Налоговая правосубъектность банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ правового статуса банков.
Достижение указанной цели обуславливает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить общий правовой статус банка.
2. Проанализировать правосубъектность банков в налоговых правоотношениях.
3. Исследовать банки в системе субъектов налогового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Налоговая правосубъектность банков………………………………………..6
1.1 Общий правовой статус банка……………………………………………….6
1.2 Правосубъектность банков в налоговых правоотношениях……………...11
1.3 Банки в системе субъектов налогового права……………………………..14
2. Банки как участники налоговых правоотношений…………………………24
2.1 Специальные функции банков в налоговых правоотношениях………….24
2.2 Налогово-правовой статус банков как платежных агентов……………….25
2.3 Ответственность банков как участников налоговых правоотношений….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….……………..….33

Файлы: 1 файл

Правовой статус банков.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Специально для банковских платежных агентов внесены изменения  в статью 26 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности", предусматривающие соблюдение данными лицами тайны об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 данного закона.

Дополнительные обязанности  возлагаются и на кредитную организацию, которая должна вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, с указанием адресов всех мест приема платежей физических лиц по каждому банковскому платежному агенту.

Нетрудно предположить, что банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а  их агенты, как организации, так и  многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

 

 

 

 

 

 

2.3 Ответственность  банков как участников налоговых  правоотношений

Ответственность за неисполнение кредитными организациями  возложенных налоговым законодательством  на этих участников налоговых правоотношений публично-правовых обязанностей предусмотрена положениями гл. 18 НК РФ:

- нарушение  банком порядка открытия счета  налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

Открытие банком счета организации, ИП и т.п., без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета  организации, индивидуальному предпринимателю  и т.п., влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 133 НК РФ);

Нарушение банком установленного НК РФ  срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной сто пятидесятой  ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ);

Исполнение банком при  наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством  РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.

- неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (ст. 135 НК РФ);

Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной сто пятидесятой  ставки  рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Совершение  банком  действий  по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

- непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ);

Непредставление банком справок о  наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

- нарушение банком  обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст. 135.2 НК РФ).

Предоставление права организации, ИП, и т.п., использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства  (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Несообщение в установленный  срок  банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, ИП, и т.п., использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Исполнение банком при  наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов  электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.

Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств влечет взыскание штрафа в размере одной сто пятидесятой  ставки  рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка  электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

Непредставление банком справок об остатках электронных  денежных средств и о переводах  электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76  НК РФ, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Следовательно, ответственности  банков по законодательству о налогах  сборах носит характер налоговой  ответственности, являющейся разновидность  финансовой ответственности.

Использование в отношении банков особого вида налоговых санкций - штрафной пени, объединяющей в себе правовосстановительный и карательный характер ответственности, тесно связанной с налоговым обязательством, подчеркивает специфику финансовой (налоговой) ответственности в целом. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Правовой статус банков регулируется нормами различных отраслей права:

- в общих аспектах, как правовой статус субъекта  предпринимательской деятельности - нормами конституционного права;

- непосредственно, как правовой статус субъекта гражданско-правовых отношений - нормами гражданского права;

- как правовой статус  субъекта банковских отношений,  то есть субъект взаимоотношений  с Банком России, по поводу  соблюдения и исполнения

- правил проведения  банковских операций - нормами банковского права.

Правовой статус банков регулируется конституционным, гражданским и банковским правом. Конституция РФ устанавливает определенные нормы, которые регулируют основы правового положения юридического лица, которые тем самым являются основами правового положения и кредитной организации. Стало быть, следует различать конституционный, гражданско-правовой, а также - банковский статусы кредитной организации.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные  отношения банков.

Во-первых, сюда входит организационно-правовая форма банка. Правда, ее специфика применительно к кредитным организациям, а также отношения между кредиторами и должниками, дополнительно регулируются еще и банковскими законами.

Во-вторых, это все  те сделки, которые может заключать банк со своими клиентами (договор банковского вклада, договор банковского счета, договор банковского кредита и другие сделки участником которых может выступать кредитная организация). А затем, на основании этих сделок, кредитная проводит ту или иную банковскую операцию, предусмотренную банковским правом. Поэтому между гражданско-правовым статусом и банковским статусом банка есть взаимосвязь.

Список литературы

 

  1. Белых В. С., Винницкий Д. В. Налоговое право России. — М.: Норма, 2004.
  2. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право. – М.: Высшее образование, 2009.
  3. Крохина Ю.А. налоговое право: учебник для ВУЗов. – М.: ЮРАЙТ-Издат, 2009.
  4. Кучеров И. И. Налоговое право России / Ин-т актуального образования 'ЮрИнфоР-МГУ' . – М. : Центр ЮрИнфоР, 2001.
  5. М.В. Кустова, О.А.Ногина, Н.А.Шевелева Налоговое право России. Общая часть, М.: Юристъ, 2001 г.
  6. Налоговое право: практикум / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009.
  7. Налоговое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой О.В. Болтиновой. – М., – Издательство «Проспект», 2012.
  8. Парыгина В.А., Тедеев А. А. Налоговое право. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.
  9. Петер Нобель Швейцарское финансовое право и международные стандарты  – 2-е русскояз. изд., 2012 г.
  10. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  11. Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».
  12. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц  и  индивидуальных предпринимателей».
  13. Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
  14. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
  15. Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Налоговая правосубъектность банков