Налоговый кодекс РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью является сохранение баланса интересов с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.

Содержание работы

Введение
3
1.1 Характеристика Налогового кодекса
4
2.1 Налоговая нагрузка в новом Налоговом кодексе
6
3.1 Сравнительные характеристики нового Налогового Кодекса и Закона «О налогах…»
8
3.1.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.
8
3.1.2 Правила налогообложения корпоративного подоходного налога
9
3.1.3 Налогообложение доходов юридических лиц.
12
3.1.4Налогообложение индивидуальным подоходным налогом
15
3.1.5 Налогооблажение доходов нерезидентов
16
3.1.6 Упрощённый режим налогообложения
18
3.2 ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ
20
3.2.1 Социальный налог
20
3.2.2 Налог на имущество
23
3.2.2.1 Налог на имущество с физических лиц
25
3.2.3 Налог на транспортные средства
26
3.2.4 Налогообложение недропользователей
28
3.2.5 Налог на добавленную стоимость
29
Заключение
31
Список использованной литературы
32

Файлы: 1 файл

Ё ойЬй╜Й╕ жй╧╛жа.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, отражение  ряда положений из нормативных правовых актов в Кодексе позволило обеспечить однозначное понимание норм налогового законодательства, упростить его применение налогоплательщиками, а также повысить уровень соблюдения налоговой дисциплины.

Следует отметить еще  один важный момент, вносимый новым  кодексом, в части стабильности и  предсказуемости налогового законодательства. Законодательно устранена такая порочная практика внесения изменений в закон в течение года по введению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок или отмене действующих налогов и сборов, установив в новом Кодексе, что такие поправки могут вводиться один раз в год с начала нового года.

Также положительным  моментом Кодекса считается то, что  с целью создания равных условий  налогообложения для хозяйствующих  субъектов  независимо  от  их  вида деятельности исключены некоторые действующие в прошлом льготы по видам налогов по отраслям. Считается, что предоставление налоговых льгот отдельным  категориям хозяйствующих субъектов, в целом, негативно сказывается на деятельности самих налогоплательщиков, их хозяйственных взаимоотношениях друг с другом и, соответственно, экономике республики в целом. Вообще, если говорить о действующих льготах, то все они предоставлялись в качестве временных мер с целью поддержания или развития той или иной отрасли. На практике получилось так, что в стране не осталось, практически, ни одной отрасли, которую не надо было бы поддержать путем освобождения от уплаты налогов. В связи с чем, государство, понимая проблемы этих отраслей и идя им навстречу, предоставляло льготы с целью неотвлечения оборотных средств предприятий на уплату налогов и направления этих средств на свое развитие. В результате чего, Закон о налогах был «засорен» льготами различного содержания и направления, тем самым, давая повод другим отраслям, не освобожденным в настоящее время, просить аналогичные льготы, что вполне оправдано, учитывая состояние экономики в республике. Государство должно установило для всех хозяйствующих субъектов равные возможности для становления и развития.

Особо хотелось бы остановиться на одном важном вопросе, связанном с предоставлением, хозяйствующим субъектам стимулов по привлечению инвестиций для создания новых, модернизации действующих производств, выражающихся в новом строительстве и приобретении оборудования.

По фиксированным активам, впервые введенным в эксплуатацию, налогоплательщику предоставляется возможность в первый год исчислить амортизационные отчисления по двойной норме амортизации, при использовании данных фиксированных активов не менее трех лет.

Такая мера позволит инвесторам сократить срок окупаемости инвестиций и в более короткие сроки достичь экономического эффекта от вложенных в конкретное производство средств.

Всегда есть повод  для критики любого закона или  постановления. Запредельные ставки налогов, как и многочисленные идеи по расширению льгот - не решение вопросов социальной справедливости или бюджета. Налоговый кодекс.

 

 

3.1 Сравнительные характеристики  нового Налогового Кодекса и  Закона «О налогах…»

 

 

3.1.1 Права и  обязанности налогоплательщиков  и налоговых органов.

 

 

В новом Налоговом кодексе 12.06.01 г.№209-II введено понятие «представительство в налоговых отношениях», т.е. налогоплательщик имеет право выбора при участии в налоговых отношениях лично или через представителя. При этом личное участие не исключает возможности привлечения представителя, равно как участие представителя не может служить препятствием для его личного участия в указанных отношениях. При этом законный представитель руководствуется законом и/или учредительными документами; уполномоченный представитель действует на основании доверенности.

Налоговые правонарушения (преступления) и связанная с ними ответственность

В РК наряду с Законом  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. №2235, действовали такие нормативно- правовые документы, регулирующие порядок проведения налоговых проверок, как Инструкция ГНИ Министерства финансов РК №43 от 01.07.1995 г. «Об административных положениях по налогам и другим обязательным платежам в бюджет», «Методические указания по проведению правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет» от 26.07.96 г. и др. Срок их действия закончился 31.12.2001 г.

К нарушителям налогового законодательства, как к юридическим, так и к физическим лицам применяются  различные санкции, среди которых общепринятыми считаются:

  • меры оперативного реагирования: приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства в финансово- кредитных учреждениях;
  • финансово-правовые санкции: взыскание всей суммы не уплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения;
  • меры административной ответственности: штрафы с должностных лиц предприятий и физических лиц за нарушения налогового законодательства;
  • меры уголовной ответственности: штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщиков налога.

Введение в Казахстане нового Налогового кодекса 12.06.01 г.№209-II вносит различные дополнения в систему санкций. Особый интерес представляет статья 49 НК «Меры принудительного взыскания налоговой задолженности». Как и в общепринятой налоговой практике, здесь несколько расширены правила обеспечения исполнения налоговых обязательств. Например, принудительное взыскание налоговой задолженности теперь будит, производится в следующем порядке:

  1. за счёт денег, находящихся на банковских счетах;
  2. за счёт наличных денег;
  3. за счёт дебиторов;
  4. за счёт реализации ограниченного в распоряжении       имущества;
  5. за счёт принудительного взыскания эмиссии акций.

При этом любое посягательство на сложившуюся налоговую систему (государственный  и общественный порядок, любые формы  собственности, права и свободы граждан)  признаётся административным правонарушением. В свою очередь законодательством РК за такие противоправные деяния  предусматривается административная или уголовная ответственность.

 

 

3.1.2 Правила налогообложения  корпоративного подоходного налога

 

В Новый налоговый кодекс введено  понятие корпоративный подоходный налог, механизм действия и особенности  которого представлены на схеме 1.

 

              

           Корпаративный  подоходный налог Схема 1

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из важных понятий, лежащих в основе данного вида налога, является резидентство, которое подразумевает конечную налоговую ответственность юридического лица по месту нахождения, т.е. на территории Республики Казахстан. При этом резиденты налоговой юрисдикции (территории внутри которой действуют соответствующие налоговые законы) облагаются налогами на все доходы из всех источников, включая зарубежные источники доходов.

     Важной категорией, введённой  в Налоговый кодекс, является  постоянное учреждение, которое распространено на нерезидентов и подразумевает место деятельности, расположенное в РК, через которое осуществляется операции по поступлению дохода. При этом чистый доход (налогооблагаемый доход минус суммы начисленного корпоративного подоходного налога) такого юридического лица-нерезидента подлежит налогообложению по ставке 15%.

Характеризуя корпоративный  подоходный налог, нужно отметить и  о таком новшестве в Налоговом  кодексе, согласно которому по нему могут  быть представлены так называемые «инвестиционные налоговые преференции», т.е. права дополнительных вычетов  из совокупного годового дохода налогоплательщиков. Такие права распространяются лишь на инвестиции в основные средства, нацеленные на создание новых, расширение и обновление действующих производств.

 

 

Таблица 1. Налогообложения корпоративным  подоходным налогом 

Показатели, влияющие на налоговую нагрузку налогоплательщика 

Закон «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24.04.95 г. №2235

Налоговый кодекс 12.06.01 г.№209-II

1

 

1

Название подоходного  налогообложения юридического лица

Подоходный  налог с юридических лиц

Корпоративный подоходный налог

2

2

Совокупный  годовой доход

Исключается положитель-ная  курсовая разница

Включается  положительная курсовая разница

33

Вычеты

Исключается отрицательная курсовая разница

Включается  отрицательная курсовая разница

44

Амортизация фиксированных  активов

Существует  понятие дополнительной нормы амортизации

Нет понятия  дополнительной нормы амортизации, но имеется двойная норма.

55

Переоценка основных средств

Сумма переоценки свыше сумм, исчисленных с применением  индекса, облагается 15% подоходным налогом

Нет такой статьи

66

Ставка подоходного  налога с юридических лиц

30%

30%

77

Ставка налога в специализированных экономических  зонах

20%

Нет такого понятия

88

Ставка налога для юридических лиц, использующих землю

10%

10%

99

Налог у источника  выплаты (дивиденды, интерес)

15%

15%

110

Ставка подоходного  налога на страховые организации

10%

10%

111

Некоммерческие

Доход не облагается налогом

Доход не облагается налогом

112

Организация социальной сферы (медицина, образование, библиотеки) 

Нет такого понятия

Доход не облагается налогом

113

Предприятия с  участием инвалидов

Доход не облагается налогом, если численность инвалидов  или их фонд зарплаты не менее 51%

Доход не облагается налогом, если численность инвалидов  или их фонд зарплаты не менее 5%

114

Льготы по подоходному  налогу

Существует  широкая категория льготников

Отсутствует понятие  льгот по подоходному налогу, но выделены отдельные группы налогоплатель-щиков, освобождаемых от уплаты корпоративного налога при определённых условиях.


 

Введение корпоративного подоходного налога свидетельствует  о появлении законодателями попыток  приблизить налоговую систему к  общепринятой мировой практике. Одобряя такие видоизменения в налоговой системе, хотелось бы отметить о висении обстоятельных дополнений в терминологию налоговой системы, придерживаясь принципа понятности содержания и методики налогообложения различных видов налогов для любых категорий налогоплательщиков.

 

 

3.1.3 Налогообложение  доходов юридических лиц.

 

 

Согласно действующему в настоящий момент законодательству при всей разнообразности доходов  юридических лиц основным показателем  является совокупный годовой доход, в который включаются все доходы, полученные им в Республике Казахстан и за его пределами и доходы из казахстанских источников налогоплательщика нерезидента. Более подробнее эти сведения отражаются в декларации о совокупном годовом доходе.

Характеризуя совокупный годовой доход (СГД), согласно новому Налоговому кодексу, можно отметить, что в его составе произошли такие изменения, которые представлены в таблицы 2.     

 

  Таблица 2  Сравнительные  показатели СГД 

Показатели  СГД

Налоговый кодекс 12.06.01 г.№209-II

Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. №2235

Положительная курсовая разница 

Включается  в СГД

Исключается из СГД

Отрицательная разница, полученная (подлежащая к получению) при реализации активов, в т.ч. на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе 

Не включается в СГД

Включается  в СГД

Превышение  стоимости собственных акций  над их номинальной стоимостью, полученное эмитентом при их размещении

Подлежит исключению из СГД

Подлежит исключению из СГД при первичном размещении


 

Во всех случаях включения  доходов в состав СГД независимо или в зависимости от факта  получения предмета налогообложения (имущественных благ и ценностей) прежде всего, важен сам факт получения  налогоплательщиком доходов, определяемого в соответствии с применимым методом налогового учёта.

Фактически произведённые  затраты, которые в соответствии с законодательством и при  наличии необходимых документов, подтверждают расходы, называют вычетами. Они подлежат исключению из СГД в  том налоговом периоде, в котором они были произведены. Исключение составляют так называемые расходы бедующих периодов, подлежащие вычету в налоговом периоде к которым они относятся. Перечень вычетов согласно новому налоговому кодексу представлен в таблице 3.

Информация о работе Налоговый кодекс РК