Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение налогового планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне, т.е. планирования доходов государственного бюджета. Изучение поставленного вопроса буду проводить исходя из поставленных задач:
иучить основы планирования налоговых поступлений,бюджетного планирования, налогового прогнозирования;
раскрыть понятия методологии оценки налогового потенциала регионов;
определить методику расчетов поступлений по каждому виду налогов и факторов влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
предолжить пути совершенствания налогового планирования и прогнозирования;
ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
Налоговое прогнозирование -------------------------------------------------------------------5
Виды и методы налогового планирования на макроуровне -------------------------
Методы оценки налогового потенциала регионов --------------------------------------
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАСЧЕТУ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ В 2013 г.
Определение методики расчетов поступлений по налогам и сборам, формирующих бюджетную систему РФ ---------------------------------------------------------
Особенности расчетов налогов ---------------------------------------------------------------------
Налог на прибыль организаций -------------------------------------------------
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ ---------------------------------------
Налог на добычу полезных ископаемых -----------------------------------
Водный налог ---------------------------------------------------------------------------
Единый социальный налог -------------------------------------------------------
Прочие платежи ----------------------------------------------------------------------
Анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования
и планирования налоговых поступлений ------------------------------------------------------------
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ
3.1 Применение новых методов налогового прогнозирования ------------------------
3.2 Проблемы администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути их решения ------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------
Список используемой литературы ------------------
В зависимости от уровня целей различают:
Оперативное государственное налоговое планирование занимается решением тактических задач:
- экономической классификации;
– министерств, ведомств;
- территорий;
- государственных программ.
- задачи:
- подготовка аналитических
- обеспечение основы для предложений по совершенствованию законодательства;
- обеспечение налоговых органов данными для выработки тактики их контрольной работы, а также для определения круга налогов и предприятий, подлежащих непосредственной проверке, мер по совершенствованию контрольной работы.
Например, при представлении проекта федерального бюджета на 2013 год Правительством РФ были предусмотрены дополнительные поступления налогов за счет роста цен на нефть.
Краткосрочное государственное налоговое планирование
а) составление проектов
налоговых доходов
1) Детальный анализ
позитивных и негативных
2) Разработка предложений по
внесению в законодательство
дополнений и изменений,
3) Анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в текущем году и разработка мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций.
4) На основе проведенного
При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные отклонения важнейших социально-экономических показателей, а также влияние политической обстановки.
5) Рассмотрение проектов
а) в органах исполнительной власти, затем –
б) в органах законодательной (представительной) власти.
После внесения поправок –
в) утверждение в виде соответствующих законов.
Среднесрочное и долгосрочное государственное налоговое планирование
В связи с неустойчивостью
экономических процессов в
а) оценка совокупного дохода территорий, налогового потенциала;
б) прогноз налоговых поступлений по регионам и видам налогов;
в) прогноз социально-
г) прогноз основных социально-экономических параметров (инфляция, индексы цен и др.).
Тактическое и стратегическое государственное налоговое планирование
Стратегическое налоговое планирование – это планирование наращивания налогового потенциала.
Основная цель стратегического
ГНП – это определение
1.3 Методы оценки налогового потенциала региона
Налоговый потенциал – это способность базы налогообложения в пределах административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений. Причем, имеются в виду не фактические поступления, а именно способность.
Различают следующие виды налогового потенциала:
а) общий;
б) отдельного налога.
Общий налоговый потенциал - в практической плоскости – это сумма потенциалов всех налогов, действующих на территории.
Потенциал отдельного налога – определяется как максимально возможная сумма налоговых поступлений за определенный период, исходя из установленного законодательно порядка расчета налогового обязательства.
Таким образом, стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной валовой выручки (на макроуровне или в масштабе РФ), получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обоснованию.
Факторы:
Тактический налоговый потенциал – определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок.
Факторы- перспективная оценка доходности территорий.
Основной инструмент
- прогнозирование налоговых
Выделяются два основных подхода к расчету налогового потенциала: во-первых, это оценка регионального налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы, и во-вторых, – использование макроэкономических показателей для оценки возможностей субнациональных властей по мобилизации налоговых доходов в собственные бюджеты.
В рамках каждного метода возможны вариации в его реализации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала. Поэтому выбор метода и разработка методики его реализации должны основываться на предъявляемых к налоговому потенциалу требованиях. Рассмотрим каждый из представленных методов более подробно.
- Метод репрезентативной
Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) – представляет собой прогнозирование (или оценку) потенциальных налоговых поступлений бюджета региона с помощью применения стандартных (или средних по стране) налоговых ставок к соответствующим налоговым базам. При этом данные о размере налоговой базы в регионе предоставляются налоговыми органами государства. Результатом оценки в соответствии с данным методом является объем возможных налоговых доходов, который получал бы регион в случае, если бы он применял на своей территории типичную (репрезентативную) налоговую систему. При этом налоговый потенциал может оцениваться отдельно по каждому виду налоговых доходов, исходя из соответствующей налоговой базы и средней налоговой ставки. Таким образом, в основе метода репрезентативной налоговой системы лежит оценка способности региональных властей обеспечивать уплату в бюджет налоговых платежей, начисленных на декларируемую налогоплательщиками и выявленную налоговыми органами налогооблагаемую базу.
- Метод косвенной оценке потенциальных налоговых обязательств
- Метод косвенной оценке потенциальных
налоговых обязательств налогоплательщиков
региона при условии применения региональными
властями средних по стране налоговых
усилий. Такой расчет основывается на
оценке налоговой базы как производной
от одного или нескольких макроэкономических
показателей, характеризующих конечный
доход в регионе. Другими словами, оценка
налогового потенциала с применением
данного метода базируется на том, что
все налоговые платежи, несмотря на используемую
базу налогообложения, в конечном итоге
выплачиваются из доходов налогоплательщиков,
и налоговой базой в регионе в широком
понимании этого термина (то есть для всей
совокупности региональных налогов либо
налогов, зачисляемых в региональные бюджеты)
является совокупный региональный доход
– независимо от того, взимаются ли налоги
с дохода в момент его получения (налоги
на прибыль и доход) или его использования
(налоги с продаж и акцизы). Таким образом,
метод оценки налогового потенциала на
базе макроэкономических показателей
основан, в противоположность методу РНС,
на оценке способности региональных властей
мобилизовать налоговые доходы, исходя
из способности налогоплательщиков уплачивать
определенные суммы налогов, исчисленных
на основании средней доли налоговых изъятий
в конечном доходе на территории субнациональных
административно-
Оценка регионального налогового потенциала на основании метода репрезентативной налоговой системы, в свою очередь, подразделяется на несколько методов, которые отличаются друг от друга подходами к оценке налоговой базы в регионе. Среди подобных подходов следует выделить «нормативно-законодательный» (statutory) и «расширенный» (broader) подходы. Первый подход основывается на предположении о возможности получения от налоговых органов данных для расчета показателей налоговой базы в отношении всех налогов, взимающихся на территории региона либо зачисляемых в региональный бюджет. При оценке налогового потенциала с помощью второго подхода рассчитываются косвенные оценки налоговой базы, так как в некоторых случаях прямая оценка налоговой базы не представляется возможной. Практика стран с многоуровневой бюджетной системой, использующих метод репрезентативной налоговой системы для оценки налогового потенциала, показывает, что совершенствование данного метода приводит к использованию для оценки налогового потенциала территорий преимущественно косвенных методов оценки налоговой базы. [9]
Следует отметить, что при использовании косвенных оценок метод репрезентативной налоговой системы по своей сути становится близок методу использования макроэкономических показателей к оценке налогового потенциала, однако основное различие между ними состоит в том, что при использовании метода макроэкономических показателей моделирование потенциальных налоговых поступлений осуществляется без учета особенностей налоговых баз и ставок отдельных налогов, в то время как метод оценки с помощью репрезентативной налоговой системы исходит из необходимости как можно более точной оценки налоговой базы по каждому из основных бюджетообразующих налоговых источников с учетом соответствующих особенностей взимания данных налогов и налоговых ставок.
По изучению основ планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны сделаем следующие выводы:
-Налоговое прогнозирование включает определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства;
- Ключевым моментом
налогового прогнозирования
-Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах: экономического анализа поступления налогов, экспертных оценок, корреляция, ранжирование и др.
- В зависимости от периода планирования различают:
- Среди методов оценки
Репрезентативной налоговой системы (РНС) и метод косвенной оценки потенциальных налоговых обязательств.
Далее рассмотрим практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов.
Метод экстрополяции
Как уже отмечалось ранее сущность методов прогнозной экстраполяции заключается в изучении динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесения найденной закономерности на некоторый период будущего. Обязательным условием применения экстраполяционного подхода в прогнозировании следует считать познание и объективное понимание природы исследуемого процесса, а также наличие устойчивых тенденций в механизме развития.
Однако степень реальности такого рода прогнозов и соответственно мера доверия к ним в значительной мере обуславливаются аргументированностью выбора пределов экстраполяции и стабильностью соответствия «измерителей» по отношению к сущности рассматриваемого явления. Следует обратить внимание на то, что сложные объекты, как правило, не могут быть охарактеризованы одним параметром. Именно поэтому используется другие методы оценки.
Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование