Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель работы раскрыть сущность и роль налогов как цены услуг государства
Задачи необходимые для достижения поставленной цели:
-изучить понятия налогов их содержание и происхождение;
-охарактеризовать особенности налогов как цены услуг государства;
-показать перспективы совершенствования налогов в России.
Введение……………………………………………………….………..…………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………….……………5
Исторические аспекты зарождения налогов………………………………….5
Характеристика налоговой системы и ее проблемы………………………..10
1.3 Экономическая сущность, роль и значение налоговой системы …………..17
2 Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации ………………………………………………………………………….23
2.1 Основные налоги, собираемые на территории России……………………....23
2.2 Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ, анализ их динамики
и структуры в доходах бюджета РФ в 2008-2010 гг………………………...…..28
3 Перспективы совершенствования налогов в России………………………..…32
3.1 Особенности совершенствования взимания налогов в России……………...32
3.2 Предложения российских экономистов……………………………………....38
Заключение……………………………………………………………………...…..41
Список использованных источников…………………………………….………..46
За 2010 год в федеральный бюджет поступление налогов и сборов составило 766 339 млн.руб., темп роста - 97% к уровню 2009 года. В том числе в декабре 2008 года поступило 85 701 млн.руб., что на 49% больше поступлений в федеральный бюджет за аналогичный период предыдущего года (декабрь 2009г. – 57 691 млн.руб.)
Структурный состав доходов федерального бюджета за отчетный год складывается следующим образом:
- налог на добычу полезных ископаемых 81%
- налог на добавленную стоимость 13%
- налог на прибыль организаций 4%
- единый социальный налог в федеральный бюджет 2%
Таблица 1 -Всего налогов поступивших в федеральный бюджет РФ, млн.руб.
Налоги |
2010г. |
2009г. |
Темп роста |
Всего |
766 339 |
791 618 |
97 |
Налог на прибыль организаций |
31 706 |
40 364 |
79 |
ЕСН в федеральный бюджет |
13 771 |
11 331 |
122 |
НДС |
101 051 |
140 604 |
72 |
НДПИ |
617 254 |
597 183 |
103 |
Остальные налоги |
2 557 |
2 136 |
120 |
Анализ поступлений налоговых платежей за 2010 год в федеральный бюджет по основным видам налогов по сравнению с предыдущим года показал, что темп роста поступлений снизился главным образом по следующим причинам.
В 1 квартале 2010 года причиной снижения налоговых поступлений является падение цен на нефть, начиная с сентября 2009 года, при одновременном росте экспортных пошлин. В январе и феврале 2010 года фактические поступления по налогу превышали аналогичные показатели прошлого года, так как авансовые платежи по налогу на прибыль на I квартал 2010 года рассчитывались по результатам III квартала 2009 года, когда цены на нефть достигли максимальных значений. По ряду предприятий в марте и апреле 2010 года платежи по налогу на прибыль не производились, так как по итогам 2009 года и I квартала 2010 года налог на прибыль был уменьшен, вследствие чего образовалась переплата, исключающая рост поступлений в ближайшие месяцы. Во втором полугодии 2010 года наблюдается снижение объемов производства основных крупнейших налогоплательщиков (ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Самотлорнефтегаз, ОАО Славнефть-Мегионнефтегаз, ООО Лукойл-Западная Сибирь).
Уровень поступления налогов и сборов за отчетный год относительно индикативных показателей поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет (81 742 млн.руб.) составляет 113%. В декабре 2010 года установленный контрольный уровень сбора (7 016 млн.руб.) выполнен на 139%.
Всего в январе-июле 2008 года в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 2 709,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 39,6% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (36%), НДС (31%) и налога на прибыль (18%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2008 года составили 489,3 млрд. рублей. По сравнению с январем-июлем 2010 года поступления выросли на 159,0 млрд. рублей, или в полтора раза.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-июле 2008 года составили 287,7 млрд. рублей и выросли по сравнению с январем-июлем 2010 года на 30,4%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-июле 2008 года составили 843,0 млрд. рублей и по сравнению с январем-июлем 2010 года выросли на 19,5%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-июле 2008 года 23,7 млрд. рублей, что на 30,3% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-июле 2008 года 69,4 млрд. рублей и выросли относительно января-июля 2010 года на 17,9%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-июле 2008 года поступило в федеральный бюджет 971,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 903,6 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 56,4 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд. рублей.
По сравнению с январем-июлем 2010 года поступления НДПИ выросли в 1,7 раза.Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-июле 2008 года поступило 722,8 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-июле 2010 года.В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-июле 2008 года поступило 46,6 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в январе-июле 2010 года.В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-июле 2008 года поступило 51,6 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в январе-июле 2010 года.В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-июле 2008 года поступило 96,6 млрд. рублей, или на 28% больше, чем в январе-июле 2010 года.
3 Перспективы совершенствования налогов в России
3.1 Особенности совершенствования взимания налогов в России
В экономической литературе
сложились две точки зрения на
процесс совершенствования
Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы произведенной продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога [13,с.67]
Необходимо снизить реальные изъятия из прибыли предпринимательства
Важно развивать сотрудничество с правительствами различных государств в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда обеспечении равных условий конкуренции на мировых рынках.В Правительстве РФ обсудили основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы. Предлагается обратить особое внимание на совершенствование подходов к проведению налоговых проверок; повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов; обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами; совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, в Правительстве поговорят о контроле за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. Предлагается значительно расширить положения НК РФ в части противодействия трансфертному ценообразованию (возможно путем введения новой главы, посвященной регулированию рассмотренных выше проблем) [21,с.15]
Снижение налогового бремени в 2008-2010 годах составит около 1% к ВВП ежегодно, заявил журналистам заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
"В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть), примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2008-20010 годах", - сказал он.
По словам Шаталова, "налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования".
Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2001-2007 годах, сказал Шаталов.
Он отметил, что важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены "оборотные налоги", начиная с 2007 года с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, с 2008 года произошло существенное снижение ЕСН, напомнил замминистра.
В 2010 году в Налоговом кодексе РФ появилась глава, посвященная новому местному налогу. Эта дата предусмотрена в Бюджетном послании Президента РФ, о чем Минфин России напомнил в письме от 21 ноября 2010 г. № 03-05-07-02/104. [4]
.В. Путин распоряжением
от 17.11.2008 № 1663-р утвердил Основные
направления деятельности
В соответствии с этим документом правительство приняло следующие меры по совершенствованию налоговой системы[25,с.30]:
—осуществило переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
— увеличить размер амортизационной премии в диапазоне от 10 до 30% для основных средств, входящих в третью — седьмую амортизационные группы;
— провести реформу налогового контроля за трансфертными ценами.
Вместе с этим будут
усовершенствованы порядок
Изменения ждут и специальные режимы налогообложения.
Планируется разработать механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и доработать упрощенную систему налогообложения на основе патента, которую вправе применять индивидуальные предприниматели. Также Правительство РФ реализует меры по налоговому стимулированию увеличения объема затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение и приобретение жилья.
Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В. Путина от 17.11.2008 № 1662-р. Она кроме всего перечисленного подразумевает упрощение процедур и форм налоговой отчетности, создание эффективной системы налогообложения недвижимости, сокращение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, упрощение процедуры рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам и другие меры[8].
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
1. Сохранение неизменного
уровня номинального
2. Унификация налоговых
ставок, повышение эффективности
и нейтральности налоговой
Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики [16,с.40]
Информация о работе Оценка современного состояния налоговой системы Российской Федерации