Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства
Задачи необходимые для достижения поставленной цели:
-изучить понятия налогов их содержание и происхождение;
-охарактеризовать особенности налогов как цены услуг государства;
-показать перспективы совершенствования налогов в России.
Введение……………………………………………………….………..…………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………….……………5
Исторические аспекты зарождения налогов………………………………….5
Характеристика налоговой системы и ее проблемы………………………..10
1.3 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы …………..17
2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….23
2.1 Основные налоги, собираемые на территории России……………………....23
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики
и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг………………………...…..28
3 Перспективы совершенствования налогов в России………………………..…32
3.1 Особенности совершенствования взимания налогов в России……………...32
3.2 Предложения российских экономистов……………………………………....38
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованных источников…………………………………….………..46
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- единый сельскохозяйственный налог;
- единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности;
- налогообложение при
упрощенной системе
- налогообложение при
выполнении соглашений о
- таможенная пошлина и таможенные сборы.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами.
Субъектами налога в
РФ являются организации (юридические
лица) и граждане (физические лица),
на которых в соответствии с законодательством
возложена обязанность
3) органы государственной
власти и местного
4) законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.
Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ и др.
Структура налоговой системы РФ приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура налоговой системы РФ
По мнению многих ученых и авторов, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
Концентрация
основных сумм налоговых платежей в
федеральном бюджете и
Налоговая система нашей страны до сих
пор остается малоэффективной. Несущественные
поправки и корректировки, которые в большом
количестве из года в год вносятся в действующие
инструкции и нормативы, не дают ожидаемого
результата. К тому же их вводят в действие
чаще всего без всякой нужды в середине
года, что лихорадит финансовых директоров,
главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков,
имеющих дело с ежеквартальной сдачей
балансов. Кроме того, до сих пор так и
не устоялась связка «налогоплательщик-государство»
Одной из главных проблем
реформы отечественной
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.
1.2 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.
С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета [5,с.15].
С экономических
позиций налоги представляют
главный инструмент
К сожалению, общее определение налогов не позволяет реализовать те стоимостные категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в условиях становления и развития рыночных отношений.
Изучая конкретно практические проблемы о налогах и налоговых отношениях, мы нередко сталкиваемся с наиболее его общими, теоретическими вопросами. В связи с этим серьезное практическое значение имеет разработка фундаментальных проблем, о налогах и налоговых отношениях, научное обоснование решения частных задач финансовой политики.
К сожалению, нередко приходится слышать, особенно среди практических работников, о неважности теории в реализации практических задач [12,с.70]
Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формировала понятию «налог». Уже это свидетельствует о том, что налоги – это историческое явление, хрестоматийное (явление) понятие. Без налогов не существует ни одного общество, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование.
Несмотря на свою экономическую
природу, налогообложение не избежало
идеологического влияния. Предназначение
налогов различно в зависимости
от состояния общественного
В другой работе К.Маркс пишет: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».
Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов: более того, налоги – это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение.
Требовать ныне уничтожение налогов, значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Умирать и платить подати надобно везде, сказал Франклин.
Мы находим однако же примеры в истории, что в некоторых государствах граждане, платя налоги, вместе с тем пользовались доходом от правительства. В древнем Риме гражданам доставалась часть добычи военной. В Бернском кантоне правительство разделяло между гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников.
Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и соответственно функциональные обязанности [17,с.41-42]
В XX в. основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
Налоговый кодекс РФ (п.1
ст.8) определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный
Налоги – категория
комплексная, которая имеет экономическое
и юридическое значения. Рассматривая
категорию «налог» с
Информация о работе Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации