказания услуг.

Вышеозначенные функции  формируют специфическую функциональную нагрузку банков как участников налоговых  правоотношений. 
 Для реализации указанных функций банки наделены набором публично-правовых обязанностей, которые закреплены в статьях 45, 46, 60, 76 и 86 Налогового кодекса РФ.

Обязанность по уплате налога является стержневой для налоговых  правоотношений и показательной  для участия в них банков. Сложившееся  по поводу ее исполнения взаимодействие между налогоплательщиком и банком характеризуется не как частноправовое в рамках гражданского законодательства, а как публично-правовое, возникающее из императивной нормы налогового законодательства. Банки исполняют публично-правовую обязанность по перечислению налогов в бюджетную систему от правильной и своевременной реализации, которой напрямую зависит факт получения казной налоговых доходов. [7]

2.2 Налогово-правовой  статус банков как платежных  агентов

Деятельность платежных  агентов по приему денежных средств  можно рассматривать как вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

  Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

  С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Платежный агент  - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Помимо понятия платежный  агент в гражданский оборот Федеральным  законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент. Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", изложенной в новой редакции, предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц. Кроме того банковские платежные агенты могут быть привлечены "для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики".

Для осуществления своей  деятельности банковский платежный  агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Информация о работе Налоговая правосубъектность банков