Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:20, курсовая работа
Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы…………………………………………………………………….16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
30
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы формирования налоговой политики
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной
3.Совершенствование налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налоги, уплачиваемые в той или иной форме, как главный источник формирования и пополнения финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен. Институт налогообложения, как неотъемлемая составляющая общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности. Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением необходимой материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.[1]
Поступательное и стабильное развитие экономики возможно только при эффективной и стабильной системе органов государственной власти, деятельность которых финансируется посредством функционирования надежной налоговой системы. Поэтому, проведение рыночных преобразований в экономике невозможно без внедрения эффективных и оптимальных налоговых систем. Система налогов и налоговых сборов, платежей - основной инструмент реализации государственных интересов при формировании доходов бюджетов и регулировании экономики. Система налогообложения включает в себя налоговое законодательство и право, налоговая политика, налоговое планирование, регулирование надзор и контроль.
Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской Федерации. Налоговую политику уверенно можно расценивать как важнейший инструментарий государственного регулирования, непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти все социально-экономические сферы жизни общества. Постоянными изменениями и дополнениями налоговой политики, государство получает возможность стимулирования, сдерживания экономического роста, посредством дифференцирования пропорций на макро – и микроэкономическом уровнях. Цель работы - изучение теоретических и базовых аспектов налоговой политики, анализ влияния на формирование бюджета страны, а также определение направления и механизма её реализации, как на ближайшие годы, так и на более долгосрочные периоды.
Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям. Необходимость выявления, оценки и минимизации указанных потерь, ставит вопрос о переводе деятельности по совершенствованию налоговой системы, а следовательно, и налоговой политики из теоретической, в практическую плоскость. Настоящая работа актуальна по причине необходимости решения указанных выше насущных жизненных проблем. Объектом исследования настоящей курсовой работы считаются общественные отношения, возникающие в ходе реализации основных направлений налоговой политики страны. Предмет исследования – налоговая политика, её влияние на порядок формирование бюджета, и
дальнейшие перспективы её совершенствования. Задачи, решаемые при написании курсовой работы:
- вкратце ознакомиться с основными теоретическими основами налоговой
политики и эволюцией научной мысли по данному вопросу, раскрыть основные типы налоговой политики, принципы её формирования;
- рассмотреть инструменты методы и формы осуществления налоговой политики;
- на примере анализа оценить степень влияния налогов на доходную часть бюджета;
- проследить основные направления налоговой политики в 2010-2014 годы
- выделить направления вопросы стратегического планирования налоговой политики.
В первой главе работы рассмотрены основные вопросы регулирующей роли государства в развитии экономической системы и место налоговой политики при проведении данных мероприятий. Проведен краткий обзор эволюции научной мысли и теории налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Раскрыты понятия типов налоговой политики, принципы её формирования, инструменты, методы и формы её реализации.
Во второй главе, для наглядности результатов влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы, представлен краткий анализ, ориентированный на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации. В третьей главе обозначены основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы, базовые тезисы краткосрочных и долгосрочных стратегий. Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, статистические данные органов государственной власти, специальная литература, периодическая литература.
1.Теоретические основы формирования налоговой политики
Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.[2]
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен в книге «Капитализм и свобода»[3] представляет два способа координации экономической деятельности. Первым считается централизованное руководство, основанное на принуждении, или иерархической основе. Вторым способом считается добровольное сотрудничество субъектов или сформировано спонтанно, в стихийном порядке. Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации управленческих решений, относительно процесса производства, получения доходов и потребления в границах отдельно взятой географической территории.
При создании основ механизма рыночных отношений происходит усиление регулирующей роли государства в развитии экономической системы. Государство должно обеспечить необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их непосредственной помощью регулировать ход экономических процессов, в частности, используя налоговую политику. Современная экономическая теория представлена различными мнениями насчет трактовки понятия «налоговая политика».
Наиболее универсальным можно считать определение, трактующим налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством по созданию налоговой системы, с
целью использования функций налогов при достижения задач, которые призвана решить экономик в определенный момент или период. Выражаясь иначе, налоговая политика представляет собой структурированный набор мер воздействия на налоговую систему, которые реализуется посредством налогового права, то есть на законном основании. В указанных отношениях субъектом управления является осударство, а налоговой системе отведена роль объекта управления.
Результативность осуществляемой налоговой политики значительно зависит от тех корректировок, которое государство вносит в экономическую политику в целом. Но значение налоговой политики все-таки относительно самостоятельное, и по этой причине её построение производится на основе научной теории налогов. Без научного подхода развитие проходит неконтролируемо, с ошибками и недочетами, порой имеющими тяжелые последствия.
Формирование основных налоговых теорий в качестве научных
Концепций налоговых отношений началось XVII веке. Одной из первых возникает теория налогов как разновидность теории обмена - так называемая атомистическая теория, в которой налог рассматривался как договор обменам между гражданами и государством.[4] Согласно этой теории гражданин отдает государству плату за охрану жизни и собственности, защиту и другие услуги.
В середине XIX века появились такие теории налогов, как теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (Тьер и Дж. Мак-Куллох), согласно которым государство обязано осуществлять защиту налогоплательщиков от рисков угрожающих жизни, имуществу. Последующий период в эволюции налоговой теории связан с классической теорией налогов, который объясняется более высоким уровнем теоретического, научного осмысления характера налогов и
налогообложения. Адам Смит первый дал определение понятия «налоговая система», сформулировал обязательные условия для ее формирования, и по праву считается основоположником научной теории. Им были выдвинуты четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. Указанное теоретическое обоснование роли и места налогов постепенно стало меняться по причине усложнения экономических отношений и необходимостью, вызванными данными усложнениями, усиления роли государства как регулятора отношений. Среди новых теорий, лидирующие положения , по причине значительного влияния на формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой заняли два направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.
Концепция Дж.М. Кейнса основывается на основании тезиса о том, что темпы роста экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления.[5] Исходя из этого тезиса, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших только бережливость основой национального богатства , Дж. М. Кейнс предоставил главную роль в достижении этой цели еще и предпринимательской инициативе населения. По его мнению, экономический рост зависит от наличия сбережений капитала только в условиях полной занятости трудоспособного населения. В иных условиях, даже наличие достаточного размера сбережений не обеспечивает гарантий роста производства, по причине их пассивности и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, в регулировании этих процессов отведена налогам. Посредством изъятия с помощью налогов и использования через бюджетную систему в качестве ресурса для
инвестиций, сбережениям придается статус генератора экономического роста. Основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения, которые должны стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.
В противоположность кейнсианской теории, неоклассическая модель иначе оценивает роль государства в регулировании экономики в условиях рынка. Неоклассическая теория базируется на утверждении , что государство должно обеспечивать беспрепятственную работу законов свободной рыночной конкуренции, поскольку рынок может и должен саморегулироваться без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Данная теория, в противовес кейнсианской, отводит государству пассивную роль в регулировании экономических процессов. Заметный вклад в развитие неоклассической теории налогов был внесен профессором А. Лаффером, выявившем количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, названную в честь автора «кривая Лаффера».
В настоящее время, наиболее приближена к требованиям современной налоговой политики теория переложения налогов, основы которой были выдвинуты еще в XVII веке. Несмотря на актуальность, указанная теоретическая концепция менее всего изучена. Суть этой теории заключается в положении о том, что распределение налогового бремени может быть достигнуто только в процессе обмена и формирования цены. Используя обменные и распределительные процессы, налогоплательщик может переложить налоговое бремя на другое лицо- носителя налога, на которого и возлагаются обязательства. В конце XIX века американский экономист Э. Селигмен изложил свою точку зрения на основные положения теории переложения налогов и указал на их две разновидности: