Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является раскрыть сущность налогового правонарушения, рассмотреть виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие, субъекты налоговых правонарушений;
изучить виды ответственности за нарушение налогового законодательства;
изучить практические ситуации налоговых правонарушений
предложить пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты установления ответственности за нарушение налогового законодательства.
1.1 Понятие налогового правонарушения 5
1.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 7
1.3 Причины возникновения налоговых правонарушений 12
Глава II Анализ налоговых правонарушений
2.1 Отказ в возмещении налога на добавленную стоимость 16
2.2 Несвоевременная уплата налога 19
Глава III Пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 23
3.2 Проблема предупреждения налоговых правонарушений 24
3.3 Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

nalogi арюнка.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I Теоретические аспекты установления ответственности за нарушение налогового законодательства.

1.1 Понятие   налогового правонарушения 5

1.2 Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства 7

1.3 Причины возникновения налоговых правонарушений 12

Глава II Анализ налоговых правонарушений

2.1 Отказ в возмещении налога на добавленную стоимость 16

2.2 Несвоевременная уплата налога 19

Глава III Пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений

3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 23

3.2 Проблема  предупреждения налоговых правонарушений 24

3.3 Борьба с  налоговыми преступлениями зарубежом 29

Заключение 32

Список использованных источников 34

 

 

Введение

В современных условиях налоговые правонарушения приобретают более массовый характер. Становление налоговой системы в России сопровождается ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Общественная опасность налоговых преступлений и правонарушений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны. Недостаток средств в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны.

В связи с этим на современном  этапе очень важным представляется научный и практический анализ положений налогового законодательства РФ в части ответственности за налоговые правонарушения, выявление пробелов и противоречий, проблемных ситуаций и слабых сторон.

Актуальность темы исследования. Рассмотрение налоговой ответственности, является особенно важным в связи с реформированием законодательства о налогах и сборах. Каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, в каком размере и можно ли снизить их, какие обстоятельства необходимо учитывать при этом.

Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена обостряющейся  проблемой наполнения бюджетов всех уровней, финансирования социальной сферы, оборонного комплекса и других важных государственных программ, что требует более пристального внимания к исследованию вопросов совершенствования налоговой системы России.

Предмет исследования – ответственность за нарушение налогового законодательства.

Цель курсовой работы является раскрыть сущность налогового правонарушения,  рассмотреть виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие, субъекты налоговых правонарушений;
  • изучить виды ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • изучить практические ситуации налоговых правонарушений
  • предложить пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений

Информационной базой  исследования послужили труды и учебные пособия российских авторов: Мешалкин В.П., Короткова Л.А., Пепеляев С.Г, Глухов В.В. Для написания курсовой работы были рассмотрены различные информационные источники: учебно-методическая литература, информационные ресурсы. Главной теоретической основой являлся Налоговый кодекс РФ.

 

Глава 1 Теоретические аспекты установления ответственности за нарушение налогового законодательства

    1. Сущность налогового правонарушения

Ответственность за нарушение  налогового законодательства можно определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, которая выражается в праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (физическому или юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов установлениемя налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате налогов и сборов.

Институт налоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, который состоит из элементов – отраслевых институтов ответственности за нарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные виды правовых отношений в сфере налоговой ответственности в административном, уголовном, финансовом, таможенном праве. Совершение налогового правонарушения регулируется институтом финансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения, - институтом административной ответственности, а налоговые преступления – институтом уголовно-правовой ответственности. В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушение налогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушения или Уголовном кодексе.

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Объектом налоговых  правонарушений являются сложившиеся в государстве общественные отношения в области порядка уплаты налогов и сборов. 

Не все нарушения налогового законодательства могут быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения. 

Выделяют следующие  правовые признаки деяния, влекущего  применение мер ответственности: 

  • противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой  нормы; 
  • виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо проявленная липом неосторожность; 
  • причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием тех деяний, которые указаны в законе. При отсутствии этой связи исключается применение соответствующих мер ответственности; 
  • недопустимость действия или бездействия.  Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения,  если   за совершение противоправных деяний взысканий не установлено, то привлечение лица к правовой ответственности исключается. 

Субъекты налоговых  правонарушений. 

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут  организации и физические лица в  случаях, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса Российской федерации.  

Субъектами правонарушений признаются: 

1) Налогоплательщики; 

а) Физические лица;

  • Граждане; 
  • Частные предприниматели

б) Организации; 

2)  Налоговые агенты; 

  • Частные предприниматели; 
  • Организации; 

Представители налогоплательщика или налогового агента. 

  • Физические лица; 
  • Организации; 
  • Частные предприниматели; 

Налогоплательщик - лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог, а также налоговый агент или их представители. На других лиц, в том числе руководителя предприятия, главного бухгалтера, составы налоговых правонарушений, предусмотренные частью первой Налогового Кодекса, не распространяются. 

 

1.2 Виды ответственности за нарушения налогового законодательства

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые  санкции устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах. При совершении одним  лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. 

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика или налогового агента. Только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. 

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков как в судебном порядке (если больше 5 тыс. рублей) так  и по решению руководителя налогового органа (зависит величины штрафа). 

Ответственность за налоговые  правонарушения предусмотрена статьями 116-129.2 Налогового кодекса РФ.

  1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст. 116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме 10 тыс. руб.
  2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, то штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без постановки на учет, но не менее 40000 рублей.
  3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений.
  4. Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если декларация не представлена в налоговый орган в течение  более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах  срока, следует взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)

  1. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 5 тыс.руб.. Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

  1. Неуплата или неполная уплата сумм налога. Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Если обратиться к  статистике то, например, за 2011 год в  России было выявлено уклонений от уплаты налогов физическими лицами - 5455, уклонений от уплаты налогов  юридическими лицами - 6942, (рис 2)

Рисунок 1. Уклонение от уплаты налогов

  1. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Если налогоплательщик, являющийся налоговым агентом, не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению
  2. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей
  3. Ответственность свидетеля налогового правонарушения. В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства