Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы…………………………………………………………………….16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)


30

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                      стр

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретические основы формирования  налоговой политики

2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной                                                           системы…………………………………………………………………….

3.Совершенствование  налоговой политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги, уплачиваемые в той или иной форме,  как главный  источник формирования  и пополнения  финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие  в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен.  Институт  налогообложения, как неотъемлемая составляющая   общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как  с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности.  Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением  необходимой  материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.[1]

Поступательное и стабильное развитие  экономики возможно только  при эффективной и стабильной  системе органов государственной власти, деятельность которых финансируется посредством функционирования надежной налоговой системы. Поэтому, проведение рыночных преобразований в экономике невозможно без внедрения эффективных  и оптимальных налоговых систем. Система налогов и налоговых сборов, платежей - основной инструмент реализации  государственных интересов при формировании доходов бюджетов  и регулировании экономики. Система налогообложения включает в себя налоговое законодательство и право, налоговая политика, налоговое планирование, регулирование надзор и контроль.


Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской  Федерации. Налоговую политику уверенно можно расценивать  как важнейший инструментарий государственного регулирования,                непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти  все социально-экономические сферы жизни общества. Постоянными изменениями и дополнениями налоговой политики, государство получает возможность стимулирования, сдерживания    экономического роста, посредством дифференцирования  пропорций на макро – и микроэкономическом уровнях. Цель работы - изучение теоретических  и базовых  аспектов налоговой политики, анализ влияния на формирование бюджета страны, а также  определение направления и механизма её реализации, как на ближайшие годы, так и на более долгосрочные периоды.

Основы налоговой   системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но  до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям. Необходимость выявления, оценки и минимизации указанных потерь, ставит вопрос о переводе деятельности по совершенствованию налоговой системы, а следовательно, и налоговой политики из теоретической, в практическую плоскость. Настоящая работа актуальна по причине необходимости решения  указанных выше  насущных жизненных проблем. Объектом исследования настоящей  курсовой работы считаются  общественные отношения, возникающие в ходе реализации основных направлений налоговой политики  страны. Предмет исследования –  налоговая политика,   её   влияние на порядок формирование бюджета, и

дальнейшие перспективы её совершенствования. Задачи, решаемые при написании курсовой работы:

- вкратце ознакомиться с  основными теоретическими основами налоговой

политики и эволюцией научной мысли по данному вопросу, раскрыть основные типы налоговой политики, принципы её формирования;

- рассмотреть инструменты методы и формы осуществления  налоговой политики;

- на примере анализа оценить степень  влияния налогов на доходную часть  бюджета;

- проследить основные направления налоговой политики в 2010-2014 годы

- выделить  направления вопросы стратегического планирования налоговой политики.

В первой главе работы рассмотрены основные вопросы    регулирующей роли  государства в развитии экономической  системы и место  налоговой политики при  проведении данных мероприятий. Проведен краткий обзор эволюции научной мысли и теории налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Раскрыты понятия  типов налоговой политики, принципы её формирования,  инструменты, методы и формы  её реализации.

Во второй главе, для наглядности  результатов влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы, представлен краткий анализ, ориентированный на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации. В третьей главе обозначены основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы, базовые тезисы краткосрочных и долгосрочных стратегий. Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, статистические данные органов государственной власти, специальная литература, периодическая литература.


1.Теоретические основы формирования налоговой политики

 

Экономическая система -  это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и  нематериальных благ и услуг.[2]

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен в книге «Капитализм и свобода»[3] представляет два способа координации экономической деятельности. Первым считается  централизованное руководство, основанное на принуждении, или иерархической основе. Вторым способом  считается  добровольное сотрудничество субъектов или сформировано  спонтанно, в стихийном порядке. Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации управленческих решений, относительно процесса производства,   получения доходов и потребления  в границах отдельно взятой географической территории.

При создании основ механизма рыночных отношений происходит усиление регулирующей роли  государства в развитии экономической  системы. Государство должно обеспечить необходимые условия для  функционирования рыночных механизмов и с их непосредственной помощью регулировать ход экономических процессов, в частности,  используя налоговую политику. Современная  экономическая теория представлена различными мнениями насчет  трактовки понятия  «налоговая политика».

Наиболее универсальным можно считать определение, трактующим налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер,  проводимых государством по созданию налоговой системы, с

целью использования функций  налогов при  достижения задач, которые призвана решить экономик  в определенный  момент или период.   Выражаясь иначе, налоговая политика представляет собой  структурированный набор  мер воздействия на налоговую систему,  которые реализуется посредством  налогового права, то есть на законном основании. В указанных отношениях субъектом управления является  осударство, а налоговой системе отведена роль объекта управления.

Результативность  осуществляемой налоговой политики  значительно   зависит от тех корректировок, которое государство вносит  в  экономическую политику в целом.   Но значение налоговой политики  все-таки относительно самостоятельное, и по этой причине  её построение производится  на основе научной теории налогов. Без научного подхода  развитие проходит неконтролируемо, с ошибками и недочетами, порой имеющими тяжелые последствия.

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных

Концепций налоговых отношений началось XVII веке. Одной из первых возникает теория налогов как разновидность  теории обмена -  так называемая атомистическая теория, в которой налог рассматривался как договор обменам между гражданами и государством.[4] Согласно этой теории гражданин отдает государству плату за охрану жизни и собственности, защиту и другие услуги.

В середине XIX века появились такие теории налогов, как теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (Тьер и Дж.  Мак-Куллох), согласно которым государство обязано осуществлять защиту налогоплательщиков от рисков угрожающих жизни, имуществу. Последующий период в эволюции налоговой теории связан с классической теорией налогов,  который объясняется более высоким уровнем теоретического, научного осмысления характера  налогов и


налогообложения. Адам Смит    первый  дал определение понятия «налоговая  система»,  сформулировал обязательные условия для ее формирования, и по праву считается основоположником научной теории. Им были  выдвинуты четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и  дешевизна налогового администрирования. Указанное теоретическое обоснование роли и места налогов  постепенно стало меняться по причине  усложнения экономических отношений и  необходимостью, вызванными данными усложнениями,  усиления  роли государства как регулятора отношений. Среди новых теорий, лидирующие положения , по причине значительного  влияния на формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой заняли два  направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Концепция Дж.М.  Кейнса основывается на основании тезиса  о том, что темпы роста экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления.[5] Исходя из этого тезиса,  вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников,  считавших только бережливость основой национального богатства ,  Дж. М. Кейнс предоставил  главную  роль в достижении этой цели еще и предпринимательской инициативе населения. По его мнению,    экономический рост зависит от наличия сбережений капитала только в условиях полной занятости трудоспособного населения. В иных условиях, даже наличие достаточного размера сбережений не обеспечивает гарантий роста производства, по причине их пассивности и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль,   в регулировании этих процессов отведена налогам. Посредством изъятия  с помощью налогов и использования через бюджетную систему в качестве  ресурса  для 


инвестиций, сбережениям придается статус генератора экономического роста.  Основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения, которые должны стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.

В противоположность кейнсианской теории,   неоклассическая модель  иначе  оценивает  роль государства в регулировании экономики в условиях рынка. Неоклассическая теория базируется на утверждении , что государство должно обеспечивать беспрепятственную работу законов  свободной  рыночной конкуренции, поскольку рынок может и должен саморегулироваться без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Данная  теория, в противовес  кейнсианской,  отводит государству   пассивную роль в регулировании экономических процессов. Заметный вклад в развитие неоклассической теории налогов был внесен профессором А. Лаффером, выявившем  количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую,  названную  в честь автора «кривая Лаффера».

В настоящее время,  наиболее приближена к требованиям современной налоговой политики  теория переложения налогов, основы которой были выдвинуты еще в XVII веке. Несмотря на актуальность, указанная теоретическая концепция  менее всего изучена. Суть этой теории заключается в  положении о том,  что распределение налогового бремени может быть достигнуто только в процессе обмена и формирования цены.               Используя обменные и распределительные процессы, налогоплательщик может переложить налоговое бремя на другое лицо- носителя налога, на которого и возлагаются обязательства. В конце XIX  века американский экономист Э.  Селигмен изложил свою точку зрения  на основные положения теории  переложения налогов и указал на их две разновидности:

Информация о работе Налоговое право