Налоговое администрирование: сущность и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических вопросов, разъяснение аспектов налогового администрирования, и совершенствования налогового администрирования.
Чтобы добиться цели нужно решить несколько задач:
• Сущность, цели и место налогового администрирования.
• Роль планирования и учета в налоговом администрировании.
• Контроль и регулирование в системе налогового администрирования.
• Основные направления совершенствования налогового законодательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность, цели и место налогового администрирования…….6-10
2. Роль планирования и учета в налоговом администрировании…..11-14
3. Контроль и регулирование в системе налогового
администрирования………………………………………………………15
3.1. Контроль в системе налогового администрирования………....15-18
3.2. Регулирование в системе налогового администрирования……..19-22
3.3. Совершенствования налогового администрирования в
Российской Федерации…………………………………………………..23-27
Заключение……………………………………………………………….28-30
Список используемой литературы………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

Метод учета в налоговом администрировании.

Учет в системе налогового администрирования выполняет следующие задачи:

    • регистрация и учет налогоплательщиков
    • прием и обработка деклараций и отчетности
    • учет налоговых поступлений и задолжностей
    • учет использования средств на содержание налоговых органов
    • бухгалтерский анализ и контроль

Учет дает учетно-аналитическую и оперативную информацию, характеризующую состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования.

Формирование учетной информации происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; ликвидации субъектов и др.

Показатели деятельности налогоплательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе налоговых проверок (либо иным путем) поступают в составе входящей информации в информационную систему налогового администрирования.

Формирование денежных накоплений тесно связано с формированием финансового результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна вся бухгалтерская и налоговая отчетность.

Учет является «преобразователем» внешней информации. Очень важно учитывать правильную достоверность информации при формировании налоговой базы налогоплательщика. Самым сложным в бухгалтерской практике организации - налогоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

 

 

Информация, формируемая в аналитическом бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, является сложно организованной системой показателей. Эта система показателей, в свою очередь, является внешней, входящей информацией для учета в системе налогового администрирования.

В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета и внутренней отчетности налогового органа можно получить результирующую информацию, помогающую реализовать функции налогового администрирования.

Кроме внешней информации существует и другая учетная информация:

    • получаемая от иных субъектов управления (статистическая, оперативная, контрольная, аналитическая и др.);
    • внутренняя, формируемая в оперативно - бухгалтерском учете и внутренней отчетности ИФНС, УФНС.

Таким образом, учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель - информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контроль и регулирование  в системе налогового администрирования.

3.1. Контроль в системе  налогового администрирования.

 

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль

Цель налогового контроля в системе администрирования противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Я  выделяю следующие основные формы налогового контроля:

    • контроль за своевременным поступлением платежей;
    • камеральные налоговые проверки;
    • выездные налоговые проверки;
    • контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов
    • и др.

Также налоговые органы могут проводить контроль не только как было выше сказано, но и:

    • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учёта и отчётности;
    • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли) и др.

Теперь рассмотрим основные формы налогового контроля отдельно и более досконально.

Выездные налоговые проверки. 

С принятием Налогового кодекса Российской Федерации впервые на уровне закона регламентирован порядок проведения налоговых проверок. С одной стороны, это является гарантией прав налогоплательщика при проведении проверки, а с другой - облегчает работу должностных лиц налоговых органов, так как им предоставлен ряд дополнительных возможностей и полномочий, которыми они ранее не располагали.

Таким образом, налоговые проверки являются основной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и при их проведении используются практически все перечисленные формы налогового контроля.

Налоговые органы могут проводить проверки за три календарных года, предшествовавших проведению проверки. При этом следует учитывать правило о недопустимости повторной выездной проверки одних и тех же налогов, подлежащих уплате или уплаченных налогоплательщиком за проверенный налоговый период.

В отличие от камеральной налоговой проверки, которая проводится периодически по представлении налогоплательщиком соответствующих документов, выездная проверка может проводиться только на основании решения руководителя налогового органа.

Время проведения выездной проверки ограничено двумя месяцами, однако этот срок включает только время фактического присутствия проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Это правило приводит к тому, что проверки затягиваются на неопределенный срок, так как должностные лица налоговых органов практикуют перерывы в налоговых проверках.

Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет должностным лицам налоговых органов при проведении выездных проверок широкие полномочия. Так, в ходе проверки могут проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Могут также проводиться выемки документов, допрашиваться свидетели, в необходимых случаях назначаться экспертиза. Также налоговое законодательство предоставляет эксперту при проведении экспертизы достаточно широкие полномочия. Эксперт вправе ознакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы недостаточны или если он не обладает необходимыми знаниями.

Если возникает ситуация, когда не достает определенной информации назначается еще дополнительная экспертиза.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа. В акте проверки излагаются выявленные, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (или указывается на их отсутствие), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику, который может представить в налоговый орган возражения в целом или по отдельным положениям акта или письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, сопроводив свои возражения документами, подтверждающими высказанные доводы.

 

Камеральные проверки.

В современном мире большое внимание уделяется камеральным проверкам налоговой отчетности.

Камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддающейся автоматизации. Данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков7.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

 

Итак, совершенствования системы налогового контроля это прежде всего переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Регулирование в системе  налогового администрирования.

 

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционированного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

    • изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
    • предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
    • предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

Налоговые стимулы всегда были неотступными спутниками налогов. Механическое сокращение льгот может отрицательно сказаться на финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и даже на экономики страны в целом. Проблема всегда заключалась в повышении эффективности существующих в действующем законодательстве налоговых стимулов. Применение налоговых стимулов не должно носить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересом.

К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы. «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере8.

Совокупность налоговых льгот означают «налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством». К ним относятся:

    • льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
    • льготы, предоставляемые по средствам уменьшения налоговой ставки.

Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства можно подразделить на две группы:

    • Отсроченные налоговые обязательства, возникающие в следствие предоставляемых налоговых каникул органами государственной власти;
    • Отсроченные налоговые обязательства, возникающие в следствие распределения налогов между отчётными периодами.

Одним из наиболее действующих государственных стимулирующих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчётами предприятиями из средств государственного бюджета в денежной или материальных формах. Этот вид стимулирования может иметь форму:

    • государственных субсидий ;
    • государственных субвенций;
    • государственных дотаций;

Эффект данного вида стимулирования, помимо заинтересованности организации в получении денежных средств, кроется в том, что величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы. Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.

Рассмотренные выше виды налогового стимулирования различны по своей экономической природе и могут быть представлены в форме:

    • уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выполнении определённых законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;
    • изменение сроков уплаты обязательств перед государством: здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых платежей, являются заёмными средствами хозяйствующего субъекта. И те и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в результате изменения обязательств, поэтому в момент их возникновения не проводятся операции по передаче товарно-материальных или денежных ценностей;
    • государственной помощи, которая предоставляется хозяйствующему субъекту на определенные цели и носит безвозвратный характер, т.е. полученные материальные или денежные средства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.

Важнейшим элементом налогового стимулирования в российской практике за последнее время является реструктуризация задолженностей по налогам и сборам, а также пеням и штрафам.

Информация о работе Налоговое администрирование: сущность и задачи