Налоговые споры и практика их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение самого понятия налоговый спор и его классификации. Основными задачами исследования являются:
изучение понятия налогового спора;
определение классификации налоговых споров;
рассмотрение административного порядка разрешения налогового спора;
рассмотрение судебной практики по налоговым спорам.

Содержание работы

ВВЕДНИЕ................................................................................................................3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ
СПОРОВ………………………………………………………………………….5
1.1ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО СПОРА…………………………..……………. 5
1.2.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ …….…………………………………….. 7
1.3.ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ……………...10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ …….13
2.1.АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО СПОРА…………………………………………………………………………...13
2.2.СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО
СПОРА……………………………………………………………………...……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................41

Файлы: 1 файл

налоги курсовая точка.docx

— 84.25 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в п. 2 ст. 141 Налогового кодекса установлено, что только достаточные основания полагать противоречие обжалуемых акта (решения), действий налогового органа законодательству Российской Федерации могут быть основанием для приостановления исполнения обжалуемых акта (решения) налогового органа, действий должностного лица налогового органа.

На основании п. 2 ст. 141 Налогового кодекса приостановление исполнения обжалуемых акта (решения) налогового органа, действий должностного лица налогового органа оформляется решением налогового органа о приостановлении исполнения акта (действия), подписываемым руководителем налогового органа, должностным лицом которого рассматривается жалоба.

Необходимо также иметь в виду, что Налоговый кодекс предусматривает право лица, подавшего жалобу, отозвать жалобу на основании письменного заявления до принятия решения по этой жалобе, то есть до вынесения должностным лицом, рассматривающим жалобу, одного из решений, предусмотренных ст. 140 Налогового кодекса.

Однако следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 139 Налогового кодекса отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Срок рассмотрения жалобы установлен в ст. 140 Налогового кодекса, согласно которой поданная жалоба на ненормативный акт налогового органа, действия, бездействие должностных лиц налогового органа рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

Согласно п. 2 ст. 140 Налогового кодекса по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящим налоговым органом может быть принято одно из следующих решений:

  • об оставлении жалобы без удовлетворения;
  • об отмене акта налогового органа и назначении дополнительной проверки;
  • об отмене решения налогового органа и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;
  • об изменении решения налогового органа или вынесении нового решения.

При этом необходимо учитывать, что решение налогового органа подлежит отмене вышестоящим налоговым органом в полном объеме, поскольку Налоговым кодексом не предусмотрена возможность отмены решения налогового органа в какой-либо части.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу дела.

Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом не предусмотрено.

Если налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент считают, что решение, принятое налоговым органом по их жалобе, является неправомерным, то они вправе обжаловать его в рамках внесудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Анализ рассмотрения жалоб свидетельствует о том, что значительное количество ошибок (нарушений) допускается налоговыми органами в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок и оформления их результатов, а также неправильного применения законодательства о налогах и сборах по вопросам порядка уплаты налогов, неправильной квалификации налоговых правонарушений, неправильного исчисления налоговых санкций, пропуска срока давности, нечеткой формулировки законодательства о налогах и сборах, неурегулированности некоторых вопросов.[8 стр.387 ]

Но есть и положительные моменты. Руководство ФНС поняло, что успех выполнения их непосредственной функции – пополнения бюджета зависит не от экстенсивных факторов – выполнения этой задачи за счет взыскания штрафов и пеней, в результате чего налогоплательщики просто уходят «в тень», а за счет нормального сотрудничества с налогоплательщиками и обеспечения им нормальных условий по исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов.[27 ]

На основании положения п. 3 ст. 139 Налогового кодекса жалоба подается только в письменном виде.

Поскольку Налоговым кодексом не установлены обязательные требования к оформлению подаваемой жалобы, такая жалоба составляется в произвольной форме. Очевидно, жалоба должна в обязательном порядке содержать название "жалоба…", указание на лицо, подающее жалобу, обжалуемые акт, действия или бездействие должностных лиц налогового органа,

налоговый орган, акт которого или действия, бездействие должностных лиц которого обжалуются, обоснование неправомерности обжалуемого акта, действий или бездействия должностных лиц, решение, которое, по мнению лица, подающего жалобу, должно быть принято, и т.д.

При этом жалоба может быть подписана либо самим индивидуальным предпринимателем, либо его уполномоченным представителем. От имени организации жалоба может быть подписана как ее законными представителем — руководителем организации, так и иным уполномоченным учредительными документами лицом или уполномоченным представителем организации на основании выданной доверенности. Если жалоба подписывается представителем налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя, то к жалобе должны быть приложены копии документов, подтверждающих полномочия представителей (выписки из устава, копии доверенности и т.д.).

Если жалоба подается лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя, она оставляется без рассмотрения.

Налоговым кодексом предусмотрено право лица, подающего жалобу, приложить к жалобе обосновывающие ее документы.[18 стр.43]

Так, к жалобе могут быть приложены обжалуемый акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные и иные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также другие документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Предоставление лицом, подавшим жалобу, одновременно с жалобой документов, обосновывающих жалобу, является целесообразным, поскольку дает возможность рассматривающему жалобу должностному лицу составить наиболее четкое представление о сложившейся ситуации и принять объективное решение.[11 стр.68]

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о преимуществе административного (досудебного) порядка разрешения спора:[9 стр.49-50]

  • простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;
  • быстрое рассмотрение жалобы;
  • отсутствие необходимости уплаты пошлины;
  • обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

 

 

2.3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО СПОР

 

При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду необходимо обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора. Дела по экономическим спорам  и дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности по общему правил

подведомственному  арбитражному суду.[28 стр.109 ]

Согласно ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 105,138,142 Налогового кодекса споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами подлежат рассмотрению в арбитражных судах в рамках рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Судебный спор между организацией, индивидуальным предпринимателем и налоговым органом возникает в арбитражном суде после обращения одной из вышеназванных сторон в арбитражный суд с заявлением.

При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду необходимо обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора. Дело в том, что по общему правилу арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам  и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Не следует так же забывать о том, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В этой статье среди прочих названы дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Судебные споры, возникающие по инициативе организаций, индивидуальных предпринимателей, сводятся в основной своей массе к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налогового органа.

На основании положений ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 105,138,142 Налогового кодекса споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие из отношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

Требования организаций и индивидуальных предпринимателей о признании недействительными актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов предъявляются и подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке, установленном главой 24 АПК РФ  "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц".

К требованиям о признании недействительными актов налогового органа могут быть отнесены требования о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности, о признании недействительными писем налоговых органов, которыми организациям, индивидуальным предпринимателям дан отказ в осуществлении налоговым органом требуемых организациями, индивидуальными предпринимателями действий, о признании не подлежащими исполнению инкассовых распоряжений налоговых органов и т.д.При этом к актам, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, не относятся составляемые налоговыми органами по результатам проведения налоговых проверок акты, а также протоколы об административном правонарушении, поскольку они не являются актами, нарушающими права организаций и индивидуальных предпринимателей.[6 стр.39]

Согласно ст. 4, 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица (организации, индивидуального предпринимателя).

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов, незаконными действий, бездействия должностных лиц налоговых органов, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, действия, бездействие должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.[6 стр.40]

Статьей 198 АПК РФ установлен трехмесячный срок давности, в течение которого организация, индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании положений ст. 35 АПК РФ заявление подается по месту нахождения налогового органа, акт, действия, бездействие должностного лица которого обжалуются.

Статьей 199 АПК РФ установлены требования к форме и содержанию заявления о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов незаконными.

Статья 130 АПК РФ содержит перечень оснований, по которым заявление может быть возвращено.

Если заявление подано с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ, судья выносит определение о принятии данного заявления к производству, в котором указывается место и время рассмотрения данного дела.

[2 стр.37]

За подачей заявления следует судебное разбирательство. Данная стадия арбитражного процесса является основной, поскольку в ней рассматриваются и разрешаются споры по существу. Вышеуказанная стадия арбитражного процесса завершается принятием судебного акта по делу.

Согласно ст. 49 АПК РФ лицо, обращающееся в арбитражный суд с иском, имеет право до принятия решения арбитражным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер требований либо отказаться от требований. Данные требования оформляются в виде ходатайств, которые могут быть заявлены до принятия решения арбитражным судом.

В случае отказа организации или индивидуального предпринимателя от заявленных требований и принятия арбитражным судом данного отказа суд принимает определение о прекращении производства по делу на основании п. 4 ст. 150 АПК РФ. Не допускается повторное обращение организации или индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с заявлением о том же предмете по тем же основаниям с привлечением к участию в деле тех же лиц.[2 стр.74]

На основании п. 2 ст. 49 АПК РФ ответчик вправе признать требования полностью или частично.

Налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд со встречным требованием, заявленным на основании положений ст. 132 АПК РФ, для совместного рассмотрения с первоначальным требованием, заявленным организацией, индивидуальным предпринимателем в рамках поданного заявления.

Согласно п. 1 ст. 152 АПК РФ разбирательство дела происходит в заседании арбитражного суда.

По общему правилу, дела об оспаривании актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов рассматриваются судьей единолично.

Судебное разбирательство по данным делам производится по общим правилам, установленным главой 19 АПК РФ, с учетом особенностей, определенных ст. 200 АПК РФ для данной категории дел.

Информация о работе Налоговые споры и практика их разрешения