Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.
Цель данной работы – раскрыть налоговую систему России, проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 8
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 15
Глава 2 Анализ налоговой системы РФ 23
2.1 Недостатки налоговой системы РФ 23
2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития.docx

— 75.42 Кб (Скачать файл)

- противоречивость, сложность и  запутанность многочисленных инструкций, указаний и разъяснений налоговой  и таможенных служб усложняет  работу финансовых и бухгалтерских  служб предприятий;

- отсутствие методик, программ  и алгоритмов расчетов налогов  сводит на нет процессы автоматизации  планирования, сбора, обработки и  хранения налоговой информации;

- отсутствие четко обозначенной  налоговой политики на всех  уровнях власти, незавершенность  и недостаточная продуманность  налоговой реформы и налогового  законодательства привели к проблемам  объективного планирования налоговых  доходов на всех уровнях бюджетной  системы.

Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения  налогооблагаемой базы, применяемой  в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

- неполного отнесения на себестоимость  расходов по уплате процентов  за банковский кредит (лишь в  пределах учетной ставки), а также  отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;

- применения норм амортизации,  лимитированных государством и  не соответствующих экономической  жизни основных средств (т.е.  учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не  позволяет обеспечить своевременное  восстановление основных средств  (применяемые в России нормы  амортизации в два-три раза  ниже норм, используемых в странах  с развитой рыночной экономикой);

- игнорирования инфляционного  фактора при оценке производственных  запасов и основных фондов  для исчисления налогооблагаемой  прибыли;

- отсутствия в российском законодательстве  основной концепции, согласно  которой налогообложению подлежит  прибыль, полученная в течение  всего срока существования юридического  лица, что позволяет покрывать  убытки за счет прибыли не  только последующих, но и прошлых  лет (с пересчетом налога, уплаченного  в предыдущие годы).

Особо следует остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку  в данной области традиционно  много нареканий со стороны российского  и иностранного бизнеса. Правительство  рассматривает проект, предусматривающий  введение четкой регламентации полномочий и действий налоговиков, в том  числе порядка проведения всех видов  налоговых проверок, досудебного  урегулирования налоговых споров, истребования документов, установления максимального  срока проведения проверок и ограничения  их числа в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам  развития экономики и снижения трансакционных издержек всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов ощутимо влияет на формирование бизнес-рисков в сфере  хозяйственной деятельности.

Налоговая система нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. До сих пор так и не устоялась связка "налогоплательщик-государство", которую принято называть налоговым администрированием. Она определяется взаимоотношением Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой.

Одной из главных проблем реформы  отечественной налоговой системы  является то, что в ней нет комплексности, изменения зачастую фрагментарны, не учитывают специфику российского  хозяйства. При внесении изменений  в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых  можно ждать в других секторах экономики.

По мере развития рыночных отношений  недостатки, присущие современной налоговой  системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых  платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы  через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики.

 

Глава 2 Анализ налоговой системы РФ

2.1 Недостатки налоговой системы РФ

Существующая налоговая  система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с  одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный  для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая  система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики  государства, экономическому росту  и развитию территорий.

В сложившейся налоговой  системе страны с экономической  точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить  или минимизировать

Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций  налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым  изъятиям в России приходится на обложение  хозяйствующих субъектов (т.е. юридических  лиц). В условиях рыночной экономики  это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения  на физических лиц, но этот процесс  требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными  странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные  сборы), а не прямых, причем доля косвенных  налогов постепенно возрастает.

Косвенные налоги и сборы  в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора  налогов, скорее наоборот.

Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц  с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения  всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая  нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

Недостаточно эффективный  контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой  доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная  система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении  приобретает борьба за устранение неучтенного  в налоговых целях наличного  оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета  приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот  не только сделает налоговую систему  более нейтральной по отношению  к отдельным участникам экономической  деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями  и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной  перестройкой экономики, развитием  малого предпринимательства и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить и  даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

Усложненность налоговой  системы РФ, т.к. на данный момент в  России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов  и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы  страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с  выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного  фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.

Постоянное изменение  налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов  и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение  нескольких лет) базовые нормативы  ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные  регулирующие налоги: подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной  базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что  выражается в первую очередь в  затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным  оценкам сейчас в России действует  от 600 до 800 различных законов и  иных нормативных актов, в той  или иной степени затрагивающих  налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде  налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

Большая доля в структуре  сбора налогов различных видов зачетов.

Одной из важных проблем  в современной системе налогообложения  является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к  налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в  отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли  ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия  ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного  усиления контроля со стороны налоговых  органов, налоговой полиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ

Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая  система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке”  курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения  на макроуровне, как справедливо  отмечают многие экономисты, может  быть дана лишь при наличии чётко  сформулированных целей социально-экономической  политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества.

В целом основными направлениями  совершенствования налоговой системы  являются:

обеспечение стабильности налоговой  системы;

максимальное упрощение  налоговой системы, изъятие из законов  и инструкций норм, имеющих неоднозначное  толкование;

ослабление налогового прессинга  путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых  изъятий;

оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в  странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как  ориентация на косвенные налоги свидетельствуют  о неспособности налоговых администраций  организовать эффективный налоговый  контроль за сбором прямых налогов;

усиление роли имущественных  налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

приведение в соответствие с налоговым законодательством  иных законов, так или иначе затрагивающих  порядок исчисления и уплаты налогов;

максимальный учет при  налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных  с их производственной деятельностью;

совершенствование подоходного  налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с  учетом инфляционного процесса;

развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Реформирование налоговой  системы должно проходить таким  образом, чтобы система налогообложения  не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала  повышению конкурентоспособности  российской экономики. В этой связи  следует отменить налоги, лежащие  непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает  выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить  каких-либо дискриминационных налоговых  мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения  операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции  на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство  оставляет за собой право на использование  протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

 

Заключение

Информация о работе Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития