Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 16:07, отчет по практике
Целью данной работы является ознакомление с деятельностью Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области, закрепление и углубление теоретических знаний и приобретение навыков самостоятельной работы по приобретаемой специальности.
В работе были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику налоговой инспекции;
проанализировать данные об основных показателях деятельности инспекции по поступлениям налоговых платежей и задолженности по основным налогам и отраслям экономики;
дать оценку эффективности деятельности налогового органа.
Анализ проведен по данным формы 1-НМ за 2012-2014 гг., его результаты представлены в Приложении Г.
Из Приложения Г видно, что совокупный объем налоговых и иных доходов в бюджетную систему по налоговой инспекции составил 10327223 тыс. руб. в 2012 году, 11159970 тыс. руб. в 2013 году и 12092365 тыс. руб. в 2014 году. Тенденция роста объема поступлений налоговых платежей и других доходов сохранялась в течение всего анализируемого периода и объем поступлений возрос:
В 2013 и 2014 гг. возрос объем:
При этом по налогам и взносам на социальные нужды в 2013 года наблюдался рост на 1175 тыс. руб., а по итогам 2014 года сокращение к 2013 году на 403 тыс. руб. Единый социальный налог, составляющий большую часть платежей в данной группе, отменен на территории РФ с 2010 года. Рост поступлений обусловлен тем, что в 2013-2014 гг. происходило погашение возникшей задолженности по налогу до 2010 года, а также погашение доначисленным по итогам проведенных проверок платежей в 2010-2012 гг. В перспективе объем платежей по единому социальному налогу сократится до нулевого значения в силу его отмены.
В 2013 году прирост совокупной величины объема поступлений вызван ростом по всем видам налогов и прочих доходов за исключением налоговых платежей на имущество и единого налога на вмененный доход, сократившихся на 53522 тыс. руб. и 7796 тыс. руб. соответственно. В наибольшей степени в 2013 году к 2012 году возросли поступления по:
В 2014 году на фоне начавшихся в 2013 году кризисных явлений в конце года в экономике и ее последующей стагнации объем налоговых платежей сократился по налогу на прибыль организаций на 97737 тыс. руб., НДС по товарам ввозимым на территорию РФ из республики Беларусь на 51016 тыс. руб., налогам на имущество на 35102 тыс. руб. В отношении последнего необходимо заметить, что в 2013 году изменилась налоговая база по налогу на имущество организаций, что отрицательно повлияло на объем имущественных налогов.
При этом в 2014 году к 2013 году существенно возросли и нейтрализовали сокращение объема налоговых платежей суммы:
Кроме того в 2013 году начал действовать новый специальный налоговый режим – патентная система налогообложения, что положительно отразилось на сумме налоговых платежей, обеспечив ее рост на 7783 тыс. руб. в 2013 году и на 11470 тыс. руб. в 2014 году.
Наблюдался также рост поступлений иных налогов и прочих доходов:
Таким образом, за анализируемый период, не смотря на стагнацию экономики страны в 2014 году, наблюдался рост совокупного объема налоговых платежей и иных доходов. Данная тенденция является положительной и во многом обеспечена ростом поступлений по НДФЛ. Следует отметить, что в 2014 году произошло замедление темпов прироста суммы по данному налогу, что связано с задержками в выплате заработной платы, ее сокращением в четвертом квартале 2014 года на крупных промышленных предприятиях. Тем не менее, величина поступлений по данному налогу по итогам 2014 года к 2012 возросла на 1160555 тыс. руб. или на 40,26 %. Такого прироста не наблюдалось ни по одному из других налогов и прочих доходов бюджета.
Негативно на объем налоговых платежей в течение всего периода влияло сокращение поступлений по налогам на имущество. При этом в 2013 году кадастровая стоимость земельных участков возросла, но это не отразилось должным образом на сумме поступлений по имущественным налогам. Их совокупная величина наибольшим образом сократилась в 2014 году по сравнению с 2012 годом – на 88634 тыс. руб. Кроме того, отрицательной тенденцией является и сокращение в 2014 году такого прямого налога как налог на прибыль. Его плательщиками являются крупные и средние организации, в силу кризисных явлений в экономике, на первом этапе наиболее сильно затронувших крупные промышленные предприятия его величина сократилась на 5,29 %, что учитывая общий объем поступлений по налогу, существенно отразилось на сумме всех поступлений в бюджет.
Анализ структуры поступлений налогов и иных доходов бюджетную систему представлен в таблице 3.
Из таблицы 3 видно, что за анализируемый период структура налоговых и других доходов в бюджетную систему РФ по Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области не претерпела существенных изменений и характеризуется постоянством.
Таблица 3 – Структура налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ по Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области в 2012-2014 гг., %
№ п/п |
Показатель |
Удельный вес, % |
Абсолютное изменение, «+», «-», п.п. | ||||
Годы | |||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2013 к 2012 |
2014 к 2013 |
2014 к 2012 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего по налоговым и другим доходам |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
- | |
1 |
Налоговые доходы |
92,65 |
92,71 |
92,93 |
0,06 |
0,22 |
0,28 |
1.1 |
Налог на прибыль организаций |
16,05 |
16,56 |
14,48 |
0,51 |
-2,08 |
-1,57 |
1.2 |
Налог на доходы физических лиц |
27,91 |
31,05 |
33,43 |
3,14 |
2,38 |
5,52 |
1.3 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
33,37 |
31,00 |
32,55 |
-2,37 |
1,55 |
-0,82 |
1.4 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
0,18 |
0,20 |
0,27 |
0,02 |
0,07 |
0,09 |
1.5 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
1,00 |
1,27 |
0,75 |
0,27 |
-0,52 |
-0,25 |
1.6 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
- |
- |
- |
1.7 |
Налоги на имущество |
13,59 |
12,10 |
10,87 |
-1,49 |
-1,23 |
-2,72 |
1.8 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,12 |
0,11 |
0,11 |
-0,01 |
- |
-0,01 |
1.9 |
Прочие доходы |
0,42 |
0,41 |
0,46 |
-0,01 |
0,05 |
0,04 |
2 |
Платежи по налогам на совокупный доход |
7,36 |
7,28 |
7,06 |
-0,08 |
-0,22 |
-0,30 |
2.1 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
5,24 |
5,33 |
5,08 |
0,09 |
-0,25 |
-0,16 |
2.2 |
Единый налог на вмененный доход |
2,11 |
1,87 |
1,87 |
-0,24 |
- |
-0,24 |
2.3 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
- |
- |
- |
2.4 |
Единый налог, взимаемый в связи применением патентной системы налогообложения |
- |
0,07 |
0,10 |
0,07 |
0,03 |
0,10 |
3 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
-0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
- |
0,02 |
3.1 |
Единый социальный налог, всего |
-0,0125 |
0,0104 |
0,0062 |
0,0229 |
-0,0042 |
0,0187 |
3.1.1 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
0,0037 |
0,0089 |
0,0061 |
0,0052 |
-0,0027 |
0,0024 |
3.1.2 |
То же в Фонд социального страхования Российской Федерации |
-0,0069 |
0,0000 |
0,0001 |
0,0069 |
0,0001 |
0,0070 |
3.1.3 |
-//-//- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
-0,0028 |
0,0012 |
- |
0,0040 |
-0,0012 |
0,0028 |
3.1.4 |
-//-//- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
-0,0065 |
0,0003 |
- |
0,0068 |
-0,0003 |
0,0065 |
3.2 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ |
0,0033 |
- |
- |
-0,0033 |
- |
-0,0033 |
3.3 |
Поступления в счет погашения недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам |
0,0002 |
0,0001 |
0,0001 |
-0,0002 |
0,0001 |
-0,0001 |
3.1 |
Единый социальный налог, всего |
-0,0125 |
0,0104 |
0,0062 |
0,0229 |
-0,0042 |
0,0187 |
3.1.1 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
0,0037 |
0,0089 |
0,0061 |
0,0052 |
-0,0027 |
0,0024 |
Удельный вес налоговых и иных доходов являлся наиболее большим в течение всего периода: 92,65 % в 2012 году, 92,71 % и 92,93 % в 2013 и 2014 гг.
Прирост удельной веса данной группы налогов и других доходов обусловлен изменением их суммы.
Доля платежей по налогам на совокупный доход составила по итогам 2012 года 7,36 % и сократилась на 0,08 % в 2013 году и на 0,22 % в 2014 году. Ее значение по итогам 2013 и 2014 гг. составило 7,28 % и 7,06 %.
Удельный вес налогов и взносов на социальные нужды не превышает в течение всего анализируемого периода 0,01 %, а по налоговым платежам входящих в группу и того менее. В таблице 2.5 в отношении данных платежей удельный вес обозначен небольшими значениями, по отдельным позициям менее 0,01 и поэтому не исследовался.
Из налоговых доходов наибольший удельный вес имеют такие налоги как:
Удельные веса иных налогов и доходов не превышают 1 % (за исключением НДС по товарам ввозим из республики Беларусь), его удельный вес в 2013 году составил 1,27 %.
Таким образом, анализ структуры налоговых платежей показывает, что совокупная величина налогов и сборов сформирована в основном за счет таких налогов как налог на прибыль организаций, НДС и НДФЛ. При этом удельный вес налога на доходы физических лиц по итогам 2014 года имеет максимальный размер среди всей совокупности налогов и сборов, т.е. наиболее сильно влияет на общий объем поступлений. В перспективе рост платежей по НДФЛ способен компенсировать возможное снижение по итогам 2015 года налога на прибыль и НДС, наиболее сильно зависящих от состояния экономики и деловой активности хозяйствующих субъектов. НДФЛ менее подвержен данному влиянию, так как включает поступления не только от налоговых агентов (т.е. преимущественно от юридических лиц), но и от физических лиц, занимающихся деятельностью на рынке ценных бумаг, нотариусов, физических лиц не осуществляющих предпринимательскую деятельность, но получающих доходы от продажи имущества, сдачи его в аренду, индивидуальных предпринимателей и т.д. Данный налог менее подвержен налоговой оптимизации. В этой связи изменение ставки налога, переход на регрессную шкалу его взимания могут ощутимо пополнить доходы бюджетной системы РФ.
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными структурами имеет разную основу. Так, ежедневное взаимодействие с органами федерального казначейства и местными финансовыми органами обусловлено тем, что и налоговые органы, и казначейство занимаются исполнением доходной части бюджетов всех уровней. Взаимодействие основано на разделении труда в рамках единой технологии обработки документов об уплате налогов и обмене информацией в ходе такой обработки.
Взаимодействие с правоохранительными органами основано на обмене информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес и совместной контрольной работе.
Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами обусловлено тем, что и в налоговых органах, и в этих фондах состоят на учете одни и те же налогоплательщики, которые обязаны представлять отчеты и декларации как в инспекцию, так и в фонды. С введением единого социального налога, контролируемого налоговыми органами, взаимодействие с фондами не только не утратило актуальности, но, наоборот, усилилось.
В органах федерального казначейства открываются счета для зачисления доходов федерального бюджета. Федеральное казначейство распределяет между бюджетами регулирующие налоги в соответствии с пропорциями, установленными в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год.
Взаимодействие между налоговыми органами России происходит как бы в двух направлениях - «по вертикали» и «по горизонтали».
Взаимодействие «по вертикали» обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне – инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.
Каждое из этих звеньев системы налоговых органов имеет свои, локальные, задачи, функции и полномочия, но решают одну общую задачу – обеспечение поступления средств в бюджет России. Налоговые органы разного уровня связаны друг с другом отношениями административного подчинения и взаимодействуют «по вертикали».
Центральный аппарат и региональные управления ФНС России выполняют административные и методические функции. Они, как правило, не работают непосредственно с налогоплательщиками и не контролируют соблюдение ими налогового законодательства и уплату налогов. Районные (межрайонные) инспекции, напротив, ведут работу непосредственно с закрепленными за ними налогоплательщиками, осуществляют налоговый контроль за их деятельностью и непосредственно обеспечивают поступление средств в бюджетную систему страны.
Информация о работе Отчет по практике в Межрайонной ИФНС России № 25