Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 13:43, курсовая работа
Предмет исследования – определение и взаимодействие налоговой системы с условиями рыночной экономики.
Цель данной курсовой работы — рассмотреть налоговую систему в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
раскрыть теоретические подходы к налоговой системе в экономической науке;
охарактеризовать особенности налоговых систем в рыночной экономике стран;
проанализировать проблемы становления налоговой системы в Российской Федерации.
Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические подходы к налоговой системе в экономической науке.............5
2. Особенности налоговых систем в рыночной экономике стран........................12
3. Проблемы становления налоговой системы в Российской Федерации...........19
Заключение.................................................................................................................28
Список использованной литературы.......................................................................30
С помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
организаций и
Перераспределительная
функция налоговой системы
Совершенствование российской налоговой системы в ближайшие годы должно быть направлено на создание более благоприятного налогового климата по сравнению с зарубежными странами, способствующего росту экономики, привлечению как зарубежных, так и внутренних инвесторов, развитию производственной сферы, малого и среднего бизнеса.
Таким образом, подводя
итоги по данному вопросу, можно
сделать вывод, что налоговая
система является мощным инструментом
управления экономикой в рыночных условиях.
Особенностями налоговой систем
Формирование налоговой системы, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка, сопровождается проблемами. Рассмотрим проблемы становления налоговой системы в Российской Федерации.
3. Проблемы становления
налоговой системы в
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Современная налоговая система России не является совершенной и требует исследования и применения зарубежного опыта в области установления и взимания налогов. Раскроем и проанализируем некоторые проблемы, существующие в деятельности этой системы, исходя из того, что она меняется с учетом предъявляемых к ней экономических, политических и социальных требований.
Основы существующей российской налоговой системы были заложены в 1991 г., когда был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и является трехуровневой, использует такие принципы построения, как однократность обложения, строгий порядок ведения и отмены налогов, распределение налоговых доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами.
За образец были приняты западные налоговые системы, и в первую очередь немецкая, которая подверглась корректировке с учетом российской специфики. Именно этим фактом и еще короткими сроками создания (в течение нескольких месяцев) можно объяснить ее недостатки:
1) большое число налогов (39 видов, из которых 15 - федеральных, 3 - региональных и 21 - местный налог);
2) высокие налоговые ставки (в частности, НДС - 28%, налог по отдельным подакцизным товарам - 90%, налог на прибыль - 32% (основная ставка), налог для отдельных видов деятельности - 45%, подоходный налог - 60% (максимальная ставка прогрессивной шкалы)). Безусловно, такое количество налогов формировало неблагоприятную среду для развития рыночной экономики18
Однако, несмотря на указанные недостатки, российская налоговая система оказала в то время мощную поддержку экономике и стала основой для построения цивилизованных отношений между государством и налогоплательщиками.
Следует отметить, что
последующее развитие налоговой
системы происходило в
Подобная практика привела к росту налоговой нагрузки на экономику, которая превысила в 1990 г. 45% ВВП и, как следствие, инициировала уклонение от уплаты налогов и отток денежных средств из страны, которые можно было рассматривать как потенциальные инвестиционные ресурсы. Снижались налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Стало очевидным, что сформированная к середине 1990-х гг. российская налоговая система уже не отвечает интересам ни налогоплательщиков, ни государства и превратилась в тормоз развития экономики. Началась подготовка к проведению налоговой реформы, первый этап которой связан с принятием в 1998 г. части первой Налогового Кодекса РФ, второй этап (2000 - 2005 гг.) - с принятием основных глав части второй Налогового Кодекса РФ. На третьем этапе (после 2005 г. и до настоящего времени) осуществляется совершенствование принятых мер19.
По мере введения отдельных глав налогов и сборов во вторую часть Налогового кодекса РФ перечень налоговых платежей неоднократно пересматривался:
1) в сторону их уменьшения
путем объединения (например, объединение
всех платежей за
2) в сторону полной отмены налогов (например, налога с продаж, налога с наследств и дарений);
3) в сторону перевода значительного числа платежей в бюджет в разряд неналоговых доходов:
- таможенных пошлин;
- платы за лесопользование;
- платы за загрязнение окружающей среды;
- лицензионных сборов20.
Введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья было признано нецелесообразным.
В результате таких преобразований по состоянию на 01.01.2013г. осталось всего 13 налогов:
а) 8 федеральных: НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; государственная пошлина;
б) 3 региональных: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;
в) 2 местных: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Сам факт сокращения количества налогов является скорее позитивным, чем негативным явлением для экономики, особенно если это касается фискально неэффективных налогов: сокращаются расходы на налоговое администрирование со стороны налоговых органов; уменьшаются затраты налогоплательщиков по исчислению и уплате налогов; снижается налоговое давление на экономику.
Нельзя не отметить чрезмерную централизацию налогов при их первичном распределении по уровням публичной власти. Все наиболее крупные по поступлениям налоги имеют статус федеральных. Это обусловливает необходимость масштабного и не всегда оправданного перераспределения налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы путем закрепления части федеральных налогов (по ставкам или нормативам отчислений от поступлений) и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и их территорий через межбюджетные трансферты. В результате органы власти субъектов РФ и муниципальных образований оказались почти лишенными налоговой самостоятельности и финансово зависимыми от федерального центра.
Значительная часть платежей в бюджет искусственно была переведена законодателем из категории налоговых (из разряда платежей налогового типа) в категорию неналоговых платежей (неналоговых доходов бюджета). К ним относятся: таможенные пошлины; плата за пользование лесными ресурсами (на ее основе предполагалось ввести лесной налог); плата за негативное воздействие на окружающую среду (предполагаемый экологический налог); лицензионные сборы; страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (ими заменили отмененный с 2010 г. единый социальный налог).
Однако с точки зрения
теории и практики названные
платежи (может быть, за исключением
лицензионных сборов) являются налогами
для экономики в целом и
каждого плательщика в
Мировой опыт налогообложения
показывает, что изъятие у налогоплательщик
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. Из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку21.
Уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике.
Основным мотивом для уклонения от уплаты налогов, как и для теневой деятельности, в целом считается поиск более высокого дохода. И чем выше налоги, тем выше доход, который можно получить от уклонения и теневых сделок. Поэтому следовало бы ожидать прямую связь между величиной налогового бремени и масштабами теневой экономики и уклонения от уплаты налогов. Однако на практике данный тезис не подтверждается. Например, российское сельское хозяйство, где более 70% валовой добавленной стоимости находится в тени, пользуется наибольшим количеством льгот, предоставляемых нашей налоговой системой. Статистика стран ЕС показывает, что в таких странах, как Греция и Италия, масштабная теневая экономика сочетается с относительно низкими налогами, тогда как в Скандинавских странах наблюдается противоположная картина. Что касается связи между теневой экономикой и коррупцией, то Скандинавские страны, где теневая экономика развита относительно слабо, демонстрируют самый низкий в мире уровень коррупции. Напротив, в Греции и Италии этот показатель - самый высокий в ЕС22.
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
Проблематичен также
вопрос неравномерности распределения
налогов между категориями
Налоговая система –
составная часть
Современная налоговая система России отличается нестабильностью политики, чрезмерным налоговым бременем, возложенным на плательщиков, отсутствием стимулов для развития реального сектора экономики, единой ставкой налога на доходы физических лиц, основную нагрузку по которой несут низкооплачиваемые работники (для сравнения: в странах с развитой экономикой, например в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Дании, лица с более высокими доходами платят в бюджет более высокие налоги, а малообеспеченные слои населения освобождаются от них)23.
Концепция реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации отечественного налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание того, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям - как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы сегодня - главная проблема реформы налогообложения. Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет сделано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
Информация о работе Налоговая система в условиях рыночной экономики