Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:20, курсовая работа
Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы…………………………………………………………………….16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
- переложение налогов с продавца на покупателя (косвенное налогообложение)
-переложение с покупателя на продавца (ситуация при которой цена на товары очень велика из-за высоких ставок, например, акциз).[6]
Налоговая политика воздействует на все социальные и экономические сферы системы, и неотделимо скреплена со многими элементами государственного управления: кредитно-денежная и торгово- промышленная политики, ценообразование, структурная реформа экономики и другими. Используя налоговую политику, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает темпы его роста. Однако, главной миссией налоговой политики является обеспечение условий для контролируемого экономического роста, поскольку экономический рост является следствием развития производства, степени его эффективности. Вкратце можно сказать: «эффективной можно считать налоговую политику, стимулирующую накопление и инвестиции, способствующую экономическому росту.[7]
Поскольку, любой налог, является по сути доходом государства, можно сделать вывод о тождестве налоговой политики политике государственных доходов, которые неотделимо связаны с политикой расходов. Комплекс мероприятий (управленческих решений) по осуществлению налоговой политики и политики государственных расходов в теории принято называть фискальной политикой. Управленческие решения напрямую зависят от целей налоговой политики и могут иметь характер широкого диапазона действия: от корректировочных (имеющих характер незначительных изменений) и текущих, до реформаторских (с существенными изменениями основ налоговой системы, а порой шоковыми и даже катастрофическими социально- экономическими последствиями). Как и в любом управленческом процессе, при проведении фискальной политики обязательно присутствие контрольных процедур соотнесения целей и результатов с целью, своевременного выявления нежелательных расхождений и внесения корректировок. Однако вывод о сущности налоговой политики, дееспособность которой заключается в единстве целей, мер и результатов относителен. Характер политики представляет собой сложную причинно-следственную структуру, так как порой, ожидаемый результат на одном этапе представляемый как цель, на следующем этапе выступает как средство. В виде примера можно привести ситуацию, когда понижение ставки налога (налогового обременения), являясь промежуточной целью реформаторских послаблений, может быть средством (стимулирующим действием) для развития производственных сил, что можно расценивать как цель более высокого уровня.
Государство использует методы прямого (властно-распорядительные взаимотношения) и косвенного регулирования экономикой: создание условий экономической мотивации или стимуляции в экономических действиях. Методы заинтересованности или стимуляции предпочтительны для экономики рыночных отношений, по причине их эффективности, при сравнении с прямыми методами. Налоговая политика относится ко второму типу методов регулирования. Формы и методы налоговой политики определяются законами экономики, присущими экономической системе страны, то есть зависят от политической системы, национальных приоритетов и целей, административно-
Являясь составной частью экономической политики и политики в области финансов, фискальная политика напрямую зависит и от форм и методов, применяемых государством в данных направлениях. Разнообразие форм можно представить следующим образом:
- политика максимальной налоговой нагрузки. Государством утверждены высокие налоговые ставки, сокращен перечень налоговых льгот, введены дополнительные виды, с целью изъятия от граждан и субъектов предпринимательства максимального размера финансовых ресурсов. В данном случае указанные фискальные меры не содействуют экономическому развитию, и проводится в критические времена.
- политика, направленная на экономическое развитие. Государство в максимально возможных объемах налоговой нагрузки учитывает не только фискальные интересы, но интересы налогоплательщиков. При ослаблении давления налогового пресса, целью является создание условий для расширения капитала, стимулирования деятельности инвесторов в атмосфере благоприятного налогового климата.
- политика оптимального налогообложения. Государство устанавливает высокий уровень налогообложения, при проведении мероприятий по социальной защищенности граждан, посредством государственных целевых программ.
В зависимости от длительности проведения и масштабов целей, налоговая политика имеет стратегический или тактический характер. Налоговая стратегия призвана решать крупномасштабные задачи, связанные с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана со стратегиями в экономической, финансовой и социальной сферах государства, рассчитана на долгосрочную перспективу. Коренное отличие налоговой тактики от стратегической заключается в ориентации на достижение целей на конкретном этапе развития экономики, и придании ей вспомогательной роли, посредством своевременного изменения или дополнения элементов системы налогообложения. Однако, несмотря на отличия в сроках и масштабах проведения мероприятий, указанные политики неразрывно связаны.
При проведении анализа теоретических основ налоговой политики следует разделить такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.
Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, являются федерация, субъекты федерации (земли, республики, области) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения). Каждый субъект обладает налоговой самостоятельностью в пределах полномочий, предоставленными федеральным законодательством. Субъектам и муниципалитетам предоставляется право введения и отмены налогов и сборов в пределах утвержденного федеральным налоговым законодательством перечня региональных и местных налогов. Субъектам предоставляются полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других послаблений, а также в определении элементов налоговой базы. Реализуя налоговую политику, субъекты могут влиять на экономические интересы и приоритеты налогоплательщиков, создавая выгодные условия, как для деятельности субъектов предпринимательства, так и для экономики региона.
Результативность налоговой политики в существенной мере зависит от принципов заложенных государством в ее идеологию. Таковыми принципами построения налоговой системы являются:
-соотношение прямого и косвенного налогообложения;
-наличие прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
-непрерывность налогообложения;
-диапазон применения налоговых льгот, их характер и цели;
-использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность при распределении.
К принципам налоговой политики можно отнести и соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Посредством применения вышеприведенных принципов, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует увеличение объемов и ассортимента товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, повышает качественный рост экономики. В периоды кризисов и застоя налоговая политика посредством применения данных принципов содействует решению задач, направленных на преодоление экономикой деструктивных явлений.
Методы реализации налоговой политики зависят от тех целей, к достижению которых направлены усилия государства. Мировой опыт к настоящему моменту позволяет активно использовать такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, посредством замены одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы предпринимательства при распространении тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Цели налоговой политики постоянно меняются. Они формируются или дополняются под воздействием целого ряда факторов и причин, основными из которых являются экономическая и социальная ситуации в экономике, расстановка социально-политических, а порой и националистических сил в обществе. На цели налоговой политики в значительной мере могут повлиять стратегические задачи развития экономики страны, необходимость рассчитаться с международными финансовыми обязательствами государства, в связи с чем, при разработке налоговой политики государство уделяет внимание решению следующих задач:
-экономические. Направлены на повышение уровня развития экономики, оживление предпринимательской активности, ликвидация диспропорций.
-фискальные. Направлены на обеспечение потребностей в финансовых ресурсах всех уровней власти, необходимых для проведения экономической и социальной политики, а также для исполнения органами власти и управления возложенных функций.
-социальные. Направлены на обеспечение государственной политики регулирования доходов, справедливое перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, нивелирования или искоренения неравенства.
-международные. Направлены на исполнение финансовых обязательств государства перед другими странами, укрепление и углубление экономических связей с другими государствами.
Внедрение и реализация налоговой политики осуществляется посредством налогового механизма, который считается общепризнанным основным регулятором экономики и представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговое законодательство, определяющее совокупность налоговых инструментов является формой реализации и регулирования налогового механизма.
В настоящее время вопросы формирования налоговой политики, не потеряли свою актуальность, и её разработка связана с решением сложных задач экономического развития, требованием разработки новых теоретических подходов к решению проблем, возникающих с изменением ситуации в глобальном масштабе, к примеру, всеобъемлющей интеграцией национальных экономик и конкуренцией за инвестиции.
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы
Наглядность влияния налоговой политики на доходную часть бюджета предпочтительно проводить на основании статистических данных как можно за более долгий период, и желательно за те года, в течение которых проводилось изменение:
- порядка налогообложения в зависимости от отраслевой принадлежности плательщиков;
- ставок, налогооблагаемой базы;
-порядка льготирования и т.д.
Наибольший интерес представляют результаты сравнительного анализа налоговой нагрузки РФ с аналогичным показателями других стран.
Вариантность возможных способов анализа многообразна: начиная от принятия во внимание базовых значений (ВВП, федеральных бюджет, бюджеты субъектов) вплоть до анализа поступления в бюджет отдельных налогов, сборов, платежей.
Проведем краткий анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы, ориентируясь на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации.[8] Доходы бюджетной системы за указный период составляют в пределах от 36,4 до 40,2 процентов (ВВП). Это близко к среднему уровню по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где он составляет 39% ВВП, и уступает средним по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.
Начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
-вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;
-унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
-в 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.
Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.
В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на секторы экономики, не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП) представлена на рис.2.1.