Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:22, курсовая работа
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.
Цель данной работы – раскрыть налоговую систему России, проблемы и перспективы развития.
Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 8
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 15
Глава 2 Анализ налоговой системы РФ 23
2.1 Недостатки налоговой системы РФ 23
2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
- противоречивость, сложность и
запутанность многочисленных
- отсутствие методик, программ
и алгоритмов расчетов налогов
сводит на нет процессы
- отсутствие четко обозначенной
налоговой политики на всех
уровнях власти, незавершенность
и недостаточная продуманность
налоговой реформы и
Ряд положений российского
- неполного отнесения на
- применения норм амортизации,
лимитированных государством и
не соответствующих
- игнорирования инфляционного
фактора при оценке
- отсутствия в российском
Особо следует остановиться на проблеме
налогового администрирования, поскольку
в данной области традиционно
много нареканий со стороны российского
и иностранного бизнеса. Правительство
рассматривает проект, предусматривающий
введение четкой регламентации полномочий
и действий налоговиков, в том
числе порядка проведения всех видов
налоговых проверок, досудебного
урегулирования налоговых споров, истребования
документов, установления максимального
срока проведения проверок и ограничения
их числа в течение одного года.
Принятие такого закона отвечало бы интересам
развития экономики и снижения трансакционных
издержек всех экономических агентов,
поскольку предсказуемость
Налоговая система нашей страны
до сих пор остается малоэффективной.
Несущественные поправки и корректировки,
которые в большом количестве из
года в год вносятся в действующие инструкции
и нормативы, не дают ожидаемого результата.
До сих пор так и не устоялась связка "налогоплательщик-государство"
Одной из главных проблем реформы
отечественной налоговой
По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики.
Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.
В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать
Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
Неэффективность существующих
льгот. Сокращение налоговых льгот
не только сделает налоговую систему
более нейтральной по отношению
к отдельным участникам экономической
деятельности, не только поставит дополнительные
барьеры перед
Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
Несовершенство
Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.
Одной из важных проблем
в современной системе
Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества.
В целом основными направлениями
совершенствования налоговой
обеспечение стабильности налоговой системы;
максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
оптимальное сочетание прямых
и косвенных налогов. При этом
следует иметь в виду, что в
странах с развитой рыночной экономикой
в последние годы предпочтение отдается
прямым налогам, в то время как
ориентация на косвенные налоги свидетельствуют
о неспособности налоговых
усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.
Реформирование налоговой
системы должно проходить таким
образом, чтобы система налогообложения
не только не мешала развитию российской
промышленности, но и стимулировала
повышению
Информация о работе Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития