Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа
Таким образом, целью является сохранение баланса интересов с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.
Введение
3
1.1 Характеристика Налогового кодекса
4
2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе
6
3.1 Сравнительные характеристики нового Налогового Кодекса и Закона «О налогах…»
8
3.1.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
8
3.1.2 Правила налогообложения корпоративного подоходного налога
9
3.1.3 Налогообложение доходов юридических лиц.
12
3.1.4Налогообложение индивидуальным подоходным налогом
15
3.1.5 Налогооблажение доходов нерезидентов
16
3.1.6 Упрощённый режим налогообложения
18
3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ
20
3.2.1 Социальный налог
20
3.2.2 Налог на имущество
23
3.2.2.1 Налог на имущество с физических лиц
25
3.2.3 Налог на транспортные средства
26
3.2.4 Налогообложение недропользователей
28
3.2.5 Налог на добавленную стоимость
29
Заключение
31
Список использованной литературы
32
Содержание
Введение |
3 |
1.1 Характеристика Налогового кодекса |
4 |
2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе |
6 |
3.1 Сравнительные
характеристики нового |
8 |
3.1.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. |
8 |
3.1.2 Правила налогообложения
корпоративного подоходного |
9 |
3.1.3 Налогообложение доходов юридических лиц. |
12 |
3.1.4Налогообложение |
15 |
3.1.5 Налогооблажение доходов нерезидентов |
16 |
3.1.6 Упрощённый режим налогообложения |
18 |
3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ |
20 |
3.2.1 Социальный налог |
20 |
3.2.2 Налог на имущество |
23 |
3.2.2.1 Налог на имущество с физических лиц |
25 |
3.2.3 Налог на транспортные средства |
26 |
3.2.4 Налогообложение недропользоват |
28 |
3.2.5 Налог на добавленную стоимость |
29 |
Заключение |
31 |
Список использованной литературы |
32 |
Введение
Проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых, и, к сожалению, сегодня еще рано говорить об идеальности введенной в действие налоговой системы, обеспечивающей полную социальную защиту интересов и законных прав налогоплательщика. В свою очередь последние изыскивают изощренные формы их неуплаты, «положительный опыт» которых затем распространяется в различных кругах общества, что обеспечивает их недопоступление в государственную казну. В целом проводимые преобразования в данной области носят характер «разветвления» системы налогов и сборов, хотя нельзя не сказать о предпринимаемых государством попытках приближения их к реальной действительности.
С момента выхода Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. № 2235 (далее - Указ) было внесено большое количество изменений и дополнений. Согласно новому Налоговому кодексу внесение любых изменений и дополнений, связанных с пересмотром структуры налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также ставок, предполагается ограничить одним разом в год. Несомненно, такой шаг будет способствовать обеспечению стабильности и предсказуемости налогового законодательства. Кроме этого, в интересах налогообложения введены понятия «трансфертные цены», «институт налоговой тайны» и другие с подробным описанием особенностей их применения в налоговом учете и интерпретацией отдельных видов операций, источников информации, взаимодействия и взаимозависимости сторон.
Исходя из вышеизложенного думается, что любые «новации» налоговой системы, включая и очередное введение Налогового кодекса, должны быть, направлены па придание ясности и снятия существующих неточностей и запутанности в налоговой системе. Созидательный процесс преобразований в этой области необходимо направить на изучение возможностей правильного восприятия и оптимальности налоговых расчетов па практике
Совершенствование налогового законодательства - это ряд последовательных и целенаправленных мер, призванных улучшить существующий объем поступлений в бюджет государства, при этом, не повышая налоговых нагрузок.
Новый Налоговый кодекс должен решить следующие проблемы:
создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов, снижение налоговой нагрузки с одновременной отменой налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от видов деятельности; объединение многих положений и норм налогового законодательства в рамках одного закона; стабильность налогового законодательства.
Таким образом, целью является сохранение баланса интересов с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.
1.1 Характеристика Налогового
За пять лет с момента последней налоговой реформы в Казахстане наша экономика претерпела принципиальные изменения. Острая дискуссия, развернувшаяся вокруг нового Налогового Кодекса, подтверждает это, поскольку отражает столкновение различных и при этом четко осознаваемых и оформленных экономических интересов, характерных для структурно зрелой экономики.
Новый Кодекс призван создать равные условия налогообложения всех хозяйствующих субъектов, отменить льготы отдельных категорий плательщиков и в целом снизить налоговую нагрузку, объединить все положения и нормы по налогообложению в разках одного закона.
Стратегическая задача Кодекса - улучшение поступлений в бюджет государства без повышения налоговых нагрузок. Здесь много принципиальных изменений.
Предлагается новая
шкала индивидуального
Отменяются сборы за использование национальной символики в товарных знаках и наименованиях фирм, за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации, за право реализации товаров на рынках, за покупку физическими лицами иностранной валюты.
По-новому авторы документа подошли к вопросу о гарантиях иностранным инвесторам от ухудшения их положения вследствие изменения налогового законодательства. Ранее эта норма трактовалась слишком односторонне, вне всей совокупности налогов и других обязательных платежей в бюджет и без учета показателей финансово-хозяйственной деятельности. К примеру, рассматривая обращения зарубежных компаний, суды не принимали во внимание, что ухудшение положения инвестора по какому-либо одному виду налога происходило на фоне улучшения или сохранения на прежнем уровне общей налоговой нагрузки в результате отмены или понижения ставок других налогов. Факт ухудшения или улучшения положения иностранного инвестора должен определяться по согласованию с Министерством государственных доходов. Введение этой нормы особенно актуально.
Впервые на законодательном уровне закреплены принципы налогообложения в Республике Казахстан. Уместно назвать их - это обязательность уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенность, справедливость налогообложения, единство налоговой системы, гласность.
Кодекс детально раскрывает такие понятия как «налоги», «другие обязательные платежи», «прямые налоги», «косвенные налоги», «иное обособленное структурное подразделение юридического лица». Эти, на первый взгляд, сугубо теоретические формулировки имеют глубокий практический смысл. Законодатель и налогоплательщик приходят к единому пониманию природы и сущности налогов.
В отличие от ранее действующего законодательства налоговый Кодекс дает им сущностную характеристику. Под прямыми налогами понимаются налоги, уплаченные непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенными налогами являются налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика.
Определение «иного структурного подразделения юридического лица» позволит эффективнее администрировать налогоплательщиков и их подразделения. Ведь часто возникает ситуация, когда налогоплательщик встает на учет в налоговом органе в одном месте, а фактически ведет бизнес в другом. Прежде налоговые органы не могли администрировать такой бизнес на своей территории, так как это является прерогативой налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик. С принятием Кодекса этот недостаток будет устранен.
Еще одним нововведением кодекса является раскрытие понятия «налоговый агент», под которым понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов от источника выплаты. Налоговый агент имеет такие же права и несет такие же обязанности, что и налогоплательщик.
Существенно расширены права налогоплательщика, ему предоставлены новые права. Среди них - право получать информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве; представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя; получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства; требовать соблюдения налоговой тайны.
Принципиальным нововведением является закрепление института представителей налогоплательщика, могущих представлять интересы последнего в отношениях с налоговыми органами.
Сохранилось право налоговых органов получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому правительством Республики Казахстан, информацию в виде электронных документов. Мониторинг крупных налогоплательщиков, дающий свои положительные результаты и доказавший свою эффективность, нашел свое закрепление в проекте нового Кодекса.
Кодекс подробно регламентирует обязанности налоговых органов. Главные из них - соблюдение прав налогоплательщика, и защита интересов государства. Свое место в документе нашла регламентация прав и обязанностей органов налоговой полиции, таможенных органов.
Документ не просто отражает весь спектр отношений между бюджетом страны и конкретным налогоплательщиком, он выстраивает их на качественно новом уровне, отвечающем современным мировым стандартам. Именно поэтому налоговый кодекс получил высокую оценку отечественных и международных экспертов.
2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе
Существует мнение, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков по новому Налогового кодекса увеличилась по сравнению с ранее действующим законодательством. Это не совсем верно. Напротив, в новом Налогом Кодеке предлагается снизить ставки или уменьшить налогооблагаемую базу по некоторым видам налогов, что, в конечном счете, приведет к снижению налоговой нагрузки. Остановимся поподробнее на некоторых из этих изменений.
Так, с целью снижения налоговой нагрузки на физических лиц в налоговом Кодеке предусмотрена новая шкала индивидуального подоходного налога, применение которой позволит значительной части населения уплачивать в абсолютном размере налога меньше, чем по действующей шкале.
Также с целью снижения налоговой нагрузки снизить ставку социального налога до 22%. В Кодексе также понижены ставки земельного налога на отдельные земельные участки, значительно уменьшена ставка налога на транспортные средства.
По корпоративному налогу
при определении
Кроме того, устанавливается порядок налогообложения неприбыльных организаций, а также организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, который предполагает полное освобождение доходов таких организаций от корпоративного налога при соблюдении ими установленных условий. Раньше некоторые из вышеуказанной категории субъектов являлись плательщиками подоходного налога.
По субъектам малого бизнеса введены упрощенные режимы налогообложения, стимулирующие работодателей развивать производство, создавать новые рабочие места.
Также, отменены действующие ранее сборы за использование юридическими физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках, поступающий в доход местного бюджета, а также сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации, поступающий в доход республиканского бюджета.
Все эти изменения, безусловно, привели к снижению совокупной налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
В то же время, отметим, что принятые льготы, приводящие к снижению налоговой нагрузки, не привели в целом снижения поступлений в бюджет. Это достигнуто путем расширения налогооблагаемой базы через упорядочение льгот, систематизацию действующих сборов и платежей неналогового характера, улучшение налогового администрирования, без увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщика.
Также считается, что именно снижение налоговой нагрузки, предусмотренное кодексом, играет свою роль в активизации производственной деятельности и, тем самым в адекватных поступлениях в бюджет.
Одним из положительных отличий нового Налогового кодекса является то, что он объединил, кроме норм действовавшего Закона, большинство норм инструктивных актов, нормы постановлений Правительства по видам сборов и платежей, а также иных нормативных правовых актов, в один нормативный правовой акт. Сборы и платежи, не указанные в кодексе, не являться незаконным. Это позволило прекратить произвол на местах в установлении и взимании каких-либо новых сборов и платежей, поступающих во всевозможные местные внебюджетные фонды.