Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - изучить систему налогообложения организации МУ «Централизованная бухгалтерия, обслуживающая МОУ г. Вологды», выявить пути совершенствования налогообложения и провести анализ налогового планирования в организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 2
1. Налоговое планирование и прогнозирование: их практическое применение в Российской Федерации.
1.1 История введения, понятие налогового планирования……… 4
1.2 Современная практика…………………………………………. 14
1.3 Проблемы и перспективы развития…………………………… 17
2. Практика исчисления налогов на предприятии МУ «Централизованная бухгалтерия, обслуживающая МОУ г. Вологды».
2.1 Организационно-экономическая характеристика…………….. 23
2.3 Характеристика организации налогового учета………………. 29
3. Оптимизация налогообложения на предприятии……………………… 40
Заключение………………………………………………………………….. 43
Список используемой литературы………………………………………… 47

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности  исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6.   Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

 

 

Классификация налогового планирования.

На мой  взгляд, наиболее полно классификацию налогового планирования рассматривают авторы Вылкова Е.С., Романовский М.В. Они выделяют  следующие классификационные признаки налогового планирования: (6)

  1. В зависимости от масштабов построения различают следующие виды налогового планирования:

- государственное –  направлено на реализацию государством  своих функций в различных  областях государственного регулирования;

- на уровне субъектов – предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

2. В зависимости от периодов налогового планирования различают:

- кратковременное  налоговое планирование – при текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;

- долговременное  или стратегическое планирование  – возможны учет специфики  объекта и субъекта налогообложения,  особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее.

Текущее планирование – это совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом необходимо отметить, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный характер. К числу последних можно отнести принятие организацией учетной политики и выбор варианта налогового учета.

Текущее налоговое планирование носит более  оперативный характер. Во многих случаях  оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении  спорных вопросов, в том числе  с помощью различных судебных прецедентов.

Долгосрочное налоговое планирование – это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

3. В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:

- корпоративное;

- индивидуальное  – широкого применения в России  еще не получило, но все чаще  отдельные граждане обращаются  к специалистам, оказывающим услуги  в этой области.

  1. В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:

- классическое налоговое планирование подразумевает соответствие действий налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в установленном порядке. Суть заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование предусматривает организацию правильного учета и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом.

- оптимизационное налоговое планирование предусматривает способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов. При реализации оптимизационного налогового планирования действия налогоплательщика соответствуют закону, он планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования используются все достоинства и все несовершенство действующего законодательства, в том числе его сложность и противоречивость. При этом налогоплательщик реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. Данный способ носит нерегулярный и более рискованный характер в отличие от первых двух, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

- противозаконное  - уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование – это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности.

 

 

 

 

Подсистема финансового планирования

Подсистемы

финансового

планирования

Формы разрабатываемых планов

Период

планирования

Перспективное

(стратегическое)

планирование

- прогноз отчета о прибылях и убытках;

- прогноз движения денежных средств;

- прогноз бухгалтерского баланса.

3–5 лет

Текущее планирование

- план доходов и расходов по операционной деятельности;

- план доходов и расходов по инвестиционной деятельности;

- план поступления и расходования денежных средств;

- балансовый план.

1 год

Оперативное планирование

- платежный календарь

- кассовый план

декада, месяц,

квартал


Таким образом, необходимо отметить, что существуют разные понятия налогового планирования, каждое из которых по-своему отражает его сущность. Анализируя существующие определения можно сказать, что под налоговым планированием понимается оптимизация налогообложения с использованием предоставляемых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Необходимо  отметить, что различные авторы при  классифицировании налогового планирования, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют, подразумевая под ними один смысл. Более того, анализ экономической литературы показал, что виды, формы и методы в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятием придается другое содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современная практика.

В России созданы предпосылки  к сознательному, целенаправленному  налоговому планированию, основанному  на нормах закона.

Разрабатываются теоретические  положения и методические основы налогового планирования в организациях.

Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции  и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств  для дальнейшего развития предпринимательской деятельности. 

В начале 21 века налоговое  планирование стали рассматривать  как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации  налоговых обязательств превалировала  при выборе вариантов ведения  хозяйственно-финансовой деятельности.

В течении времени  также изменялось  понятие налогового планирования. Так, В. Г. Пансков (5) и В. Г. Князев определяют его как «...использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».

Однако в настоящее  время говорить об оптимальности  в налоговом планировании можно  в теоретическом аспекте, поскольку  реализовать его на практике сложно.

 

Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:

• состояние и тенденции  развития налогового, таможенного и  других видов законодательства;

• основные направления  бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;

•   комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;

•   состояние правопорядка в государстве;

•   уровень правовой культуры налоговых органов;

•    налоговых консультантов.

 

В современной практике очень важно, чтобы налоговое планирование  в организации проходило по всем значимым принципам.

Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах. Основными принципами налогового планирования являются:

    • законность,

    • обязательность,

    • эффективность,

    • перспективность,

    • взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.

Законность  подразумевает соблюдение требований действующего законодательства при  осуществлении налогового планирования.

Платить налоги обязанность нежелательная, но неизбежная, платить их необходимо только в размере  минимально установленных сумм. Это  сущность принципа обязательности.

Эффективность означает использование возможностей, предоставленных законодательством, и инструментов доступных для конкретной организации, обеспечивающих налоговую экономию больше, чем затраты, связанные с их применением.

Перспективность так же является важным принципом  налогового планирования, который означает предвидение последствий некорректного  применения различных методов и  схем налоговой оптимизации, которые  могут повлечь за собой крупные  финансовые потери.

Взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации предполагает, что планировать налоги необходимо в постоянной связи с общим планированием бизнес-процессов организации, так как в результате изменения различных параметров деятельности изменяются и суммы налогов, подлежащих начислению и уплате.

 

Практический опыт и  теоретические разработки , прежде всего крупных компаний, в области  оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему  налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.

Современное содержание налогового планирования на микроуровне  характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной  деятельностью.

В связи с этим, налоговое  планирование можно определить как  совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проблемы и перспективы  развития.

Политика сокращения налоговой нагрузки в стране ведет  также к сокращению бюджетных  расходов, в том числе и на обеспечение  бюджетных учреждений. Поэтому необходимо совершенствование систему налогообложения бюджетных организаций с тем, чтобы она могла стимулировать дальнейшее развитие их предпринимательской деятельности и на этой основе совершенствовать, улучшать свою основную уставную деятельность.

Бюджетные организации  занимают ведущее место в системе  бюджетных учреждений. Они создавались  и создаются органами государственной  власти и муниципальных образований  для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций не коммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых им смет доходов и расходов.

До 1990-х гг. все плановые потребности бюджетных учреждений полностью финансировались из бюджета.

В дальнейшем это стало невозможным из-за резкого сокращения бюджетных ресурсов. Так же в связи с тем, что очень большое число учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки, ранее содержавшихся за счет отраслевых министерств и ведомств, были переданы на содержание органам государственной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Налоговое планирование